Опубликовано: 26.10.2017 г.
Автор: Криулина Марина Анатольевна, учитель-дефектолог
МБДОУ Дс №47, г. Камышин
Образовательные области:
ознакомление с окружающим миром
Задачи:
обучающие:
-формировать представления об осени, признаках осени;
-обучать детей различать овощи и фрукты;
-классифицировать растения сада и огорода.
развивающие:
- развивать зрительную и слуховую память, речевую активность детей, общую моторику, переключаемость и координацию движений;
- учить выполнять совместные задания, упражнения с другими детьми.
- закреплять обобщающие понятия «овощи», «фрукты»;
- закреплять основные цвета (красный, зелёный, жёлтый, синий)
воспитательные:
- вырабатывать умение точно слышать и выполнять инструкцию педагога;
-формировать навык работы в коллективе;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Словарная работа:
Овощи; помидор, огурец, перец, кабачок, баклажан, морковь, капуста
Фрукты; яблоко, груша, слива. лимон, апельсин, персик
Подготовительная работа:
Проведение бесед об осени, знакомство с ее основными признаками на занятиях по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром. Наблюдения за изменениями в природе с приходом осени; закрепление полученных знаний в процессе подвижных игр. Чтение художественной литературы по теме «Осень» и рассматривание иллюстраций об осени и беседы. Отгадывание загадок о фруктах и овощах; рассматривание с детьми внешнего вида овощей и фруктов (цвет, форма, величина), проведение игры «Угадай на ощупь».
Демонстрационный материал:
Жёлтые, красные, листья деревьев (вырезанные из цветной бумаги); тучка нарисованная на ватмане; муляжи и настоящие, овощи и фрукты; бумажные овощи; цветные карандаши, мелки, фломастеры; запись «шум дождя», Шопен «осенний вальс»; прищепки зелёного цвета; шапочки из бумаги с изображением растений сада, огорода
Направления коррекционной работы |
Содержание этапов занятия |
Предполагаемые результаты, ответы детей |
Оборудование |
Организация детей, концентрация их внимания Закрепление основного цвета красный, зелёный, жёлтый, синий. |
Организационный момент Дети садятся в круг. Дефектолог -Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами отправимся в путешествие в сад и огород. - Посмотрите, что изменилось в группе? ( красные, зелёные, жёлтые, листья, украсили нашу группу На столах блюда с овощами и фруктами). - Как вы думаете, кто бы мог так украсить нашу группу? - Как вы догадались? - Да ребята, мы с вами отправимся в путешествие в прекрасное время года Осень. - Какие приметы осени вы знаете? Дефектолог читает стихотворение. Если на деревьях листья пожелтели, птицы улетели, если дождик льется, осенью зовется. (М. Ходякова)
Дефектолог 1.Ребята посмотрите в нашу группу пришла осень. Ее украсили разноцветные листья (жёлтого, красного, зелёного цвета). Овощи и фрукты стоят на столе в корзине. Осенняя туча принесла нам дождь. 2.Ребята давайте тучке дорисуем осенние капли , дождик. Молодцы ребята, какой дождик у нас получился ровный, красивый.
3.Давайте с вами послушаем осенний дождик.
4. Игровое упражнение «Дождик» Ребята, а давайте с вами поиграем в игру «Дождик». Повторяйте за мной. |
Осень!
Солнце греет меньше; похолодало; листья на деревьях пожелтели и опадают; чаще, идут холодные дожди, птицы улетают на юг, исчезают насекомые, первые заморозки).
слушают запись хлопают ладошками по коленкам. С начало медленно, за тем быстрее, ещё быстрее и топают ногами (имитируя проливной дождь). |
Цветные карандаши, мелки, фломастеры. Ватман с нарисованной тучкой.
Запись дождя |
Закрепление полученных знаний, активизация словарного запаса, выявление уровня сформирован-ности знаний и умений
Развитие мелкой моторики рук и пальцев Развитие зрительного восприятия и наглядно-образного мышления Развитие скорости реакции. Классификация предметов по представлению, ориентируясь на место их произрастания. Развитие двигательных навыков под музыку, переключаемости и координации движений. Закрепление умения детей оценивать работу на занятии своих товарищей. |
Дефектолог 5.Ребята, посмотрите что в корзинке стоит на столе? -А вы знаете где растут овощи? - А где фрукты? Давайте с вами возьмём корзинки и пойдём собирать урожай на грядке. Посмотрите, какой богатый урожай мы собрали. -Но что - то в наших овощах не хватает? -Где же ботва у овощей, которая тянется к солнышку? - Какого она цвета ? Пальчиковая гимнастика Мы капусту рубим, рубим Мы морковку трём, трем Мы капусту солим, солим Мы капусту мнем, мнем 6. Игровое упражнение «Овощи» Дефектолог Ребята, подойдите к столу. На столе лежат прищепки зелёного цвета. Давайте с вами овощам сделаем ботву из прищепок. 7.Дидактическая игра «Что где растет?». -Сейчас, вы превратитесь все в овощи и фрукты. Дефектолог одевает детям шапочки с изображением растений сада, огорода - Где же растут растения, о которых мы сегодня говорили на занятии? - Найдите, где у нас в группе растут овощи?( Дети в шапочках овощей садятся на корточки на грядку.) - А теперь, где растут фрукты? ( Дети в шапочках фруктов, стоя поднимают руки в верх.) Дефектолог Ребята давайте с вами возьмём в каждую руку по осеннему листочку и потанцуем под музыку. ( повторяют дети движения за дефектологом) Итог занятия Дефектолог Понравилось вам сегодня наше путешествие в осенний сад и огород? В какие игры мы играли? Дефектолог Ребята осень вам оставила подарок. Давайте посмотрим, что в корзине? |
Овощи и фрукты. Дети перечисляют находящиеся овощи и фрукты на столе (морковь, картофель, кабачок, огурец, помидор, яблоко, груша, апельсин, лимон, банан)
На грядке На дереве. Дети собирают овощи в корзину называя их.
Ботвы. Зелёного. (руками показывают, как рубят капусту). Дети выполняют задание. Называют овощи, которые у них в руках (морковь, кабачок, огурец, помидор ,лук, баклажан)
В саду на дереве, в огороде на грядке
Осенний танец Ответы детей Разноцветные осенние листья |
Настоящие овощи и фрукты.
Бумажные овощи.
Прищепки зелёного цвета Шапочки из бумаги с изображением растений сада, огорода Разноцветные листья, вырезанные из цветной бумаги Запись Осеннего Вальса Шопена В корзине разноцветные осенние листья на каждого ребёнка |