Опубликовано: 24.10.2017 г.
Автор: Крючкова Ольга Геннадьевна, воспитатель
МДОБУ № 63 город Оренбург
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Знакомство с произведениями великого русского художника –иллюстратора И.Я. Билибина позволяет показать духовное богатство нашего народа. Посредством иллюстраций, стилизованных И.Я.Билибиным в русском народном стиле воспитывается уважение к традициям русского народного искусства.
В книгах, иллюстрированных И.Я.Билибиным в одной работе присутствует и иллюстрация сюжета, и использование буквиц и различных декоративных элементов. Перед предстоящим началом обучения в школе показать детям, как художники в прошлом в совершенстве овладевали традициями русской народной живописи, как бережно относились к традициям и тщательно изучали материал.
Посредством коллективной работы в технике «пластилинографиия» способствовать формированию у детей умения работать сообща по заранее оговоренному плану, стремиться воплотить единый художественный замысел в варианте, приближенном к цветовой гамме и замыслу И.Я.Билибина.
Рисование пластилином благотворно сказывается и на формировании двигательных навыков, развивающемся вербальном аппарате ребёнка. В процессе занятий с пластилином ребёнок начинает проявлять творческие способности, значение которых для формирования здоровой и гармонично развитой личности трудно переоценить.
Для детей выбранная тема имеет большое значение в формировании устойчивого познавательного интереса к работам русских художников-иллюстраторов.
Тема созвучна с задачами парциальной образовательной программы «Мой край – моя Россия», представленной во второй части ОПДОО: приобщать детей к общечеловеческим ценностям, воспитывать доброжелательное отношение к сверстникам и взрослым, развивать умение работать по образцу.
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ
№ |
Организационно-методическая информация |
Содержание |
|
1 |
Тема занятия |
«Мир волшебной сказки глазами художника» |
|
2 |
Доминирующая образовательная область |
Художественно-эстетическое развитие |
|
2.1 |
Доминирующий вид деятельности
|
Художественно-творческая деятельность: восприятие произведения изобразительного искусства (Иллюстрированная книга «Царевна-Лягушка» И.Я.Билибина) Продуктивная деятельность: создание композиции в технике «пластилинография» по репродукции «Иван-Царевич и царевна – лягушка». Коммуникативная деятельность: активное взаимодействие в процессе пластилинографии по созданию целостного художественного образа |
|
3 |
Методы и приемы реализации содержания занятия |
||
3.1 |
Общепедагогические методы и приемы
|
Методы формирования сознания: беседа, рассказ, пример. Методы организации деятельности, общения, опыта поведения: приучение, упражнение, косвенное требование (совет, доверие, просьба, намек). Методы стимулирования и мотивации деятельности: наглядность; соревнование; проблемные, занимательные и игровые ситуации; ситуации успеха; дедукция, индукция, аналогии, выбор. |
|
3.2 |
Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности |
Разъяснить особенности работы в технике «пластилинография»: работа по заполнению графической формы пластилином, создание деталей Отметить сходство с ранее освоенными техниками работы с пластилином - рельефными изображениями, обсудить важность соблюдения цветовой гаммы, присутствующей в работе И.Я.Билибина. Научиться: - не выходить за контур рисунка; - размазывать пальчиком пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его; - доводить дело до конца; - аккуратно, выполнять свои работы; - выполнять коллективные композиции вместе с другими детьми; - восстановлению последовательности выполняемых действий; - действовать по образцу воспитателя; - действовать по словесному указанию воспитателя; - использовать несколько цветов пластилина; Дидактическая игра с лингвистическим содержанием, направленная на активизацию словарного запаса по тематическим группам «Скороговорки». |
|
4 |
Интеграция образовательных областей |
Художественно-эстетическое развитие -Социально-коммуникативное развитие: - приобщение к русским народным традициям, -развивать у детей умение работать в команде; -Познавательное развитие: - рассматривание иллюстрированных изданий книг (знакомство с трудом художника иллюстратора); -экспериментальное изучение свойств изобразительных материалов (пластилин); -соотнесение эмоционального содержания живописного произведения и средств выразительности, использованных художником-иллюстратором (познавательные действия). -Речевое развитие: -воспроизведение изученных ранее скороговорок (монологическая речь) на основе иллюстраций скороговорок; -коммуникативная деятельность (общение по поводу средств выразительности изобразительного искусства, их влияния на эмоциональное содержание произведения) в процессе коллективной работы в технике пластилинографии. |
|
|
|||
5 |
Возрастная группа |
Старший дошкольный возраст (6-7 лет) |
