Опубликовано: 10.11.2017 г.
Автор: Линкевич Светлана Вениаминовна, учитель-логопед
МАДОУ д/с № 393 «Росток» город Новосибирск
Цель: Привлечь родителей к вопросу и проблеме звукопроизношения детей.
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады всех вас сегодня видеть на нашем родительском собрании. Оно посвящено теме «Звуковая культура речи». Почему мы решили обратить внимание и привлечь вас к проблеме именно звуковой культуры речи ребёнка?
Дело в том, что речь и интеллект тесно взаимосвязаны. Дефекты речи оказывают тормозящее действие и на развитие самой речи, и на развитие всех психических процессов ребенка, на его подготовку к обучению в школе.
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми.
Исправить речь у ребенка можно только объединенными усилиями. Не надейтесь и не полагайтесь только на логопеда и тем более на своего ребенка – без Вашей помощи исправить речь у него не возможно.
На индивидуальных занятиях с логопедом ребенок научился произносить тот или иной звук, звук поставлен. Но прежде, чем ребенок начнет активно использовать его в речи, предстоит проделать большую работу. Нужно ввести звук в речь или, иначе, автоматизировать его. Эта работа не столько логопеда, сколько родителей. Теперь логопед лишь отбирает необходимый речевой материал, который доступен и понятен ребенку, а главное насыщен «трудным» звуком. Кому же, как не родителям разучивать чистоговорки, загадки, стихи, читать и рассказывать сказки?
Чем чаще вы будете заниматься, тем быстрее поставленный логопедом звук закрепится в речи. Упражнения в идеале должны быть ежедневными. Вы потратите не более 15 минут в день, но Ваш ребенок будет постоянно делать все новые и новые успехи, ведь он знает, как это важно: правильно и красиво говорить.
Задача учителя-логопеда – поставить звук, автоматизировать его в слогах, словах, но если домашних занятий будет недостаточно, то заметных подвижек может и не быть. Работу по автоматизации исправленных звуков можно сравнить со спортом: результат зависит от тренировок.
Установите дома правильный режим дня для ребенка, чтобы он успевал погулять и приготовить логопедические задания.
Не стесняйтесь, обращайтесь за консультацией к учителю-логопеду, так как, не зная сущности работы, Вы не всегда сможете выполнять домашние задания.
В выходные дни занимайтесь с ребенком по заданию учителя-логопеда.
Не поручайте эту работу родственникам, так как они не смогут заменить Вас в таком трудном деле.
Помните, что постоянные упражнения помогут усвоить правильную, ритмичную речь и развить речевую мускулатуру.
Исправить речь можно независимо от степени ее нарушения, но при условии выполнения логопедических правил и систематических занятий.
Овладение ребенком речью успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье.
Напомню, что существуют определенные правила работы в домашних тетрадях:
тетради забираются в пятницу и приносятся в понедельник;
- упражнения на развитие мелкой моторики рук (рисование, штриховка и пр.) выполняются карандашами;
- весь речевой материал должен быть отработан, т.е. родители должны добиваться правильного и четкого выполнения ребенком всех игровых упражнений, даже путем заучивания;
- задания должны быть прочитаны ребенку;
- все упражнения выполняются до конца.
Важно, чтобы Вы следили за правильной речью своих детей. Как только звук появился в речи, его необходимо закреплять: сначала в слогах, затем в словах, потом во фразе. Чтобы этот процесс не растянулся на долгие месяцы необходимо чаще проговаривать тот речевой материал, который даётся в индивидуальных тетрадях, постоянно напоминать ребенку: «Ты умеешь правильно говорить!»; поправлять его речь, чтобы исключить неправильный стереотип произнесения, ввести чистый звук в речь.
Вы должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Дома чаще читайте детям и обязательно обсуждайте прочитанное. Чтение на ночь играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивается фонематический слух. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное. Избегайте частого просмотра телепрограмм, особенно взрослого содержания. Играйте вместе с ребенком, налаживайте речевой, эмоциональный контакт. Очень полезны игры с мячом (перебрасывание друг другу, подбрасывание, отбивание от пола, от стены и т.д.)
Хочется отметить, что только в тесном сотрудничестве семьи и педагогов, можно достичь хорошего, качественного и относительно быстрого результата в исправлении и развитии речи ребенка.
Спасибо за внимание!