0+



 

Опубликовано 21.08.2017г.

Клокова Тамара Викторовна Педагог –психолог
Муниципального учреждения
Центр психолого- педагогической, медико-социальной помощи «Стимул»
Тутаевского муниципального района

Цель: Формирование у учащихся понятия «собственных границ личности» через самопознание.
Задачи:
1. Познакомить учащихся с понятием «границы личности», раскрыть характеристики физических и психологических границ.
2. Способствовать углублению процесса самопознания, поиска внутренних ресурсов для самореализации личности.
3. Мотивировать учащихся на обращение к внутреннему миру, активизировать процесс рефлексии.
4. Способствовать развитию базовых коммуникативных умений и навыков.

Методы и приемы: групповая дискуссия, игровые упражнения, арт-терапия, методы самовыражения (в рисунке, в создании образа).
Возраст участников: учащиеся старшей школы.
Группа - до 10 человек.
Материалы:
• метафорические карты;
• ватман, цветные маркеры, цветные мелки;
• кинетический песок,
• магнитофон, музыкальное сопровождение;
• буклеты «Граница – не клетка, а опора».


Ход занятия:
I. Организационный этап - (5 мин.)
1.Упр. «Визитка»
На столе лежат бейджики, разноцветные прямоугольники и фломастеры.
П. здоровается с учащимися: «Здравствуйте, ребята. Меня зовут Тамара Викторовна. Для того чтобы нам было удобно общаться я предлагаю вам оформить визитку со своим именем».
2.Упр. «Какой(ая) Я?»
На столе разложены метафорические карты.
Инструкция: Посмотрите на эти карточки. Возьмите одну понравившуюся вам и от имени карточки в двух словах – прилагательных расскажите, пожалуйста, о себе. Я начну…
Учащиеся высказываются от имени карточки.
П: Спасибо. Мы с вами познакомились и многое узнали друг о друге..

II. Основной этап – (20 мин.)
На полу парами разложены цветные листы.
1. Упр. «Границы личности»
П: Только что мы смогли убедиться в том, что все мы разные, каждый человек индивидуален. В жизни же нам приходится постоянно взаимодействовать друг с другом - дома, в школе, на улице, вступать в определенные отношения…Без этого жить в социуме просто невозможно.
Инструкция: Ребята, я прошу вас разделиться на пары. Встаньте, пожалуйста, на лист такого же цвета, как и ваш бейдж - это ваше личное пространство. Один из вас стоит на месте. Другой – исследует его личное пространство. Затем меняетесь ролями. Определились?.. Итак - «исследователи» сделайте один шаг навстречу напарнику.
- Прислушайтесь к себе, что вы чувствуете? Комфортно ли вам? Сделайте ещё шаг и встаньте спиной к напарнику. Какие у вас сейчас ощущения?
- Ещё один шаг..., еще…(всего 3 раза)
- А теперь поменяйтесь ролями. И проделаем то же самое.
- Спасибо. Присаживайтесь.
Вопросы для обсуждения: Прошу вас поделиться, какие ощущения возникли у вас на разных этапах, менялись ли они?

2. Справочная информация:
Я вижу, вы все прочувствовали, что у каждого из нас есть свое личное пространство. Сегодня я предлагаю вам поговорить о его границах.
Итак, границы - это место, где заканчивается «пространство нашего Я» и начинается «личное пространство Другого». Существуют физические и психологические (эмоциональные) границы личности. Давайте вместе порассуждаем: Каково содержание этих понятий?
(Высказывания учащихся).
П: Итак, мы определились, что физические границы – это границы физического тела, зона физического комфорта. Психологические границы как бы регулируют наши эмоции: с одной стороны позволяют нам иметь свои чувства и право на их выражение, а с другой - умение понимать чувства других людей и уважать их.
- А теперь давайте попробуем определить свои психологические границы.

