Опубликовано: 04.11.2017 г.
Автор: Животкова Лариса Ивановна,
воспитатель 1 категории,
МАДОУ «ДС № 50 г. Челябинска»,
Челябинская область, г. Челябинск
В статье предложен один из вариантов работы с детьми, который помогает сплотить детский коллектив и воспитать детей дружными.
Актуальность данной проблемы обусловлена необходимостью поисков наиболее эффективных средств и методов педагогических и психологических воздействий на формирование детского коллектива.
Педагог задает культурную атмосферу процесса взаимного влияния детей в коллективе и обеспечивает условия, в которых каждый ребенок раскрывается со стороны своих лучших качеств, способностей и тем самым оказывает благотворное влияние на остальных.
В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свои взаимоотношения с партнерами.
В непосредственном общении в коллективе ребенок приобретает умение поставить себя на место другого, воспроизвести в своем сознании логику и мотивы поведения, пережить общие чувства, понять смысл его поступков и действий.
В коллективе ребенок входит в широкую систему отношений. Взаимодействие детей разворачивается на информационном, деятельном и эмоциональном уровне.
Информационный уровень предполагает взаимодействие детей в процессе обмена информацией, обсуждение возникших проблем, совместного поиска решений.
На деятельном уровне взаимодействие в коллективе разворачивается как сотрудничество детей в различных видах коллективной деятельности по интересам, в разработке и практической реализации совместных проектов, в корректировке действий, направленных на достижение.
Эмоциональный уровень взаимодействия в коллективе отражает доминирующие эмоциональные состояния детей, их совместные переживания, отношения симпатий и антипатий между членами коллектива.
Чем разнообразнее и содержательнее взаимодействия детей в коллективе, тем активнее идет их социальное созревание и формирование коммуникативной культуры.
Таким образом, в детском коллективе, объединенном интересной содержательной деятельностью, дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений.
Развивая коллективные взаимоотношения, педагог показывает детям способы принятия общих решений, сотрудничества и взаимопомощи в совместной деятельности. Он помогает дошкольникам понять и эмоционально пережить чувство удовлетворения от результатов общих усилий. Все это обогащает социальное развитие старших дошкольников.
Социально - личностное развитие ребенка в ДОУ включает развитие его интеллекта, эмоциональной сферы, устойчивости к стрессам, уверенности к себе, а также принятия себя, углубление позитивного отношения к миру и приятие других, самостоятельности и автономности. Основной целью социально - личностного развития ребенка остается адаптация к окружающей среде.
Педагог помогает ребенку, с одной стороны, войти в общество сверстников, включатся в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой - сохранить свои лучшие индивидуально - неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности поведения.
Процесс развития личности - это этап развития отношений между ребенком и взрослым, этап развитий взаимоотношений между сверстниками. Общения со сверстниками играет важную роль в жизни дошкольника. Оно является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развития начал коллективных взаимоотношений в группе детского сада.
Вот, почему так актуальна, данная тема в старшем дошкольном возрасте.
Осуществляя руководство детским коллективом, педагог учитывает две характерные тенденции, играющие важную роль в воспитании. С одной стороны, это стремление развивающейся личности ребенка к самоутверждению, к признанию и уважению себя со стороны других, к выделению своего «Я» в качестве автономного субъекта в коллективе. С другой стороны, это стремление ребенка к достижению психологической общности с другими, к совместной деятельности и общим достижениям.
Учитывая это, педагог всегда решает двуединую задачу - способствует развитию мотивов единения и общности детей в коллективе и создает условия для реализации индивидуальности и творческой самобытности каждой личности. Инициатива, творческая позиция личности, нарастания самостоятельности и самоуправления детей, ценностное содержание их совместной деятельности являются индикаторами воспитательного потенциала детского коллектива.
Таким образом, проблема формирования детского коллектива важна. Детский коллектив может развиваться только при правильном влиянии на него педагога и хорошо сформированном педагогическом общении.
Для сплочения детского коллектива в нашей группе есть традиция - утренний прием, «Сладкий пирог», которая играет большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с педагогом, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем.
