Опубликовано: 19.09.2017 г.
Автор: Ефремова Юлия Леонидовна,
воспитатель первой кв. категории
БМА ДОУ «Детский сад №17 комбинированного типа»
«Часто руки знают, как распутать то-
над чем тщетно бьется разум»
К. Г. Юнг
Проект «Формирование эмоционального интеллекта дошкольника через «Волшебные сказки на песке»» основан на современных коррекционных технологиях развития ребенка: сказкотерапии и песочной терапии (игры).
«Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками …».
«Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы…».
Выписка из: пункт 2.6 ФГОС ДО
ПРОБЛЕМА:
В течение работы с подготовительной группой №10 с 2015 по 2017 года у детей были выявлены (по результатам мониторинга) трудности в сфере социально- коммуникативного развития, речевом развитии. Дети со слабыми коммуникативными способностями, с невозможностью и нежеланием к сотрудничеству и не развитыми формами конструктивного поведения в общении, в совместной деятельности и при разрешении конфликтов.
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Не изменять и не переделывать ребенка, не учить его каким-то специальным поведенческим навыкам, а дать возможность каждому ребенку быть самим собой. Формирование способности к сотрудничеству, умению слушать друг друга, социальной гибкости - помочь развить каждому ребенку с помощью творчества и взаимодействия с природным материалом-песком.
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА:
В процессе знакомства со сказками и взаимодействия с сыпучими материалами дети становятся более эмоционально-устойчивыми, способными раскрывать свои творческие качества. Дети приобретают определенные социальные навыки, необходимые для развития чувства собственной ценности и значимости для самих себя и для окружающих.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА:
1. Мягко и безопасно повлиять на поведение ребенка (раскрепощая, уменьшить тревожность, лучше понять и принять его внутренний мир).
2. Развивать связную речь ребенка, умение пересказывать услышанное, делиться своими мнениями и впечатлениями при помощи элементов сказкотерапии и песочной терапии.
3. Помочь приобрести положительный опыт символического разрешения множества жизненных ситуаций (положительных и конфликтных).
4. Развивать творчество, воображение, фантазию, положительные чувства и эмпатию.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА:
Развитие социальных навыков:
«Волшебная песочница» открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку.
Во взаимодействии с песком дети активно проявляют свои творческие способности, учатся проявлять свои эмоции, оттачивают свой эмоциональный интеллект и транслируют окружающим свою радость и удовлетворение процессом игры с песком.
Развитие речи является одной из актуальных проблем современного общества.
Поэтому совершенно очевидно, что довольно остро назревает вопрос о совершенствовании дидактических приемов, методов образовательно-информационной работы с современным подрастающим поколением.
При этом необходимо учитывать и потребности семьи, т. е. создавать технологии применимые и доступные в семейном образовании и воспитании.
Одним из наиболее интересных решений этого вопроса - является педагогический взгляд на терапевтическую песочницу.
ТИП ПРОЕКТА: познавательно-экспериментальный.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА:
Дети средней, старшей и подготовительной группы (возраст 4-7 лет)
Взрослые: воспитатели, педагоги дополнительного образования, родители.
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
Данный проект может рассматривать разные возраста воспитанников и применяться в зависимости от возрастной группы (в течение одного года) или в течение всех трех переходных этапов взросления детей (с младших групп до подготовительных).
В нашем варианте рассмотрим длительность проекта в течение месяца.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ ПРОДУКТ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
1.Картотека терапевтических сказок с акцентом на то или иное эмоциональное проявление.
2.Картинки с изображением «Человечков- настроений» (радость, грусть, гнев и страх).
3.Альбом рисунков детей дошкольников на тему «Мое привычное настроение».
4.Сказки –созданные детьми на основе собственного творчества.
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТА ПО СЛЕДУЮЩИМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЛАСТЯМ:
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Дать представление дошкольнику о песке- как о природном материале. Откуда появляется песок.
- Формировать знания о «волшебной» силе песка (его струящемся между пальцев потоке песчинок и тихом шелесте, особом блеске и могуществе).
- Формировать познавательный интерес к свойствам песка и его изменяющемся состоянии (сухой песок и мокрый).
