Опубликовано: 16.11.2017 г.
Автор: Осипова Оксана Владимировна, педагог психолог
БДОУ города Омска «Центр развития ребенка-детский сад №44»
Цели: изучение факторов влияющих на психологическое здоровье ребенка; побуждение родителей проявлять заботу о психологическом здоровье ребенка.
Задачи: выявить факторы, влияющие на психическое здоровье ребенка; практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений «ребенок — взрослый»; научить способам эффективной коммуникации для разрешения проблем.
Слово о психологическом здоровье
Здоровье — это полное физическое, психическое и социальное благополучие, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. Нервно-психическое здоровье ребенка - это один из критериев здоровья в целом. На современном этапе развития общества жизненный уровень населения понизился, ускорился темп жизни. В связи с этим повысилась агрессивность людей, их занятость, и от этого страдают дети. Из-за постоянной загруженности родителей, дефицита внимания базовые потребности ребенка в любви, ласке не удовлетворяются. В результате этого нарастают напряженность, агрессивность, озлобленность у детей, что говорит об отсутствии психологической безопасности в семье.
Тест «Воспитательная позиция»
Подумайте и ответьте, свойственно ли Вам такое поведение: 0 - никогда; 1 - редко; 2 - часто; 3 - почти всегда; 4 — всегда.
- Говорить, что Вас нет дома, когда Вы есть.
- Переходить улицу в неположенном месте.
- Курить.
- Извиняться, когда Вы не правы.
- Громко рассказывать анекдоты.
- Эмоционально «выражаться», когда у Вас что-то не получается.
- Долго сидеть за столом, разговаривать с друзьями.
- Добиваться своей цели, преодолевая сопротивление.
- Уступать место в транспорте.
- Не обращать внимания, когда Вас провоцируют на грубый ответ.
- Смотреть фильмы на любые темы.
После того как Вы ответите на эти вопросы, представьте, что во всех ситуациях рядом с Вами Ваш ребенок. Изменятся ли Ваши ответы?
Большинство людей присутствие ребенка заставляет воспринимать ситуацию как воспитывающую. А как воспринимаете ее Вы?
Рекомендации «Методы общения с ребенком»
В воспитании ребенка огромную роль играют психологический климат в семье, общение с ребенком. Что может сделать родитель:
- Попытаться непосредственно повлиять на ребенка.
- Повлиять на самого себя.
- Попытаться повлиять на обстоятельства.
Существуют две формы сообщения в общении с ребенком:
Я-сообщение и Ты-сообщение. Например:
Ты-сообщение
Родитель устал. —► Ты меня утомил. —> Реакция ребенка: «Я плохой».
Я-сообщение
Родитель устал. —> Я очень устал. —► Реакция ребенка: «Папа устал».
Комментарий, Суть Я-сообщения — не заставить кого-то что то сделать, а сообщить свое мнение, чувство, потребность. В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее. Ты-сообщен нечасто становится родительским посланием, прогнозом, которым ребенок руководствуется всю жизнь. Часто многие взрослые вспоминают такие фразы: «Ты всегда будешь добиваться всего слезами» или «Мне моя мама часто говорила, что в нашей семье все женщины несчастны» и т. п. Родители произносят эти фразы, чтобы уберечь детей от тягот жизни, однако не все дети понимают это.
Упражнение «Переделайте ты-сообщение»
Задание дается индивидуально на карточках или по группам.
- Ты постоянно не можешь завязать шнурки.
(Я так устаю каждый раз завязывать тебе шнурки, как бы мне хотелось, чтобы ты сделал это самостоятельно.)
- С тобой бесполезно что-то обсуждать, ты никогда не слушаешь.
(Когда я хочу поделиться с тобой чем-то важным, мне хотелось, чтобы ты был внимательным.)
- Ты — жадина, ты не поделился конфетой с сестрой.
(Я очень расстроена, что ты не поделился конфетой.)
Отрицательные и положительные установки
Некоторые родители считают, что надо сдерживать свои чувства, не показывать их, В семье может существовать запрет на любую открытость или какие-то конкретные чувства (особенно негативные): «не смей сердиться», «страх и слезы - позор для мальчика», «перестань волноваться». Не помогая ребенку в развитии чувств, родители рискуют воспитать черствого, не способно сопереживанию и сочувствию человека.
Дорогие родители! Пожалуйста, следите за своей речью и не давайте детям отрицательные установки. Если же вы все-таки оговорились, то поспешите исправить ситуацию, заменив отрицательную установку на положительную
Отрицательные установки
Сильные не плачут.
Ты совсем как твой папа (твоя мама).
Отец твой пьет, и ты такой же будешь.
Грустно, что ты у нас Иванушка-дурачок.
Уж лучше бы тебя вообще на свете не было!
Если будешь так поступать, с тобой никто не захочет дружить.
Положительные установки
Поплачь, легче будет.
Какой молодец наш папа!
Какая умница наша мама!
Что бы там ни говорили про твоего отца, в тебя я верю.
В тебе все прекрасно!
Какое счастье, что ты у нас есть! Мы тебя так ждали.
Как ты относишься к людям, так и они будут относиться тебе.
«Чаще говорите детям…»
Возраст четырех-шести лет - активный период становления личности ребенка. Можно предположить, что в это время определяется, каким он будет. Не дать сейчас возможности ребенку развиваться так, как свойственно только ему, - значит не дать проявиться его индивидуальности. Поэтому важно относиться к ребенку особенно бережно, чтобы не растоптать нежные ростки его индивидуальности.
Дети для успешного развития нуждаются в том, чтобы чаще слышать от родителей следующие слова:
- Ты мне нравишься таким, какой есть!
- Когда ты еще не родился, мы с папой (мамой) ждали именно тебя.
- Мне интересно твое мнение.
- Как ты считаешь, что лучше для тебя?
- Я понимаю тебя.
- Ты прекрасно растешь! Мне нравится!
- Мне понятно твое волнение (беспокойство).
- Ты можешь быть сильным и в то же время попросить о помощи, когда это нужно.
- Я покажу тебе, но не буду делать этого за тебя.
Играйте вместе с детьми! Вместе играя и смеясь, мы можем построить и оздоровить наши взаимоотношения. В игре лучше всего создается безопасная обстановка для общения людей, независимо от их характера и возраста. Шутки и веселье рождают сердечность, совместная игра может совершенно неожиданно перейти в наполненную ощущением праздника жизнь.