Предлагаем Вашему вниманию разработанные нами конспекты для проведения утреннего приема.
Правила «Сладкого пирога»: слушаем другого, любим тишину!
Занятие № 1
Цель:
- устанавливать положительный контакт между детьми;
- развивать коммуникативные навыки;
- учить детей говорить комплименты, вежливости;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение;
- учить детей использовать мимику и пантомимику в общении.
Материал: игрушка – сердечко, «волшебный» мешочек.
Ход занятия: Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко). В руках педагога игрушка – сердечко.
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть!
Сейчас я назову ласковым именем своего соседа так, чтобы ему было приятно и скажу ему комплимент (игрушка – сердечко передается соседу, к которому обращаются и так по кругу).
Педагог: Вот у нас какие Ванечки, Машеньки и т.д. красивые, умные и т.д.
Педагог: Ребята, а я сегодня вот такая! (сопровождаю слова каким – либо действием и мимикой, отражающее мое настроение).
Дети: «Лариса Ивановна сегодня вот такая!» (дети повторяют движение и мимику педагога).
Затем следующий ребенок показывает, какой он сегодня и продолжается игра до тех пор, пока каждый ребенок не покажет свое настроение.
Педагог: Ребята, сегодня у Даши, Вани плохое (грустное, печальное и т.д.) настроение. Нужно им от него избавиться. Пусть они его «выплюнут» (выплевывают воздухом) в «волшебный» мешочек и оно превратится в смех, веселье и т.д.
Педагог: У Глеба сегодня настроение «смешливое», он с удовольствием с нами им поделится.
«Обнимашки» (сначала обнимаемся по очереди, затем обнимаемся в кругу все вместе).
Педагог: Молодцы, ребята! Мы все зарядились «смешливым» настроением на весь день!
Занятие № 2
Цель:
-создать положительный настрой в группе;
-развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
Материал: игрушка – солнышко.
Ход занятия: Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко). В руках педагога игрушка – солнышко. (Использование круга, является гарантией защищенности того, кто находится в нем. Доброжелательность и теплота круга определяют общую атмосферу жизни детей).
Педагог: Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть!
Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит,
Дружба – солнечный привет.
Педагог: Умнички! А сейчас, ребята, я буду по очереди бросать мяч каждому из вас, а поймавший должен ответить на вопрос: «Что ты любишь больше всего?» или «Что тебе не нравится больше всего?», или «Чем ты любишь заниматься?», или «Чего ты больше всего боишься?» (Каждый день задается разный вопрос).
Педагог: Ребята, а какое сегодня настроение у Солнышка? (Игрушка – солнышко предается по кругу и каждый говорит, какое у него настроение).
Педагог: Сегодня у Солнышка улыбчивое настроение, давайте им поделимся друг с другом. («Обнимашки» по кругу, потом все вместе).
Педагог: Молодцы, ребята! Вот мы и зарядились улыбчивым настроением на весь день!
Занятие № 3
Цель:
-создать положительный настрой в группе;
-развивать умение использовать в общении друг с другом ласковые слова.
учить детей говорить комплименты, вежливости;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение.
Материал: игрушка – солнышко.
Ход занятия:
Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко). В руках педагога игрушка – солнышко.
Педагог: Доброе утро, ребята!
Посмотрите, наше Солнышко заждалось нас и очень хочется поздороваться, согреть вас своим теплом. Давайте с ним поздороваемся. У кого в руках солнышко, тот назовёт своё имя ласково.
Но сначала все вместе проговорим волшебные слова и будем передавать солнышко из рук в руки, когда слова закончатся и у кого в руках останется наше солнышко с того и будет начинаться игра.
Ходит солнышко по кругу
Дарит деточкам свой свет.
А со светом к нам приходит,
Дружба – солнечный привет.
Педагог: Очень рада видеть Машеньку, Ванечку, Сенечку и т.д.