|
6 |
Цель |
Развитие у детей эстетического отношения к миру в процессе работы над образами русских народных сказок средствами изобразительной деятельности и речевой деятельности. |
|
7 |
Задачи |
Планируемые результаты |
|
7.1 |
Формировать развитие представлений детей о труде художника иллюстратора; речевое развитие посредством скороговорок, развитие мелкой моторики посредством пластилинографии. |
Узнает произведения И.Я. Билибина по манере иллюстрирования, охотно вступает в беседу со сверстниками и взрослыми по поводу особенностей творчества художника, стремится к изучению сюжетов народных сказок с позиции художника-иллюстратора (как это можно нарисовать) |
|
7.2 |
Развивать эстетическое восприятие и эстетическую оценку художественного мира русской волшебной сказки, в процессе знакомства с иллюстрированием книги |
Рассуждает о впечатлениях, чувствах, настроении в процессе созерцания иллюстрации; соотносит изображение мастеров иллюстрации с сюжетом сказки); опирается на средства выразительности, оценивая произведение. |
|
|
Развивать технические навыки и осмысленное использование в технике пластилинографии средств выразительности (колорит, выразительность линий и форм, композиция) |
Способен самостоятельно выбрать изобразительные средства для реализации замысла; использует для планирования композиции набросок. |
|
7.3 |
Воспитывать любовь и уважение к русскому фольклору; воспитание гордости творчеством русских художников. |
Бережно относится к отечественному культурно-историческому наследию |
|
8 |
Возможные затруднения детей и способы их преодоления |
||
|
Затруднения |
Способы преодоления |
|
|
Сложность в получении цветовой гаммы, приближенной к иллюстрации И.Я.Билибина. |
Получение нового цвета путем смешивания пластилина разных цветов, принцип смешивания такой же, как в красках. Рекомендовать не смешивать одновременно более двух цветов. Для получения разнообразных оттенков дети осваивают прием вливания одного цвета в другой. |
|
|
Сложность в выделении контурных линий. |
Когда всё изображение закрыто пластилином, остаются не закрытыми контурные линии. Для того чтобы усилить зрительное ощущение от нашей картины, можно на контурные линии наложить очень тонкие колбаски из пластилина черного цвета и прижать их. Колбаски можно заменить на маленькие шарики. |
|
9 |
Организация среды для проведения занятия |
Необходимые материалы для проведения занятия |
|
|
|
Литературный ряд: Русская народная сказка «Царевна – лягушка» Изобразительный ряд: Иллюстрации И.Я.Билибина к сказке «Царевна-лягушка» Музыкальный ряд: Русская народная мелодия «Гусли» Материалы и оборудование: изобразительные материалы (пластилин различных цветов); черно-белая иллюстрация «Иван-Царевич и лягушка» формата А3; цветная иллюстрация «Иван-Царевич и лягушка» формата А3. |
|
10 |
Подготовка к образовательной деятельности на занятии и в режимные моменты |
Изучение содержания альбомов иллюстрированных изданий русских народных сказок; Семейное чтение: Русская народная сказка «Царевна-Лягушка»; Раскрашивание раскрасок детьми: Сюжеты сказки «Царевна лягушка»; Подборка и иллюстрирование скороговорок (с участием семьи), Организация выставки «Иллюстрируем сказку «Царевна –лягушка». |
ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ
№ |
Этап |
Содержание |
I. |
Вводная часть |
|
1.1
|
Введение в тему |
Выход на событие на основе интересов детей Подготовка выставки раскрасок по русской народной сказке «Царевна-лягушка» ситуативный разговор. В каждом русском доме, даже самом небогатом, были картинки которые назывались «лубок» Проблемная ситуация Знакомство детей с жанром русского народного творчества «лубок», отметить сходство в техниках исполнения работ Сделать акцент на том, что наши предположения о сходстве необходимо проверить (каким образом?) Наслаждение красотой мира, радостное мировосприятие, оптимизм, фольклорное обобщение – вот те черты, которые впитал рисованный лубок из крестьянского искусства. Да потому, что народные художники искали в природе и в жизни все самое главное, яркое, незабываемое, о чем и говорили в своих полотнах. А лубочные картинки от этого становились нужными человеку, делали его жизнь ярче, радостней, делали его духовно богаче и сильней. |
1.2 |
Мотивация деятельности детей |
Обсудить с детьми содержание профессиональной деятельности художника-иллюстратора, совместно с детьми создать необычную иллюстрацию в технике «пластилинография», которая позволит обогатить наш опыт работы над иллюстрированием сказки. |
1.3 |
Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) |
Подвести детей к мысли о том, что мы создали иллюстрации к русской народной сказке «Царевна –лягушка» как в традиционной технике иллюстрирования так и в нетрадиционной, создать экспозицию собственных картин, выставку, в которой всю работу выполняют дети, а зрителями могут быть и взрослые и дети . |
II. |
Основная часть: |