- Развивать умения и знания по взаимодействию с разными сопутствующими природными материалами (камнями, водой, корой и элементами деревьев).
РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ:
- Познакомить дошкольников с таким направлением художественной литературы –как сказка (русские - народные и сказки народов мира).
- Пополнить речевой словарь ребенка при помощи сказочного содержания и повествования.
- Помочь ребенку при помощи песочного взаимодействия преодолеть свои речевые барьеры и самому попробовать реализовать себя в роли автора сказки.
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Обращать внимание детей на художественные образы, характеры сказочных персонажей.
- Учить обращать внимание на поведение главных героев сказок и историй (ситуации взаимодействия с окружающими героями и окружающим миром), делать акцент на конструктивном поведении и на возможности нести ответственность за те или иные действия).
- Обращать внимание на эмоциональную окраску взаимодействия сказочных персонажей.
- Воспитывать любовь к сказочному наследию, умение видеть доброе и прекрасное в окружающем мире.
- Передавать свое эмоциональное состояние при помощи сыпучих материалов и создании собственных сказочных историй.
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ:
- Развитие у детей социально- коммуникативных качеств: моральных понятиях о «добре» и «зле», о нравственных ценностях- принятых в обществе.
- Осознание собственных эмоционально- волевых качеств.
- Обогащение эмоционального интеллекта ребенка –дошкольника знаниями о себе, об окружающих его людях, о коммуникативных ситуациях –возникающих в процессе общения и социализации в обществе.
- Создание алгоритма действий у ребенка при трудных, конфликтных ситуациях.
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ:
- Развитие у детей-дошкольников тактильных ощущений при взаимодействии с песком и сыпучими материалами.
- Улучшение мелкой моторики рук в процессе работы со вспомогательным материалом разным по своей форме.
- Уменьшение тревожности и улучшение общего психического состояния в результате взаимодействия с песком, создания собственных сказочных историй и проживания собственного опыта.
КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА:
- Формирование определенного алгоритма взаимодействия с песком у детей с гиперактивностью и ОВЗ (познавательный момент, игровой момент, процесс взаимодействия с другими участниками игры).
ЭТАПЫ ПРОЕКТА:
I этап – подготовительный.
1.Подбор и анализ информации по данной теме. Знакомство с различными методическими рекомендациями в данной области.
2.Определение уровня сформированных представлений у дошкольников о свойствах песка о песочной игре.
3.Знакомство с сыпучими материалами, рекомендованными для игр в песочнице (манная крупа, разноцветный покрашенный рис, речной песок, мелкая галька, цветной песок, кинетический песок, лунный песок).
4.Ознакомление дошкольников с разными видами сказок (познавательными, поучительными, природными и т.д)
5.Ознакомление и обсуждение правил безопасности при работе с песком в песочнице.
6.Погружение в «таинственный ритуал входа в сказку» и обсуждение путей «выхода из песочной сказки»
II этап – основной.
1.Пополнение предметно-развивающей среды соответствующими атрибутами (песочница, варианты сыпучего материала, емкости разного объема, совочки, лопатки, вспомогательные игрушки для создания песочных картин).
2.Образовательная деятельность в режимных моментах (создание проблемных социально- коммуникативных ситуаций; ознакомление с вариантами сказочного творчества- заклички- зачины; физкультминутки).
3.Самостоятельная творческая и игровая деятельность детей в контексте сказочных сюжетов.
4.Рассматривание красочно оформленных сказочных изданий.
5.НОД.
6.В контексте познавательных занятий-знакомство с коммуникационными упражнениями с песком и на песке.
7.В контексте занятий речевого цикла- знакомство с ритуалами входа –выхода в сказочный сюжет, обсуждение вариантов и составление собственных песочных историй и картин, составление алгоритма сочинения сказок и самостоятельное проявление речевого творчества.
8.В контексте занятий социально- коммуникативной направленности- обсуждение характеров и вариантов коммуникационных ситуаций, возникающих в песочнице (борьба Добра и Зла).
Выстраивание и проигрывание схем расположения фигур на песке, сюжета песочной картины, проживание полученного опыта собственной придуманной истории или сказки.
9.Оформление творческих работ (сочиненных сказок) и рисунков детей, оформление фотоальбома
III этап – дополнительный.
