Опубликовано: 31.10.2017 г.
Автор: Нарбут Ирина Валентиновна, педагог-психолог
МБДОУ МО г. Краснодар «Детский сад № 169»
В последнее время воспитатели все чаще сталкиваются с детьми, двигательная активность которых выходит за рамки представлений о просто подвижном ребенке. В каждой группе, в каждом детском саду всегда есть такие мальчики и девочки, которых хоть за ручку води, все равно успевают кого-нибудь толкнуть, что-то поломать, вымазаться и т.д. Таких гиперактивных детей в России более 18% (по данным А.Л. Сиротюк). «Синдром дефицита внимания (СДВ) с гиперактивностью» был выявлен у каждого пятого дошкольника России.
Подвижность, особенно для такого ребенка — залог активности мозга. Таким образом, именно из-за особенностей развития такие дети избыточно активны, часто отвлекаются, не умеют контролировать свои действия и подчинятся правилам
Обычно воспитатель расценивает подобное поведение как дальнейшее неповиновение, а в результате: ребенок в слезах, воспитатель в напряжении — между ними растет стена взаимного непонимания и обид. Включение родителей в сложившуюся ситуацию еще сильнее обостряют ее: родитель добавляет напряжение ребенку, упрекая его и наказывая, осложняются отношения с воспитателем. Возникает конфликт, сторонами которого являются воспитатель, родитель и ребенок. Круг замкнулся.
Прежде всего в сложившейся ситуации необходимо изменить систему оценок поведения ребенка, взглядов на него. Ребенок не «может, но не хочет», а «хочет, но не может». Родителям и воспитателям необходимо понять, что ребенок замечательный, особенный — активный, любознательный, творческий (возможно даже гениальный: к гиперактивным детям, например, относились Д. Эдиссон, У. Черчиль, В. Высоцкий).
Циклы работоспособности ребенка с СВД: 5-15 мин работы, 3-7 мин отдыха. Такие временные периоды плохо вписываются в систему занятий, поэтому у гиперактивного ребенка должен быть свой график. Как этого добиться, когда все дети занимаются вместе, у них одна программа и один режим дня?
Просто надо перевернуть свою систему взглядов на такого ребенка, вспомнить, что для него движение — залог активности мозга, потребность, которую невозможно контролировать. В тот момент, когда сорванец становится чрезмерно активным и вовсю реализует свою потребность, стимулирует свой мозг, можно попробовать например, вместо окрика или наказания отправить ребенка в спальню или в раздевалку, где, под контролем помощника воспитателя, предложить выполнить упражнения, заранее разученные с психологом и с мамой дома (Психолог должна подобрать комплекс упражнений, состоящий из дыхательных, глазодвигательных упражнений и основного упражнения, направленного на реализацию потребности в движении).
Отдых поможет ребенку прийти в норму и реализовать свои физиологические потребности, а воспитателю не отвлекаться на одного ребенка в течение всего занятия.
Комплекс упражнений необходимо дополнить системой поощрений: за каждое не сорванное занятие, за каждое прослушивание сказки без замечаний. А что это будет — игрушка-поощрение, роль в театральной постановке или еще что-то интересное — зависит от фантазии взрослого.
P.S: Следует отметить, что эта система может существовать только при совместной кропотливой работе родителей и педагога.
Правила поведения с гиперактивным ре6енком
1. Заниматься с ребенком в начале дня, а не в вечернее время.
2. Уменьшить интеллектуальную (умственную) нагрузку.
3. Дробить занятия на более короткие, но более частые периоды.
Использовать физкультминутки.
4. Снизить требования к аккуратности в начале занятия для формирования чувства успеха.
5. Посадить ребенка во время занятий рядом со взрослым.
6. Использовать тактильный контакт.
7. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
8. Давать короткие, четкие и конкретные инструкции.
9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
10. Предоставлять ребенку возможность выбора.
11. Оставаться спокойным в любых ситуациях!