|
2.1 |
Актуализация ранее приобретенных знаний |
Напомнить детям о рассмотренных ранее иллюстрированных изданиях русских народных сказок и картин художников, обращенных к сюжетам русских народных сказок. Обсудить отличия от «иллюстрирования книги» каким- либо художником (И.Я.Билибин) от рисования сюжета русской народной сказки (В.Васнецов), обратить внимание на средства выразительности, которые могут быть использованы для иллюстрирования сказок. |
2.2 |
Добывание (сообщение и приятие) нового знания |
Анализ образца Рассмотреть с детьми иллюстрации к р.н. сказке «Царевна - лягушка», предложить назвать моменты сказки, к которым обратился художник, обсудить тот или иной выбор сюжета. Обратиться к картине В.Васнецова «Танец Царевны - Лягушки», обсудить настроение картины, особенности колорита и композиции. Сравнить картину В.Васнецова и иллюстрацию И.Билибина с одним и тем же сюжетом по колориту, композиционному решению, настроению. Сделать акцент на различиях в цветовом и композиционном решениях, особенностях создания образов Царевны каждым автором. Грамота изобразительного искусства -Показ специфических методов характерных для данного вида деятельности. Поделиться собственным замыслом о настроении иллюстрации, над которой будут работать в технике пластилинографии. |
2.3 |
Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания |
Самостоятельная деятельность детей: создание коллективную иллюстрацию «Иван Царевич и царевна-лягушка» в технике « пластилинография». Роль педагога: Акцентировать внимание в процессе самостоятельной творческой деятельности детей на сходство цветовой гаммы с образцом (иллюстрацией И.Я.Билибина), на получение нового необходимого для работы цвета путем смешивания двух цветов, на необходимость использования контурных линий. Обеспечение самореализации: создание положительной оценки творчества детей, ее общественную значимость, отметить общественную значимость коллективной работы «Вы все вместе дружно создали прекрасную работу!» |
III. |
Заключительная часть |
|
3.1 |
Анализ и самоанализ деятельности детей |
Выставить коллективную работу детей в технике «пластилинография» рядом с иллюстрацией И.Я.Билибина. Порассуждать о сходстве коллективной работы детей с работой художника-иллюстратора. Соблюдена ли цветовая гамма, общее настроение, которое создает иллюстрация? Удалось ли нам передать сходство? Что мы для этого сделали? Где мы сможем использовать полученный результат? Напомнить детям о цели их деятельности. Обсудить возможность открытия выставки, определить необходимые работы по подготовке рисунков к выставке. |
ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ
№ |
Культурные практики/ виды деятельности детей/ мероприятия |
Содержание |
Примечание |
I. |
Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах |
||
1.1 |
Открытие выставки посвященной иллюстрациям русских народных сказок детском саду |
Работа по оформлению собственной иллюстрированной книги «Царевна-лягушка» оформленных из раскрасок, выполненных детьми. |
В семье |
Обсуждение с детьми итогов работы в технике «пластилинография», наметить над чем еще необходимо работать, чтобы совершенствовать мастерство |
В группе |
||
Вдохновить детей на создание собственных авторских книжек-малышек на сюжеты русских народных сказок |
В семье |
||
II. |
Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности |
|
|
2.1 |
Ребенок сам |
Завершение работы (в случае необходимости) Сюжетно-ролевые игры (создание и развитие сюжета на основе изученных ролей и функций музейных работников) |
В группе |
2.2 |
Ребенок по приглашению педагога |
Ребенок готовится к выполнению роли искусствоведа, телерепортера, пытливого зрителя и т.п. на музейной экспозиции (освоение роли и функций) |
В группе |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Григорьева Г.Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. – М., 2000
2. Горичева В.С. , Нагибина М.И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль: «Академия развития», 1998г.
3. Давыдова Г. Н. Детский дизайн. Пластилинография. – М., «Скрипторий»2003, 2006г.
4. Давыдова Г. Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. – М., 2003
5. Давыдова Г. Н «Цветочные мотивы» пластилинография М.: «Скрипторий» 2003г.
6. Дуров К.Г.Дошкольная педагогика. - М., 1991
7. Казакова Т.Г. Детское изобразительное творчество. – М., 2006
8. Кард В., Петров С. «Сказки из пластилина» - ЗАО «Валери СПб», 1997 – 160 с.») (Серия «Учить и воспитывать, развлекая)
9. Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 192с.
10. Коссаковская Е.А. Лепка в детском саду. – М., 1961
11. Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – СПб. – 2001. – 191 с.
12. Лыкова И.А. Лепим, фантазируем, играем. – М., 2004
13. Лыкова И.А. Мы лепили, мы играли: книга для занятий с детьми 3-7 лет. – М., 2000
14. Любина Г., Желонкин О. Рука развивает мозг // Ребенок в детском саду – 2003 - №5