1.Игры и игровые НОД на повышение уровня межличностного взаимодействия детей.
IV этап – заключительный.
1.Подведение основного итога проекта.
2.Презентация полученных результатов детского творчества (рисунков, фото -отчетов, речевого творчества- сочиненных сказок и историй).
3.Рассказ детей о впечатлениях, полученных во время участия в проекте.
4.Эмоциональный отклик детей в итоговом упражнении «Разноцветная ромашка».
5.Презентация мини-проектов детей «Моя волшебная песочная сказка».
6.Интерактивная презентация для родителей «Удивительный мир Сказки».
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА:
1. Дети начинают понимать, чему учат сказки (их скрытый смысл), проявляют интерес к сказочному наследию своего края.
2. Дети пробуют самостоятельно сочинять сказки, манипулируя песком и распределяя фигуры главных героев по сюжету сказки, проявляя творчество, воображение и фантазию.
3. Дети начинают работать коллективно; - коллективно взаимодействовать, разрешать ситуации, в которые попадают герои сказок, «оказывать» им помощь, сочувствовать, поддерживать.
Учатся уважать друг друга и самостоятельно принимать решения. Приобретают навык умения защищать свои границы и уважать чужие. Развивают сильные стороны своего характера, лучше понимают свои и чужие поступки.
Приобретают навык снижения тревожности и выравнивания эмоциональных состояний (агрессии и страхов).
4. Дети преодолевают речевые зажимы и начинают проговаривать свои эмоциональные состояния и впечатления от изученного материала.
5. Умеют презентовать свою собственную творческую работу (мини- проект) и с желанием участвуют в представлении коллективных работ (создании общей завершающей сказки).
ИТОГИ ПРОЕКТА:
- Создание картотеки сказок –помощников (терапевтических сказок- помогающих понять то или иное эмоциональное состояние).
- Улучшение и наполнение предметно-развивающей среды.
- Интерес детей и их родителей к необычному и нетипичному миру «Песочных историй».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1.Т. Д. Зинкевич-Евстегнеева, Т. М. Грабенко Чудеса на песке. Практикум по песочной терапии. СПб., 2010
2.Н. В. Козуб, Э. И. Осипчук В гостях у песочной феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. СПб., 2011
3.Н. А. Сачкович Технология игры в песок. Игры на мосту. СПб., 2008
ПРИЛОЖЕНИЕ.
Роль песочной игры в развитии эмоциональной сферы.
Обыкновенный песок – это нечто волшебное. Уверена, что вы с этим согласитесь! Трудно найти человека, которому слово «песок» тотчас не навеяло бы живые воспоминания из детства.
Используя лоток с песком, вы с можете вместе с детьми осуществлять практически любые свои идеи, а также совершать увлекательные путешествия, постоянно узнавая что-то новое.
Играя, ребенок испытывает удовольствие, и это побуждает его к новым открытиям и изобретением. Таким образом, ребенок развивает себя сам, планируя, рисуя, воплощая свои фантазии в следах на песке.
Ребенок включается в игру с песком всем своим существом – эмоционально, психически, физически. При этом создаются благоприятные условия для проявления у детей концентрации внимания, любознательности, увлеченности, а также для релаксации.
Лоток для песка сделан прямоугольным не случайно: подобная форма воздействует на наше сознание совершенно иначе, чем квадрат или круг. Если квадрат или круг вызывают умиротворение и сосредоточенность, то прямоугольник более динамичен.
В детском саду лоток с песком должен постоянно находиться в специально отведенном для него месте.
Некоторые рекомендации:
- желательно, чтобы дети работали стоя – так у них будет больше свободы движений.
- не надо помещать лоток в углу комнаты.
- лоток с песком нужно устанавливать на большом и прочном столе, высота которого должна обеспечивать комфортные условия для работы детей.
- все принадлежности стоит размещать в маленьких корзиночках на уровне глаз ребенка.
- песок время от времени следует очищать. Полезно, чтобы дети делали это самостоятельно, просеивая песок через самое мелкое сито.
- перед началом работы с песком дети должны мыть руки. Таковы гигиенические нормы.
- после занятий лоток рекомендуется закрывать крышкой.
