Опубликовано: 10.11.2017 г.
Автор: Грищенко Татьяна Павловна, учитель-логопед
МАДОУ д/с № 393 «Росток» город Новосибирск
И вот наступает момент, когда «дошколёнок» готовится стать «первоклассником». А родители и педагоги обращают внимание, что при выполнении графических упражнений дети испытывают некоторые трудности, ведущие к серьёзным ошибкам, (мешающим осваивать программу) тормозящим дальнейшее обучение.
Дисграфия (нарушение письма) и дислексия (нарушение чтения) составляют значительный процент среди других нарушений речи, встречающихся у учащихся массовых школ. Все ошибки, которые можно отнести к дисграфии, специфичны, типичны и носят стойкий характер.
Каждому виду нарушений письма соответствуют свои ошибки, но классифицировать их – дело специалиста.
Что должно Вас насторожить:
1. Если Ваш ребенок левша.
2. Если он - переученный правша.
3. Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
4. Если в семье говорят на двух или более языках.
5. Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу (неоправданно раннее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
6. Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
7. Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
8. Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба (шуба).
9. При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ё-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ. Например: тыня (дыня), клёква (клюква).
10. Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта - парта, моко - молоко, весёлы (весёлый).
Что же делать родителям?
Родители в силах помочь своему ребёнку на этапе дошкольного детства, создавая предпосылки (условия) для правильного формирования навыка письма и чтения.
Рекомендуемые игры и упражнения для профилактики нарушений письма и чтения
- лепить из пластилина;
- выкладывать из палочек, спичек, веревочек, мозаики;
- складывать с помощью конструктора «Лего»;
- вышивать;
- рисовать на бумаге и на снегу, выдавливать спицей очертания букв, писать на снегу, песке;
- вырезать из цветной бумаги;
- выжигать на дощечках;
- вычёркивать заданную букву из текста (игра «Зоркие глазки»);
- отгадывать буквы с закрытыми глазами (взрослый «пишет» на ладони или спине ребенка);
- узнавать объёмные буквы на ощупь (игра «Умные ручки»);
- рисовать буквы в воздухе (ребенок указкой пишет, а взрослый отгадывает;
- придумывать слова, начинающиеся на какой-либо звук;
- выстраивать цепочку слов, когда последний звук одного слова становится первым для следующего;
- показать значение предлогов, например, перемещая один предмет относительно другого с комментариями: карандаш на книге, под книгой, в книге, между книгами и т.д.;
- для лучшего понимания, что такое слово, можно, например, написать слово на карточке, а потом разрезать ее. Тогда из слова, например лиса, получится две части, не имеющие смысла;
- исправлять специально сделанные взрослым ошибки (исправить ошибки в речи иностранца, который учится говорить на русском языке);
- перерисовывать по клеточкам (по образцу);
- графические диктанты. Например, упражнение «Нарисуй дорожку». Детям предлагают на листе бумаги карандашом нарисовать маршрут поездки на машине; «Едем прямо, сворачиваем направо, вперед, поворачиваем налево и т.д.»;
- графические диктанты-загадки со счётом клеток. Например, упражнение «Угадай кто (что)?». Не отрывая руки от бумаги, ребёнок выполняет рисунок по предложенному описанию, начиная от поставленной точки: 1 клеточка вверх, 2 клеточки вправо, 3 клеточки по диагонали вправо вверх и т.д. В результате должно получиться заданное изображение;
- упражнение «Угадай, какая буква?». Описывать очертание буквы словами (взрослый рассказывает – ребёнок угадывают букву, затем пытается сам описать какую-нибудь букву);
- упражнение «Превращения», какую букву можно сделать из буквы Г, если добавить другие элементы?
- упражнение «Найди ошибку» в ряду правильно написанных букв найти одну неправильную;
- найти буквы, спрятанные в различных рисунках, в геометрических фигурах;
- разобрать несколько букв в наложенном изображении (игра «Куча мала»).
Эти игры и упражнения подготовят Вашего ребёнка и помогут преодолеть трудности, возникающие при обучении письму и чтению в начальной школе.