А сейчас мы поиграем в игру. Я – как будто дочка (сынок) – и сплю. А ты – моя мама (папа) – меня будишь. Только постарайся будить ласковыми словами, нежным голосом и мягкими прикосновениями, чтобы меня со сна не испугать (Ситуация разыгрывается по ролям. При этом «просыпающийся» может потянуться протереть глаза, улыбнуться утру и «маме». При повторе участники игры меняются ролями.).
Ребёнок будит спящую игрушку нежными, мягкими прикосновениями руки и тихо, ласково приговаривает: «Проснись, моё солнышко!» и т.д.
Педагог: Вот мы с вами и проснулись! Педагог предает по кругу солнышко и говорит соседу: «Я тебя люблю!» и так каждый признается в любви своему соседу.
Педагог: От ласковых слов мне стало тепло и радостно, давайте поделимся друг с другом теплотой и радостью. («Обнимашки» по кругу, потом все вместе).
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня с таким радостным настроением мы проведем весь день!
Занятие № 4
Цель:
- создать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение.
Материал: не требуется.
Ход занятия:
Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко).
Педагог: Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами поздороваемся необычным способом. На один хлопок - здороваемся носиками, на два хлопка – здороваемся пальчиками, на три хлопка – здороваемся плечиками (каждый раз можно менять части тела). Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.
Педагог: Очень хорошо. Ребята, мы узнали любимые имена каждого, согрели друг друга солнечным теплом, а теперь хорошо рассмотрите друг друга, кто, во что одет и какого цвета одежда.
Педагог предлагает игру: «Дотронься до... синего!». Все должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у участников в одежде что-то синее и дотронуться до этого предмета.
Цвета периодически меняются, кто не успел – ведущий. Воспитатель следит, чтобы дотрагивались до каждого участника.
Педагог: Замечательно, ребята! Ребята, как вы думайте, с чего начинается дружба?
Дети: ответы детей.
Педагог: Правильно, дружба начинается с улыбки. Сейчас мы возьмемся за руки, посмотрим соседу в глаза и молча улыбнемся друг другу.
Педагог: Ребята, протяните руки вперёд и соедините их в центре круга. Закроем глазки, тихонько постоим (посидим), попытаемся почувствовать себя тёплыми солнечными лучиками (При этом декламируем речевку)
Все мы дружные ребята
Мы ребята-дошколята
Никого не обижаем
Как заботиться, мы знаем
Никого в беде не бросим
Не отнимем, а попросим
Пусть всем будет хорошо,
Будет радостно, светло!
После последних слов ребята обнимают соседей за плечи, образуя неразрывный круг.
Педагог: Молодцы, ребята! Сегодня с таким радостным, солнечным настроением мы проведем весь день!
Занятие № 5
Цель:
- создать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение.
Материал: волшебный мешочек
Ход занятия:
Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко).
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть!
Сегодня мы с вами поприветствуем не только друг друга…
Приветствие сопровождается движениями, дети сидят на ковре в кругу:
Здравствуй, Солнце!
(Руки поднять вверх)
Здравствуй, Земля!
(Руками над головой описать большой круг)
Здравствуй, планета Земля!
(Плавно опустить руки на ковер)
Здравствуй, наша большая семья!
(Описать большой круг над головой, все ребята берутся за руки и поднимают их вверх).
Педагог: Очень хорошо. А сейчас мы скажем о нашем друге все только самое хорошее.
По желанию выбирается ребенок, его сажают в круг, и каждый говорит о том, что ему нравится в этом ребенке. Воспитатель обращает внимание детей на то, чтобы они не повторялись, дает образец. В своих высказываниях дети отмечают внешние и внутренние достоинства ребенка, приводят примеры любых жизненных ситуаций.
На одном занятии выбирать более двух детей. Периодически возвращайтесь к этому этюду на других занятиях.
Педагог: Замечательно! Ребята, покажите, пожалуйста, какое у вас сейчас настроение? (детки показывают любыми жестами свое настроение: плохое, хорошее).
Педагог: Пусть те ребята, у кого плохое настроение «выплюнут» его (выплевывают воздухом) в «волшебный» мешочек и оно превратится в радостное и счастливое и т.д.