Играя в лотке с песком, дети совершенствуют свои навыки, получают удовольствие от экспериментирования, у них расслабляется мускулатура.
Развитие социальных навыков.
Лоток с песком открывает перспективы для увлекательной и творческой работы детей как в небольших группах, с партнером, так и в одиночку.
С помощью лотка с песком дети активно проявляют свои творческие способности, восприимчивость и всячески показывают окружающим свою радость от работы.
Развитие восприятия.
Регулярные упражнения с песком стимулируют тактильное восприятие: дети исследуют песок, ощущая тепло и холод.
Тактильное восприятие развивается в процессе совершения последовательных движений различными частями тела.
Регулярные занятия в лотке с песком способствуют повышению внимательности и сосредоточенности.
Агрессивность и гиперреактивность поддаются коррекции при помощи игр в лотке с песком, поскольку такие игры и упражнения действуют на детей успокаивающе.
Конструкт занятия с использованием песка «Волшебный Песок».
Задачи:
1. Познакомить детей с песком, его свойствами и особенностями.
2. Учить детей самостоятельно действовать в соответствии с алгоритмом, достигать цели.
3. Развивать тактильно-кинестетическую чувствительность, эмоционально-чувственный опыт детей, мелкую моторику рук и воображение.
4. Снятие психофизического напряжения.
Форма занятия: подгрупповая (5-8 чел)
Материал: песочница, песок, Песочная Фея (игрушка-кукла, миниатюрные игрушки или предметы (мячик, ракушка, машинка, кукла, кошка) по количеству детей.
Ход занятия:
Педагог. Здравствуйте, ребята! Как же я рада вас видеть! Мне нужна ваша помощь, чтобы понять, что здесь случилось. Дети, посмотрите что это? (на полу в кабинете стоит ящик с песком)
1. Упражнение «Знакомство с песком».
-Ребята, что такое песок?
- Какого он цвета?
- Какой он?
- Что интересного можно рассказать о песке? (дети отвечают на вопросы, рассказывают о песке из личного опыта) .
- Песок – это очень интересный материал, из него можно построить замки, башни, мосты, пустыню, а еще на песке можно отпечатать следы. Хотите оставить следы на песке?
Дети. Да!
Педагог. Тогда проходите к моей песочнице и рассаживайтесь поудобнее.
2. Упражнение «Знакомство с хозяйкой песочницы - Песочной Феей».
Педагог. Ребята, посмотрите, кто к нам пришел? Это хозяйка нашей песочницы и песка - Песочная Фея. Она добрая волшебница, которая любит детей, игрушки, ей очень хочется познакомиться с вами и вашими игрушками (дети показывают игрушки, если у них они есть, и по возможности называют их и свои имена). Песочная Фея хочет вам показать много интересных игр в песочном мире.
Давайте поздороваемся с нашим новым другом – песком.
Дети. Здравствуй, песок!
Педагог. Песочная Фея приглашает всех к себе в гости в песочницу, в свой песочный мир (дети осматривают песочницу, дотрагиваются до бортиков). Она здесь хозяйка. И она сейчас разрешает нам с вами войти в ее песочный дом (дети осматривают песочницу).
Посмотрите борта песочницы голубого цвета, как небо, а дно песочницы тоже голубого цвета, как вода в море.
У Песочной Феи, в ее песочном доме существуют правила поведения в песочницы, вот послушайте их:
1. Береги песчинки – не выбрасывай их из песочницы. Ведь это подружки нашей Песочной Феи. Если случайно песок высыпался – покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. (Нельзя выбрасывать песок из песочницы).
2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. (Нельзя брать песок в рот и бросать его в других детей).
3. После игры надо помочь Песочной Фее убрать все игрушки на свои места.
4. Песочная Фея любит, когда у детей чистые ручки и носики. (Поиграл с песком – помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу).
Также можно выучить с детьми стих о правилах поведения в песочнице:
Здесь нельзя кусаться драться
И песком в глаза кидаться
Можно строить и творить
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Песок – мирная страна,
Здесь добро и красота!
А теперь, когда вы познакомились с правилами поведения в песочнице и с песком мы с вами попробуем оставить следы на песке.
3. Упражнение «Следы на песке»
- При помощи чего вы сделаете следы?