3. Упр. «Я, мой мир, мои границы…»
Инструкция: Возьмите цветные мелки. На ватмане каждый нарисуйте круг, в том месте, где вам удобно, где хочется.
- С помощью других кругов дорисуйте его. Это «Ваш мир».
- Обозначьте его границы: обведите «Свой мир» одной линией.
- Посмотрите, как индивидуальны эти миры. К кому хочется сходить в гости? Попробуйте договориться с этим человеком, можно ли зайти к нему в гости, в какое место он вас пригласит, что можно принести с собой, т.е. где и что можно дорисовать.
Учащиеся создают «Свой мир» в рисунке.
Вопросы для обсуждения:
П.: Расскажите о «Своем мире»: Что вы хотели нарисовать? Что получилось? Кто приходил к вам в гости, как вы чувствовали себя при этом? К кому вы ходили в гости? Как вы себя чувствовали?
Высказывания учащихся.
П.: Посмотрите на общий рисунок. Чей мир вам кажется самым ярким, привлекательным? В чьи границы не хотелось вторгаться, разрушать их? Какой мир легче всего разрушить и почему?
Высказывания учащихся.
П: Спасибо большое за вашу работу. Я надеюсь, что вы задумались и станете более чувствительными к границам, с помощью которых каждый человек защищает «Свой мир», свою индивидуальность.

4. Притча об умении выстраивать границы.
П.: Я хочу рассказать вам притчу:
«Однажды к убелённому сединами мудрецу вся в слезах пришла молодая и очень красивая девушка: — Что мне делать? – сквозь слёзы жаловалась она. – Я всегда стараюсь по-доброму обходиться с людьми, никого не обижать, помогать, чем могу, но часто вместо благодарности и уважения принимаю обиды и горькие насмешки, а то и откровенную вражду. Посоветуйте, что мне делать. Мудрец посмотрел на красавицу и с улыбкой сказал: — Разденься донага и пройдись по городу в таком виде. — Да вы с ума сошли! – возмутилась красавица. Тогда мудрец открыл дверь и поставил на стол зеркало. — Вот видишь, – ответил он, – появиться на людях, обнажив своё красивое тело, ты боишься. Так почему ходишь по миру с обнажённой душой? Она у тебя распахнута, как эта дверь. Все кому не лень входят в твою жизнь и в добрых делах твоих, как в зеркале видят отражение своих пороков. Не у каждого есть мужество признать, что кто-то лучше его. — Так что же мне делать? – спросила девушка. — Пойдём, я покажу тебе свой сад, – предложил старец. Водя девушку по саду, мудрец сказал: — Много лет я поливаю эти прекрасные цветы и ухаживаю за ними. Но я ни разу не замечал, как распускается бутон цветка, хотя потом я и наслаждаюсь красотой и ароматом каждого из них. Так и ты будь подобна цветку: раскрывай своё сердце перед людьми не спеша, незаметно. Смотри, кто достоин быть тебе другом и творит тебе добро, как поливает цветок водой, а кто обрывает лепестки и топчет ногами…
Вопросы для обсуждения: На какие мысли навела вас эта притча? О чем заставляет задуматься?

III. Заключительный этап: рефлексия занятия (5 мин.)
Учащиеся подходят к столу с кинетическим песком.
П.: У каждого из нас есть свои ресурсы. У всех они разные, у каждого свои. Это тот источник, из которого мы черпаем силу для защиты «Своего мира», его границ.
1. Упр. «Ресурс»
П.: Возьмите песок в руки (пересыпают песок из рук в руки, пропускают его сквозь пальцы). Почувствуйте его. Согрейте его своим теплом (сжимают комок песка между ладоней). Представьте себе образ ресурса, который позволит вам защитить границы «Своего мира», создайте его.
Рефлексия: Расскажите, пожалуйста, что это за ресурс и как он поможет вам в защите ваших границ?
2. Завершение занятия:
П.: Большое спасибо вам за работу. Мне было очень приятно с вами сотрудничать. Хочется пожелать вам, чтобы границы, о которых мы с вами сегодня говорили, стали для вас не клеткой, а опорой для того, чтобы комфортно ощущать себя в «Своем мире», а ваш ресурс позволил сохранить их нерушимыми. Удачи вам!
Учащиеся получают буклеты по теме встречи.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация