Опубликовано: 08.11.2017 г.
Автор: Долина Ольга Анатольевна, учитель - логопед
Г. Владимир
Задачи:
1. Создание условий для закрепления произношения и различения звуков «Н», «Н’» в слогах, словах.
2. Формирование навыков по звуковому анализу слогов, слов
и развитию фонематического слуха.
3. Развитие мимики; тактильного восприятия
4. Формирование навыков по образованию имен прилагательных.
5. Стимулирование развития психомоторики.
Оборудование: Шапочки 3 поросят, шапочки медвежонка, зайчонка, лисенка, игрушка волчонок, картинки домиков поросят, клубочки, картинки для употребления предлога на, карта города «Звукоград. Буквоград»
Ход занятия.
1.Оргмомент.
(Дети входят в зал, строим полукруг.)
Логопед.
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам пришло. Давайте с ними поздороваемся при помощи наших ладошек.
(Дети шлют привет при помощи своих ладошек.)
Психогимнастика «Три поросенка».
(Звучит песенка из мультфильма «Три поросенка»)
Логопед.
-Что это за песенка звучит? (песенка 3 поросят.)
- Вы помните как их звали? (Наф- Наф, Нуф- Нуф, Ниф- Ниф.)
- Изобразите поросят, волка. По сказке настроение наших героев все время менялось. Покажите испуганных поросят, сердитого волка, смелых поросят.
2.Сообщение темы занятия.
Логопед. – Сегодня мы отправимся в путешествие по сказке «Три поросенка».
Характеристика звуков «Н», «Н’» по артикуляционным и акустическим признакам.
(Перед детьми висит карта города «Звукоград. Буквоград»)
Логопед. – Какие звуки вы слышите в именах поросят? («Н», «Н’».)
- Какой звук «Н»? (Согласный)
- Как мы его произносим с голосом или без голоса? (Без голоса- глухой звук)
- Он звучит твердо или мягко? (Твердо)
- В каком домике он живет? ( В синем домике)
- Какой звук «Н’»? (Согласный)
- Как мы его произносим с голосом или без голоса? (Без голоса- глухой звук)
- Он звучит твердо или мягко? (Мягко)
- В каком домике он живет? ( В зеленом домике)
Развитие фонематического восприятия.
(Дети сидят на стульчиках)
Логопед.
- Давайте поиграем.
- Я буду называть ряд слогов, слов когда вы услышите звук «Н» - хлопните в ладоши, повторите слог, слово и определи место положения звука в слове, если звук «Н’» - топни ногой, повторите слово и определи место положения звука в слове:
На- он- ма- ну- ан - но- мы- ын- но - мо- ну- на- но- ну- ин.
Нос- нет- слон- нить- нам- низ.
3. Произношение звуков «Н», «Н’» в слогах, словах, выделение гласных звуков из середины слов.
Логопед. – Сейчас мы с вами поиграем.
Игра на развитие моторики
«Свой клубочек ты скрути- в сказку путь свой обрети».
- Я приготовила для вас эти клубочки, вы должны их намотать, и они помогут вам превратиться в героев нашей сказки. (Дети скатывают клубочки и находят за домиком шапочки 3 поросят, медвежонка, зайчонка, лисенка. Надевают шапочки.)
(Дети встают в полукруг.)
Игра «Изобрази себя».
Логопед.
- Вы превратились в сказочных персонажей, попробуйте при помощи мимики и жестов изобразить своего героя.
Логопед.
( Прошу каждого ребенка повторить имя своего героя.)
- Скажите Наф- Наф, какой гласный звук есть в вашем имени?(А)
- А в кличке Нуф- Нуфа (У), Ниф- Нифа (И)?
- Какие это звуки? (Гласные)
- Зайчонок, медвежонок, лисенок а какой звук «Н» или «Н’» слышится в ваших названиях?
4. Развитие тактильного восприятия.
Логопед.
(Показываю всем волшебную коробку.)
- Давайте вспомним из какого материала были построены домики поросят, а поможет нам в этом «Волшебная коробочка».
(Дети по двое с разных сторон проникают в коробочку рукой, щупают материал, рассказывают о своих ощущениях, называют то, что находится внутри.)
( Материалы: солома, ветка, камень.)
- Солома какая на ощупь?...мягкая, назовите ее ласково...мягонькая.
Какой звук появился в середине этого слова? («Н’»)
- Ветка какая на ощупь гладкая или шершавая?...шершавая, назовите ее ласково…шершавенькая.
Какой звук появился в середине этого слова? («Н’»)
- Камень какой на ощупь шершавый или гладкий?...гладкий, назовите его ласково…гладенький.
Какой звук появился в середине этого слова? («Н’»)
- У Ниф- Нифа домик был из соломы, значит он (Какой?)…соломенный.
- У Нуф –Нуфа из каких прутьев он сделан?...из деревянных, значит домик (Какой?)…деревянный.
- У Наф – Нафа домик из камня, значит дом (Какой?)… каменный.
- Какой одинаковый звук вы слышите во всех этих словах? (Звук «Н».)
5. Итог занятия.
Релаксация «Волшебный сон».
Логопед. – Утомились все зверята, загрустили все ребята.
Отдохнуть пора всем нам, разойдемся по домам.
(Дети расходятся по коврику, ложатся на него, закрывают глаза и отдыхают под спокойную музыку.)
Список литературы.
- М.Ю. Картушина «Конспекты логоритмических занятий с детьми 5- 6 лет» - М., Творческий центр «Сфера», 2007.
- Л.П. Успенская, М.Б. Успенский «Учитесь правильно говорить» - М., «Просвещение», 1995.
- Г.А. Волкова «Логопедическая ритмика» - М., «Просвещение», 1985.
- И.С. Лопухина «550 упражнений для развития речи» - С.П., «Дельта», 2000.
- Е.В. Колесникова «Развитие звуковой культуры речи у детей 3- 4 лет» - М., «ООО ГНОМ – Пресс», 1998.
- В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» - Н.Н., «Флокс», 1995.
- Н.А. Рычкова «Логопедическая ритмика» - М., «Тандем», 1998.