Педагог: Ребята, поделимся радостным, веселым настроением?
Дети: ответы детей.
Педагог: Давайте обнимем, друг друга и передадим хорошее настроение своему другу.
Педагог: Здорово! Мы зарядились отличным настроением на весь день!
Занятие № 6
Цель:
-создать положительный настрой в группе;
-воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
Материал: не требуется.
Ход занятия: Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко).
Педагог: Доброе утро, ребята! Я рада всех вас видеть!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Педагог: Умнички! Ребята, скажите, какой скоро будет праздник?
Воспитанники: 8 марта!
Педагог: Правильно ребята, это праздник мам, бабушек и наших девочек. А знаете ли вы, что мальчики должны быть внимательными и предупредительными по отношению к девочкам? В чем это выражается?
Мальчики:
- Должны уметь подать пальто или куртку;
- Пропустить впереди себя в дверях;
- Уступить место, стул.
Педагог: Мальчики должны помогать девочкам в затруднительных положениях. Как?
Мальчики:
- Защищать, если кто обидит;
- Помогать собирать игрушки;
- Помогать донести тяжелые вещи.
Педагог: Молодцы, мальчики! А что должны уметь девочки?
Девочки:
- Уметь принимать помощь мальчиков;
- Благодарить за помощь или вежливо отказать;
- В общении не должны быть вредными или ябедничать.
Педагог: Девочки – тоже умницы.
Сейчас мы с вами поиграем. Каждый мальчик возьмет себе пару (девочку) – девочку нужно провести с закрытыми глазами через препятствие (мальчики проводят девочку и снимают с нее повязку).
Педагог: Мальчики молодцы, настоящие мужчины.
Педагог: Маша, как ты себя чувствовала, когда была «слепой»? Вел ли тебя мальчик бережно и уверенно? Миша, а как ты себя чувствовал в роли проводящего?
Педагог: Ребята, мы всегда будем такими добрыми и вежливыми, как сегодня?
Воспитанники: Да.
Педагог: Отлично! Тогда давайте поделимся этими качествами друг с другом! Подойдите все ко мне, представьте себе, что ваши ладошки – это лучики огромного теплого и ласкового солнышка! Протяните руки вперед. Закройте глаза и тихо так постойте, пытаясь почувствовать себя солнечным лучиком, мысленно передайте ваше тепло, ласку и доброту своим самым любимым друзьям!
Занятие № 7
Цель:
- создавать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение.
- развивать возможности каждого ребенка в области вербализации чувств и состояний.
Материал: мяч
Ход занятия:
Педагог встает с детьми в круг.
Педагог: Доброе утро, ребята! Сегодня мы с вами поздороваемся необычным способом. На один хлопок - здороваемся ушками, на два хлопка – спинками, на три хлопка – здороваемся плечиками (каждый раз можно менять части тела). Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.
Педагог: Ребята, сейчас мы будем бросать друг другу мяч, называя при этом какое-то состояние или чувство, а, поймав, брошенный нам мяч будем называть противоположное нам состояние или чувство.
Постарайтесь быть внимательными и не бросать мяч кому-либо повторно, пока мяч не побывает у всех. Молодцы!
Педагог: А сейчас все мы превратимся во львов – мы - большая львиная семья. Давайте устроим соревнование, кто громче рычит. Как только я скажу: «Рычи, лев, рычи!» – пусть раздастся самое громкое рычание.
Затем все ребята выстраиваются друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего. Это – паровоз. Он пыхтит, свистит, колеса работают четко в такт, каждый слушает и подстраивается под соседей. Паровоз едет в разных направлениях, темпе, издавая громкие звуки и свист. Машинист на станциях меняется. В конце игры может произойти «крушение», и все валятся на пол.
Занятие № 8
Цель:
- создавать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение;
- воспитывать уважительное, заботливое отношение к миру и людям;
- развивать коммуникативные возможности.
Материал: не требуется
Ход занятия:
Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко).
Педагог: Здравствуйте, ребята. Я рада всех вас видеть!