Дети. Кулачками, пальчиками, ладошками, ребром ладони (дети оставляют следы на песке).
На ровной поверхности песка ребенок и взрослый по очереди делают отпечатки кистей рук: внутренней и внешней стороной. Важно задержать руку на песке, слегка вдавив ее, и прислушаться к своим ощущениям. Взрослый начинает игру, рассказывая ребенку о своих ощущениях.
Педагог. “Мне приятно. Я чувствую прохладу (или тепло) песка. Когда я двигаю руками, я ощущаю маленькие песчинки. А что вы почувствовали?
Дети. Песок мягкий, рыхлый, вязкий, рассыпчатый, сыпучий…
Педагог. Прохладный он или теплый, сухой или сырой? Как вы это определили? (ответы детей)
Далее, взрослый переворачивает свои руки ладонями вверх.
Педагог. “Я перевернула руки и мои ощущения изменились. Теперь я по-другому чувствую шероховатость песка, по-моему, он стал чуть холоднее. А что чувствуете вы? (ответы детей). Мне не очень удобно держать так руки. А вам? ” (ответы детей).
Если у ребенка похожие ощущения, можно обсудить: что лучше сделать, чтобы их изменить.
- можно подвигать руками,
- “поскользить ” ладонями по поверхности песка, выполняя зигзагообразные и круговые движения (как машинки, змейки, санки и др.)
- выполнить те же движения, поставив ладонь на ребро,
- “пройтись” ладошками по проложенным трассам, оставляя на них свои следы,
- создать отпечатками ладоней, кулачков, костяшками кистей рук, ребрами ладоней всевозможные причудливые узоры на поверхности песка, попытаться найти сходство узоров с объектами окружающего мира (ромашка, солнышко, дождинки, травки, дерево, ежик и пр., воображение, развитие аналогий
- “пройтись” по поверхности песка отдельно каждым пальцем поочередно правой и левой рукой, после - одновременно (сначала только указательным, потом - средним, затем - безымянным, большим, и наконец - мизинчиком).
- далее, можно группировать пальцы по два, по три, по четыре, по пять. Здесь уже ребенок может наблюдать загадочные следы. Как хорошо вместе пофантазировать: чьи они?
- “поиграть” по поверхности песка, как на клавиатуре пианино или компьютера. При этом, двигаются не только пальцы, но и кисти рук, совершая мягкие движения “вверх-вниз”. Для сравнения ощущений можно предложить ребенку проделать то же упражнение на поверхности стола.
Педагог. А теперь давайте спрячем руки в песок, постепенно поднимайте по одному пальчику, какие у вас ощущения?
Эти незатейливые упражнения на самом деле обладают колоссальным значением для развития психики ребенка. Во-первых, такого рода взаимодействие с песком стабилизирует эмоциональное состояние. Во-вторых, наряду с развитием тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики, мы учим ребенка прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения. А это, в свою очередь, способствует развитию речи, произвольного внимания и памяти. Но главное - ребенок получает первый опыт рефлексии (самоанализа). Учится понимать себя и других. Так закладывается база для дальнейшего формирования навыков позитивной коммуникации т. е навыки общения и эмпатии (способность к пониманию ближнего и сопереживания ему).
4. Игра – сюрприз «Найди предмет в песке»
Педагог. Ребята, песок часто таит в себе много тайн и сюрпризов. Вот и Песочная Фея приготовила нам сюрприз. Сейчас погрузите ладони поглубже, пальчиками ловко перебирайте песчинки, может что и найдете необычное (дети, играя, находят какие-нибудь предметы (по количеству детей, например, мячик, ракушку, машинку и т. д). Что вы нашли? (ответы детей).
Какой он? (маленький, разноцветный, гладкий, круглый, прыгучий и т. д.)
Давайте с ним поиграем!
5. Прощание с Песочной Феей и песком.
Педагог. На этом наше знакомство с песком и Песочной Феей заканчивается.
Вам все сегодня понравилось? Что вы сегодня узнали о песке? Какой он?
Что запомнили? С кем познакомились?
Песочная Фея с нами не прощается, а говорит нам - «До свиданья! Приходите ко мне в гости, я буду рада вас видеть вновь и в следующий раз, мы с вами поиграем в другие интересные игры».