Опубликовано: 11.07.2017 г.
Автор: Тэтару Ольга Николаевна, воспитатель
г. Сыктывкар
«Гусек» - старинная народная игра — предшественница всех современных игр с полем, была заимствована у немцев и занесена к нам в конце XVII — начале XVIII вв.
Любители этой игры в старину брали широкую доску, отстругивали ее как следует, шлифовали, покрывали светлой краской, служившей грунтом. Потом наносили рисунок: длинная извилистая дорога, которая могла закручиваться даже улиткой; вдоль дороги — разные строения: постоялый двор, кабак, тюрьма, казарма... Возле дороги и подальше от нее рисовали овраги, ямы, капканы. Где-то тут же — стадо гусей. А в самой середине, в «сердцевине» улитки, изображался гусек, с которым связывались самые большие надежды играющих. Помимо описанной доски должна быть кость — костяной кубик,— на гранях которого обозначены точки — от 1 до 6. Кость по очереди бросали на стол и смотрели, сколько выпало очков — столько можно отмеривать шагов вдоль дороги, которая, естественно, имела соответствующие обозначения. Задача каждого игрока — поскорее пройти всю дорогу и добраться до гуська, который обещает приз, заранее обусловленный играющими. Но дойти благополучно до гуська очень трудно: на пути всякие препятствия и ловушки. В каждой деревне, в каждом городе мастера придумывали свои правила игры, ее тонкости и соответствующий им антураж. Все это современные конструкторы игровой техники изучают, учитывают и используют на практике, создавая детские игры.
Игровая деятельность — это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовольствия от проявления физических и духовных сил. Природа создала детские игры для всесторонней подготовки к жизни.
Настольные игры «Гусек»– это один из видов дидактических игр.
Почему возникла необходимость использования настольных игр в моей работе:
1) Время требует перестройки в содержании и формах работы с детьми, творческих усилий, поиска новых подходов к каждому ребенку с учетом его уровня развития, особенностей нервной системы и способности к усвоению знаний, активного использования научных достижений в области педагогики и психологии.
2) Игра - ведущий вид деятельности ребенка-дошкольника.
3)Развиваются новые психологические прогрессивные образования, и возникает мощный познавательный мотив, являющийся основой возникновения стимула к учебе. Нет игры у дошкольника - нет интереса к учебе у школьника.
4) Имеются возрастные особенности детей, связанные с недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания, преимущественно развитием памяти, преобладанием наглядно-образного типа мышления. Дидактическая игра как раз и способствует развитию у детей психических процессов.
5) Недостаточно сформирована познавательная мотивация. Дидактическая игра во многом способствует преодолению трудностей.
Дидактическая игра «Гусек» выполняют следующие функции:
- дает детям возможность учиться и приобретать на практике навыки, необходимые для успешной учебы в школе
- узнавать о правилах, соблюдении очереди, честности, испытать чувство победы и поражения
- дает возможность узнать цвет, слова признания, согласования, учета, развивают память, учат распознавать образы, развивают логику;
– тренируют мелкую моторику каждый раз, когда дети играют.
Дидактическая игра может быть использована в организованной образовательной деятельности в области «Познание» и в самостоятельной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста. Мною были изготовлены два поля для игры в «Гусек»: «Волшебный туесок» и «Детский сад» в помощь в приобщении детей к коми языку.
Игра «Гусек» - «Волшебный туесок» для старшей группы имеет цель: продолжить работу по созданию эмоционально - положительного настроя для приобщения детей 5-6 лет коми языку; закреплять произношение слов на коми языке, обозначающих понятия по 5 областям ООПДО: познавательная (овощи, ягоды, грибы, дикие и домашние животные с детёнышами, деревья, еда и напитки, посуда, мебель, игрушки, одежда и обувь, игрушки); художественное творчество (цвет и форма); социально-коммуникативная (слова приветствия, представления о правилах поведения в общественных местах и поступки); физическое (глаголы); речевое (вопрос-ответ); закреплять произношение звуков и аффрикатов: -о-,-i-,-тш-,-дз-, -дж-.
Игра «Гусек» - «Детский сад» для подготовительной группы создана с целью: закрепить умение грамматически правильно составлять предложения на коми языке из 3-4 слов, опираясь на сюжетные картинки по теме «Детский сад»; закреплять произношение звуков и аффрикатов: -о-,-i-,-тш-,-дз-, -дж-.
Методика работы по игре «Гусек».
Работу по обучению детей играм я строю в несколько этапов:
1 этап: подготовительный
- отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения: углубление и обобщение знаний, развитие сенсорных способностей, активизация психических процессов (память, внимание, мышление, речь);
-установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей определенной возрастной группы;
- определение наиболее удобного времени проведения игры;
- выбор места для игры, где дети могут спокойно играть, не мешать другим;
- определение количества играющих;
- подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
- подготовка к игре самого воспитателя: он должен изучить и осмыслить весь ход игры, свое место в игре, методы руководства игрой;
- подготовка к игре детей: обогащение их знаниями, представлениями о предметах, необходимыми для решения игровой задачи.
2 этап:
проведение игры
- ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре;
- объяснение хода и правил игры;
- показ игровых действий, в процессе которого воспитатель учит детей правильно выполнять действие, доказывая, что в противном случае игра не приведет к нужному результату;
- определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра (определяется возрастом детей, уровень их подготовки, игровых правил);
- проведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, т. к по результатам, которых дети добиваются в игре можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят.
3 этап:
Анализ проведенной игры
- направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения, какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели, что не сработало и почему. Кроме того, анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей и, значит, правильно организовать индивидуальную работу с ними.
В дальнейшем ребенок имеет возможность самостоятельно в свободной деятельности осуществлять выбор игры.
Подбор игр осуществляется с учетом возрастных особенностей детей, темы образовательной деятельности.
Таким образом, систематическое использование игры «Гусек» поможет приобщать детей к общению на коми языке, способствует всестороннему развитию детей, развивает самостоятельность, умение организовывать свою деятельность.
Данная игра была представлена на тематическом педагогическом совете «Создание развивающей предметно-пространственной среды с учетом требований ФГОС» 20.12.2016 протокол №2. Воспитателей заинтересовал данный материал, на педагогическом совете было предложено провести «Творческую мастерскую» для воспитателей, в результате которой каждая группа изготовила свое поле для игры в «Гусек» с учетом возрастных особенностей и образовательных задач своей возрастной группы. Для подготовки «Творческой мастерской» перед собой я поставила цель: повысить профессиональный уровень и статус педагогов; повышение качества педагогического процесса в сфере обучения дошкольников коми языку в условиях образовательной среды детского сада; обобщение и обмен педагогическим опытом. Задачи: популяризация инновационных идей, технологий, находок педагога; повышение эффективности образовательного процесса приобщения дошкольников коми языку в условиях образовательной среды детского сада; формирование осознанной потребности педагогов в усвоении знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной реализации и развития творческих способностей приобщения дошкольников коми языку в условиях образовательной среды детского сада.