Сегодня мы с вами поздороваемся необычным способом. На один хлопок - здороваемся носиками, на два хлопка – здороваемся пальчиками, на три хлопка – здороваемся плечиками (каждый раз можно менять части тела). Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.
Педагог: Каждый из вас что-то или кого-то любит; всем нам присуще это чувство, и все мы по-разному его выражаем. Я люблю свою семью, свой дом, свой город, свою работу. Расскажите и вы, кого и что любите вы. (Рассказы детей). А сейчас давайте построим "пирамиду любви" из наших с вами рук. Я назову что-то любимое и положу свою руку, затем каждый из вас будет называть свое любимое и класть свою руку. (Дети выстраивают пирамиду). Вы чувствуете тепло рук? Вам приятно это состояние? Посмотрите, какая высокая получилась у нас пирамида. Высокая, потому что мы любимы и любим сами.
Педагог: А сейчас сядем свободно, вытянем руки и приготовим два пальчика: большой и указательный.
– Возьмитесь ими за самые кончики ушей – один сверху, другой снизу ушка. Помассируйте свои ушки, приговаривая: «Ушки, ушки слышат все!» – 10 раз в одну сторону и 10 – в другую. Прижимайте слегка. А теперь опустите руки. Стряхните ладошки. Приготовьте указательный палец, вытяните руку и поставьте его между бровей над носом. Помассируйте эту точку 10 раз со словами: «Просыпайся третий глаз!» Сильно нажимать не надо. Стряхните ладошки. Соберите пальцы рук в горсточку, найдите внизу шеи ямку, положите туда руку и со словами: «Я дышу, дышу, дышу!» – помассируйте ямку 10 раз в одну и 10 раз в другую сторону. Нажимайте не очень сильно. Молодцы! Вы видите, слышите, чувствуете!
Занятие № 9
Цель:
- создавать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение;
- развивать способность вчувствоваться в другого человека, предвидеть его действия;
- способствовать осознанию ребенком своих положительных качеств.
Материал: рамки зеркал.
Ход занятия:
Педагог садится с детьми в круг, ножки вытянуты во внутрь круга (солнышко).
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Каким способом мы будем с вами здороваться сегодня? На один хлопок - здороваемся носиками, на два хлопка – здороваемся пальчиками, на три хлопка – здороваемся плечиками (каждый раз можно менять части тела). Дети здороваются друг с другом носиками, пальчиками, ручками.
Педагог: Хорошо! Ребята, сейчас каждый из вас выберет себе пару. Один из участников пары будет "зеркалом". Тот, кто смотрится в зеркало, показывает мимикой те или иные эмоции (гнев, любовь, счастье, обида и т.д.). "Зеркало" повторяет как можно точнее мимику смотрящего в него ребенка. Через 3-4 минуты детям предлагают поменяться ролями.
Педагог: Молодцы! А сейчас мы посоревнуемся в умении хвастаться. Дети хвастаются по очереди, например, одна говорит: «Я — красивая», другой: «А я смелый», следующий: «А я доброжелательный», и т.п. Педагог при этом подбадривает детей. Нужно стремиться к тому, чтобы сказать про себя как можно больше
Педагог: Очень хорошо! Мы с вами самые - самые. Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу (любовь…), и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет».
Занятие № 10
Цель:
- создавать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение;
- способствовать развитию самоуважения детей.
Материал: мяч
Ход занятия:
Педагог встает с детьми в круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Педагог: Ребята, сегодня мы с вами «запустим в космос ракету». Все дети встают в круг, один ребенок становится ракетой — он стоит в центре круга. Все дети садятся на корточки и шепчут «у-у-у». При этом ребенок и группа вокруг него постепенно приподнимаются, увеличивая громкость голоса. Затем с громким криком «ух!» все подпрыгивают и поднимают руки вверх. Ребенку в роли ракеты предлагается гудеть громче всех и подпрыгнуть выше всех.
