Опубликовано 29.08.2017г.
Минц Маргарита Александровна, учитель-логопед,
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Центр развития ребенка - детский сад №35 "Родничок"
поселка Краснознаменский Щелковского муниципального
района Московской области
Для того чтобы помочь малышу научиться говорить правильно, необходимо выполнять совсем не трудные артикуляционные упражнения, а так же не забывать выполнять упражнения направленные на развитие мелкой моторки, ведь у мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на почерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка.
Упражнения необходимо делать регулярно, минимум 5 раз в неделю по 5 минут в день, тогда ребенок быстро даст хороший результат. Чтобы ребенок не уставал, занятия лучше проводить у в игровой форме. Но следует следить за качеством выполняемых упражнений, стараться более детально останавливаться на тех, которые вызывают у ребенка большие трудности, и только после правильного прорабатываниях их, приступать к следующим.
Артикуляционной гимнастикой нужно заниматься сидя перед зеркалом, чтобы хорошо было видно в отражении лицо ребенка и мамы .
Некоторая детская напряженность в самом начале занятий вполне естественна. Со временем ребенок расслабится, и будет выполнять упражнения более непринужденно. Взрослый должен постараться создать положительный эмоциональный настрой, чтобы не отпугнуть маленького ученика и не вызвать у него отрицательных эмоций.
Гимнастика для детей 5-6 лет непосредственно готовит будущих школьников к тому, чтобы успешно усваивать учебный материал. Ведь ребенок, который плохо произносит звуки, будет испытывать значительные трудности на всех уроках. Его будет трудно понять не только его сверстникам без патологий, но и учителям. Упражнения направлены не только на тренировку и подвижность речевых мышц, но и развитие памяти, автоматизацию полученных навыков.
После того, как дошкольник научится говорить звук правильно, необходимо заняться закреплением этого звука в слогах, словах, предложениях. Именно поэтому ребенок в этом возрасте заучивает большое количество чистоговорок, потешек, стихотворений. При повторении материала родители должны следить за правильным и четким произношением звкука.
Если же ребенок на протяжении долгого времени так и не научился правильно произносить тот или иной звук, значит есть необходимость обратиться за консультацией к логопеду, который обязательно решит все проблемы и научит его говорить правильно и красиво. Только специалист сможет определить какая именно артикуляционная гимнастика для детей подойдет в том или ином случае.
Примеры артикуляционной гимнастики.
«Часики» — двигаем языком из стороны в сторону, словно стрелкой часов: «тик-так, тик-так»;
«Чашечка» — с широко открытым ртом пробуем загнуть вверх края языка и поднять его в таком положении к небу;
«Полный хомячок» — надуваем щеки и задерживаем на несколько секунд, сначала вместе, а потом – поочередно;
«Улыбочка» — растягиваем губы в форме улыбки, показывая зубки, а затем расслабляем;
«Поцелуй» — вытягиваем губы, как для поцелуя, и задерживаем так на несколько секунд;
«Котенок пьет молоко» — широко открываем рот и несколько раз, будто лакаем молоко, как это делает котенок.