Опубликовано: 23.11.2017 г.
Автор: Кузенская Мария Сергеевна,
заместитель директора по ВР,учитель английского языка
МБНОУ «Гимназия №17» город Новокузнецк Кемеровской области
В современной педагогической науке проблема нравственного воспитания личности ребенка всех возрастных категорий является приоритетной, что находит свое отражение в важнейшем документе государственной политики страны – «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором отмечается: «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [4, с.4-5].
Основными задачами воспитания патриотизма в современной России являются: «сохранение, сбережение и собирание Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечение комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защита государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификация личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизация ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [3, с. 46-47].
Однако, несмотря на все усилия педагогов, направленные на духовное воспитание учащихся, процесс формирования нравственных качеств личности ребенка в современной школе не всегда можно считать успешным. Мы часто вынуждены констатировать существование у учащихся недостаточно уважительного отношения к духовным ценностям, признавать, что происходит повышение уровня агрессии в детских и подростковых коллективах, растет количество правонарушений. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе, – в молодёжной среде [4, с. 308]. Эти факты свидетельствуют о том, что современная школа не в полной мере справляется с задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Как формировать личность ребенка, воспитывая у него стойкую нравственную позицию?
Можно предположить, что у учащихся отсутствует потребность в духовном саморазвитии, в самосовершенствовании как личности, что сказывается на уровне заинтересованности детей вопросами духовно-нравственного воспитания. Таким образом, представляется необходимым превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание и саморазвитие каждого ребенка, что становится возможным только при актуализации духовных потребностей учащихся, превращении их в осознанный мотив.
В МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» функционирует система воспитательной работы, направленная на создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитание навыков самостоятельного принятия ответственных решений и проявления нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, поддержание инициативы учащихся по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании людям - пожилым и одиноким, ветеранам войны и труда, детям, оставшимся без попечения родителей и т.д. Данный подход основан на формировании у детей нравственного сознания, воспитании у детей таких значимых в современном мире чувств как эмпатия, доброта, чуткость, сострадание, забота и милосердие по отношению ко всем людям, к людям с ограниченными возможностями, приобщение к православным духовным и семейным ценностям. Основной задачей также является выработка умений и привычек нравственного поведения. В гимназии духовно-нравственное воспитание учащихся реализуется в интегрированном учебно-воспитательном пространстве в формах урочной и внеурочной деятельности.
В урочной деятельности важным представляется содержательный аспект учебных предметов гуманитарно-эстетического и естественнонаучного циклов. На уроках обществознания и истории изучается Конституция, создаваемые условия для демократии, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина. Уроки русского языка и литературы способствуют формированию любви и уважения к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле. Среди тех факторов, которые играют наиболее важную роль в формировании личности ребёнка, подростка, обучающегося молодого человека, следует назвать искусство. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир [1, с. 3]. На уроках физической культуры формируются морально-психологические и физические аспекты готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, способствуют формированию уважения к Вооруженным Силам, к образу Защитника Отечества. На уроках естественнонаучного цикла, у детей, посредством изучения особенностей краеведческого компонента, происходит формирование бережного отношения к родной земле, природным ресурсам.
Но особая роль в нравственном воспитании детей в гимназии отведена внеурочной деятельности. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность включиться в занятия по интересам, познать новый безоценочный способ взаимодействия с педагогом, при этом обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Одним из основных принципов организации внеурочной деятельности является учет познавательных и личностных потребностей учащихся и социального заказа родителей, таким образом, данная деятельность учащихся является высоко мотивированной и способствует саморазвитию детей. Согласно Л. И. Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с. 15]. Иными словами, в качестве мотива выступает конкретная потребность, которая в ходе и в результате данной деятельности удовлетворяется. Расширяя творческие возможности и потребности ребенка в саморазвитии, педагог помогает ученику избрать духовные потребности в качестве основных источников его жизненной активности. Стоит также отметить важную особенность организации внеурочной деятельности в гимназии – преобладание игровых форм взаимодействия педагога и детей, театрализованных постановок, квестов, спортивно-оздоровительных мероприятий и т.д.
В начальном звене внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению представлена программами
Программа «Я в этом мире» (5-6 классы) реализуется классным руководителем с целью духовно-нравственного воспитания гражданина России, патриота своей страны в форме бесед, круглых столов, экскурсий, выходов в театры, музеи и т.д., организации КТД, праздников, дней здоровья и других внеурочных мероприятий. Дополнительное время отведено на проведение тематических классных часов: «175 лет со дня рождения П. И. Чайковского», «Традиции празднования Рождества в России», «250-летие со дня рождения Н.М. Карамзина», «Весенний праздник», «1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси», «День славянской письменности и культуры».
Духовно-нравственное направление представлено также занятиями по программе проектной деятельности «Патриоты большой и малой родины», цель которых - воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими, воспитание нравственности, патриотизма учеников, любви к Родине, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации. Занятия представляют собой включение в учебно-сетевые проекты, реализующиеся блочно, в даты Всероссийских интернет-проектов.
Одной из форм контроля программ внеурочной деятельности является защита проекта. Совокупность презентаций проектов, подготовленных творческими группами во внеурочной деятельности позволяет скомпоновать целостное общешкольное мероприятие. Таким мероприятием стало, например, в мае 2016 года празднование 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне (рис.2).
Рисунок № 2.
В МБНОУ «Гимназия № 17» стали традиционными акции, направленные на активное проявление духовно-нравственных качеств личности учащихся, а именно: «День матери (изготовление цветов, голубей, журавликов и поздравление с Днем матери учителей, мам, бабушек учащихся, прохожих на улице); акция «День добрых дел» (деятельность волонтерских отрядов учащихся, направленных на помощь и оказание внимания ветеранам войны и педагогического труда), благотворительная акция «Рождество для всех и для каждого» (сбор и оформление подарков для детей детского дома № 5, организация новогоднего представления); «Благотворительная ярмарка» в рамках общероссийской добровольческой акции Весенняя Неделя Добра; сбор вещей и выход в детский дом «Ровесник» № 74, в приют «Кот и Пес»; акция «Делай добро!», благотворительная акция «Новогоднее настроение» (поздравление ветеранов), встречи с ветеранами ко Дню пожилого человека.
Библиографический список
- Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 349-352. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/69/11944. (Дата обращения: 01.07.2014).
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст]. – М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995. – 350 с.
- Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст]/ Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
- Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. – М.: Просвещение, 2014. – 24с. (Стандарты второго поколения).
- Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов [Электронный ресурс]. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. – С. 308-311. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/books/68297572. (Дата обращения: 09.12.2012).