Педагог: Отлично! Устали, напрыгались. Давайте сядем в круг. Мы сейчас будем передавать друг другу мяч и громко перечислять то, что мы умеем хорошо делать. Например: «Я умею хорошо плавать!», «Я умею хорошо рисовать!», и т.п.
Педагог: Очень хорошо! Мы с вами самые - самые. Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу (любовь…), и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет».
Занятие № 11
Цель:
- создавать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение;
- развивать кожную (тактильную) чувствительность;
- способствовать развитию самоуважения детей.
Материал: «волшебные очки»
Ход занятия:
Педагог встает с детьми в круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Педагог: Ребята, сегодня я хочу научить вас новой игре. Образуем круг. Внутри круга – пространство, волшебное и загадочное. Попадая туда, человек становится самым замечательным, славным, чудесным, милым. Он заслуживает комплиментов. Водящий говорит ему, глядя в глаза, от души искренние, добрые, ласковые слова о нём самом, признаёт у него только достоинства и успехи. Помогают ему в этом «волшебные очки», которые он получает от стоящего внутри круга, который смотрит ему в глаза и произносит: «Наяву, а не во сне, что прекрасного во мне?» Тот, кому предназначен комплимент, благодарит водящего за него и передаёт «волшебные очки» другому, который становится водящим. Он после прослушивания 3-4 комплиментов, называет лучший из них, а его автор становится внутрь круга.
Педагог: Отлично! А сейчас мы разобьемся на пары: один ребенок рисует пальцем на спине другого геометрические фигуры, простые изображения (дом, елка, солнце, лесенка и т. д., печатные буквы) другой ребенок должен отгадать, что это.
Педагог: Очень хорошо! Вам понравилось? Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу (любовь…), и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет».
Занятие № 12
Цель:
- создавать положительный настрой в группе;
- создавать гармоничную атмосферу, хорошее настроение;
- способствовать развитию самоуважения детей.
Материал: не требуется.
Ход занятия:
Педагог садится с детьми в круг.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Давайте порадуемся солнцу и птицам,
(дети поднимают руки вверх)
А также порадуемся улыбчивым лицам
(Улыбаются друг другу)
И всем, кто живет на этой планете,
(разводят руками)
«Доброе утро!» скажем мы вместе
(берутся за руки)
«Доброе утро!» — маме и папе
«Доброе утро!» — останется с нами.
Педагог: Ребята, сейчас мы превратимся в морские волны. Давайте посчитаемся на первый и второй. (Педагог – «ветер» – включает спокойную музыку и «дирижирует» волнами). При поднятии руки «ветра» поднимают руки (если дети стоят, то приседают) первые номера, при опускании – вторые. Море может быть и спокойным – рука на уровне груди. Волны могут быть мелкими, большими, частыми или редкими. Красота «танца волн» зависит от «дирижера-ветра».
Педагог: Замечательно! А сейчас я загадаю одного из вас и опишу (характер, внешность, что любит и т.д.). Начинаю со слов: «Я хочу подружиться с…». Тот, кого загадали, должен себя узнать, быстро подбежать ко мне и пожать руку, затем он становится водящим.
Педагог: Очень хорошо! Вам понравилось? Ребята, давайте возьмемся за руки и передадим, как эстафету, рукопожатие. Начинает педагог: «Я передам вам свою дружбу (любовь…), и она идёт от меня к Саше, к Ане и т. д. и, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый добавил чуточку своей. Пусть же она не покидает вас и греет».
Литература:
1. Галигузова Л.Н., Смирнова Е.О. Ступени общения: от года до семи лет. – М., 1992.
2. Калишенко К.К. проблеме формирования коллективных межличностных отношений. //Дошкольное воспитание. – 1984, №7.
3. Отношения между сверстниками в группах детского сада. / Под ред. Репиной Т.А. – М., 1978.
4.Смирнова, Е. Игры, направленные на формирование доброжелательного отношения к сверстникам / Е. Смирнова // Дошкольное воспитание. - 2003. - №8.
5.Сушков, И.В. Социально - личностное развитие / И.В. Сушков // Ребенок в детском саду. - 2002. - №1.
6.Электронные ресурсы