Опубликовано: 05.10.2017 г.
Автор: Апусова Гульназ Надилевна, воспитатель
МБДОУ «Детский сад «Лебедушка»,
п. Татарстан Тукаевского района Республики Татарстан
Вопросы патриотического воспитания детей в современной России в настоящее время являются весьма актуальными. Наблюдаемые жизненные факты, данные статистики, результаты опросов позволяют сделать вывод не только о серьезных деформациях и противоречиях в ценностных ориентациях детей молодежи, но и свидетельствуют о необходимости укрепления системы гражданского, патриотического воспитания как особого рода деятельности государства и общества.
Цель предлагаемой работы состоит в создании условий для патриотического воспитания дошкольников к семье, городу, стране, природе родного края, к культурному наследию своего народа. А также воспитанию чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа, толерантного отношения к представителям других национальностей.
Реализация цели обеспечивается через группу взаимосвязанных задач:
1) Обучающие:
- учить заботливому отношению к родным и близким людям, младшим сверстникам и старшему поколению;
- знакомить с символикой государства, ее значением для народа и страны в целом;
- расширить представления детей о регионах страны, ее больших городах;
2) Воспитательные:
- воспитывать любовь и трепетное отношение к ценностям семьи, детского сада, родного поселка;
- способствовать формированию желания участвовать в общественных мероприятиях, направленных на благоустройство своего двора, территории группы, улиц родного поселка;
- воспитывать уважение к труду разных профессий;
- воспитывать гордость за граждан, достигших успехов в разных областях деятельности: сельском хозяйстве, науке, спорте, культуре, образовании;
3) Развивающие:
- развивать интерес к традициям родного края, соблюдать их и сохранять;
- формировать трепетное отношение к природе, ее ресурсам, экономно их расходовать;
- способствовать развитию интернациональных чувств по отношению к другим народам, их культуре, традициям.
Базовым этапом формирования у детей любви к Родине является накопление ими социального опыта жизни в своем поселке, селе, городе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры. Ознакомление дошкольников с историческим, национальным, географическим, природным своеобразием малой Родины, имеет огромное значение.
Знакомясь с Родиной, ребенок получает много новых знаний об истории Республики и села, о том, что есть много дат, по которым определяют их историю: день рождения, открытие заводов, фабрик, узнает о флоре и фауне, о жизни населения в прошлом и настоящем, памятных и любимых местах отдыха, роли человека в развитии и процветании родных мест и о многом другом. Получает дальнейшее развитие и его эмоционально-чувственная сфера.
Ознакомление с родными местами и достопримечательностями способствует тому, что ребенок начинает осознавать себя живущим в определенный временной период, в определенных условиях, и в тоже время приобщается к богатствам национальной и мировой культуры.
Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях Родины, мы помогаем ему устанавливать положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой.
Рекомендуется использовать следующие направления работы:
1) Формирование у детей интерес к своей родословной.
2) Расширение у детей интерес к родному поселку, знанию его достопримечательности.
3) Расширение у детей представлений о родной стране и республике, президентах, флаге, гербе, гимне страны и республики.
4) Углубление знания детей о российской армии, родах войск.
Стремление прививать детям уважение к почётной обязанности – защищать Родину.
5) Знакомство детей с народными традициями. Разучивание русских и татарских народных игр, пословиц, стихов о Родине.
6) Расширение знаний о различных профессиях, их значимости для общества.
7) Расширение кругозора, внимания, мышления, интереса к происходящим событиям в стране и мире.
С целью расширения у детей полученных знаний, в группе должна быть создана предметно - развивающая среда. Оборудован уголок по патриотическому воспитанию.
Работа по патриотическому воспитанию будет успешней, при условии активного взаимодействия с родителями.
План взаимодействия с родителями должен осуществляться по следующим направлениям: аналитическое, консультативным, просветительским, практическим и досуговым.
Аналитическое направление взаимодействия с семьями:
1. Изучение микросоциального статуса семей.
2. Наблюдение за особенностями взаимоотношений родителей и ребенка.
3. Наблюдение за особенностями взаимодействия родителей со своим ребенком.
4. Анкетирование родителей по вопросам потребностей в оказании педагогической помощи в патриотическом воспитании детей.
5. Организация обратной связи с родителями: электронная почта.
Консультативное направление взаимодействия с семьями:
1. Консультирование родителей по итогам исследования уровня патриотической воспитанности их детей.
2. Разработка рекомендаций по организации условий формирования патриотической воспитанности.
3. Круглый стол «Отвечает специалист».
4. Консультирование родителей по итогам последующих исследований детей, достижения и перспективы дальнейшей работы по патриотическому воспитанию.
Просветительское направление взаимодействия с семьями:
1. День открытых дверей «Знакомство с работой дошкольного образовательного учреждения».
2. Лекция «Особенности воспитания патриотизма у дошкольников».
3. Семинар «Патриотическая направленность образовательно-воспитательной работы с дошкольниками».
4. Лекция «Роль изучения сферы микрорайона в системе патриотического воспитания дошкольников».
5. Круглый стол «Виды и назначение игрушек в патриотическом воспитании, критерии их выбора».
6. Лекция «Этапы развития познавательной деятельности и способы ее формирования у детей».
7. Семинар «Игра: виды, значение в патриотическом воспитании, организация игр в домашних условиях».
8. Круглый стол «Продуктивные виды детской деятельности в процессе целенаправленного патриотического воспитания».
9. Семинар «Роль экскурсий к памятным местам Великой Отечественной войны в патриотическом воспитании дошкольников».
Практическое направление взаимодействия с родителями:
1. Открытый просмотр занятия воспитателя по патриотическому воспитанию.
2. Индивидуальное занятие с родителем: наблюдение за ребенком и умение замечать его достижения в процессе патриотического воспитания.
3. Индивидуальное занятие с родителем: участие в эпизодах занятия патриотической направленности.
4. Индивидуальные беседы с родителями и консультации.
Досуговое направление взаимодействия с семьями:
1. Привлечение родителей к проведению календарных праздничных утренников: «Мама, папа, я — дружная семья», «Русская зима», «Могучие богатыри» и др.
2. Проведение семейных тематических праздников: «День пожилого человека», «Мое родословное дерево», «Наши герои» и др.
3. Совместная организация музыкальных досугов патриотической направленности.
Организованная таким образом работа по патриотическому воспитанию будет способствовать формированию у родителей интереса и понимания важности патриотического воспитания детей дошкольного возраста.
Таким образом, системы патриотического воспитания дошкольников может эффективно функционировать при определенной совокупности двух основных групп педагогических условий: общие условия эффективности целостного воспитательного процесса, влияющие на патриотическое воспитание дошкольников и частные условия, непосредственно влияющие на эффективность патриотического воспитания дошкольников.