0+



 

Опубликовано: 23.11.2017 г.

Автор: Кузенская Мария Сергеевна, 

заместитель директора по ВР,учитель английского языка

МБНОУ «Гимназия №17» город Новокузнецк Кемеровской области

В современной педагогической науке проблема нравственного воспитания личности ребенка всех возрастных категорий является приоритетной, что находит свое отражение в важнейшем документе государственной политики страны – «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», в котором отмечается: «духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования» [4, с.4-5].

Основными задачами воспитания патриотизма в современной России являются: «сохранение, сбережение и собирание Российской государственности; воспроизводства патриотически-выраженных социальных отношений; обеспечение комфортности жизнедеятельности человека в данной социокультурной среде; защита государственных и национальных интересов России, ее целостности; идентификация личности в социокультурной среде собственной малой Родины и соотнесения себя в пространство большой Родины; мобилизация ресурсов личности, конкретного коллектива, общества, государства в обеспечении социальной, политической и экономической стабильности; гражданского и патриотического смыслообразования в жизненной позиции и стратегии личности; толерантности в процессе консолидации российского общества» [3, с. 46-47].

Однако, несмотря на все усилия педагогов, направленные на духовное воспитание учащихся, процесс формирования нравственных качеств личности ребенка в современной школе не всегда  можно считать успешным. Мы часто вынуждены констатировать существование у учащихся недостаточно уважительного  отношения к духовным ценностям, признавать, что происходит повышение уровня агрессии в детских и подростковых коллективах, растет количество правонарушений. Характерным явлением становится духовная опустошённость и недостаточно развитая общая культура учащейся молодёжи, в сочетании с дефицитом гражданственности и патриотизма. Настораживает нарастание межнациональных, межэтнических противоречий и конфликтов, в том числе,  – в молодёжной среде [4, с. 308]. Эти факты свидетельствуют о том, что современная школа не в полной мере справляется с задачей духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Как формировать личность ребенка, воспитывая у него стойкую нравственную позицию?

Можно предположить, что у учащихся отсутствует потребность в духовном саморазвитии, в самосовершенствовании как личности, что сказывается на уровне заинтересованности детей вопросами духовно-нравственного воспитания. Таким образом, представляется необходимым превращение процесса школьного воспитания в самовоспитание и саморазвитие каждого ребенка, что становится возможным только при актуализации духовных потребностей учащихся, превращении их в осознанный мотив.

В МБНОУ «Гимназия № 17 имени В. П. Чкалова» функционирует система воспитательной работы, направленная на создание условий для формирования духовно-нравственных качеств личности, воспитание навыков самостоятельного принятия ответственных решений и проявления нравственного поведения в любых жизненных ситуациях, поддержание инициативы учащихся по оказанию помощи нуждающимся в их заботе и внимании людям - пожилым и одиноким, ветеранам войны и труда, детям, оставшимся без попечения родителей и т.д. Данный подход основан на формировании у детей нравственного сознания, воспитании у детей таких значимых в современном мире чувств как эмпатия, доброта, чуткость, сострадание, забота и милосердие по отношению ко всем людям, к людям с ограниченными возможностями, приобщение к православным духовным и семейным ценностям. Основной задачей также является выработка умений и привычек нравственного поведения. В гимназии духовно-нравственное воспитание учащихся реализуется в интегрированном учебно-воспитательном пространстве в формах урочной и внеурочной деятельности.

 В урочной деятельности важным представляется содержательный аспект учебных предметов гуманитарно-эстетического и естественнонаучного циклов. На уроках обществознания и истории изучается Конституция, создаваемые условия для демократии, свободного, достойного развития личности; прививается уважение к государственной символике; чувство гордости за свою страну и готовность к выполнению социальной роли гражданина. Уроки русского языка и литературы способствуют формированию любви и уважения к родному языку, литературе, культуре, природе, людям, живущим на этой земле. Среди тех факторов, которые играют наиболее важную роль в формировании личности ребёнка, подростка, обучающегося молодого человека, следует назвать искусство. Большие потенциальные возможности нравственно-патриотического воздействия заключаются в музыке. Поскольку музыка способна воздействовать на чувства, настроение ребёнка, постольку она способна преобразовывать его нравственный облик и духовный мир [1, с. 3]. На уроках физической культуры формируются морально-психологические и физические аспекты  готовности к выполнению конституционной обязанности по защите Отечества, способствуют формированию уважения к Вооруженным Силам, к образу Защитника Отечества. На уроках естественнонаучного цикла, у детей, посредством изучения особенностей краеведческого компонента, происходит формирование бережного отношения к родной земле, природным ресурсам.

Но особая роль в нравственном воспитании детей в гимназии отведена внеурочной деятельности. Специфика внеурочной деятельности заключается в том, что в условиях общеобразовательного учреждения ребёнок получает возможность включиться в  занятия по интересам, познать новый безоценочный способ взаимодействия с педагогом, при этом  обеспечивающий достижение успеха благодаря его способностям независимо от успеваемости по обязательным учебным дисциплинам. Одним из основных принципов организации внеурочной деятельности является учет познавательных и личностных потребностей учащихся и социального заказа родителей, таким образом, данная деятельность учащихся является высоко мотивированной и способствует саморазвитию детей. Согласно Л. И. Божович, мотив – это то, ради чего осуществляется деятельность, «в качестве мотива могут выступать предметы внешнего мира, представления, идеи, чувства и переживания. Словом, все то, в чем нашла свое воплощение потребность» [2, с. 15]. Иными словами, в качестве мотива выступает конкретная потребность, которая в ходе и в результате данной деятельности удовлетворяется. Расширяя творческие возможности и потребности ребенка в саморазвитии, педагог помогает ученику избрать духовные потребности в качестве основных источников его жизненной активности. Стоит также отметить важную особенность организации внеурочной деятельности в гимназии – преобладание игровых форм взаимодействия педагога и детей, театрализованных постановок, квестов, спортивно-оздоровительных мероприятий и т.д.

В начальном звене внеурочная деятельность по духовно-нравственному направлению представлена программами

Программа «Я в этом мире» (5-6 классы) реализуется классным руководителем с целью духовно-нравственного воспитания гражданина России, патриота своей страны в форме бесед, круглых столов, экскурсий, выходов в театры, музеи и т.д., организации КТД, праздников, дней здоровья и других внеурочных мероприятий. Дополнительное время отведено на проведение тематических классных часов: «175 лет со дня рождения П. И. Чайковского», «Традиции празднования Рождества в России», «250-летие со дня рождения Н.М. Карамзина», «Весенний праздник», «1000-летие святого равноапостольного великого князя Владимира – Крестителя Руси», «День славянской письменности и культуры».

Духовно-нравственное направление представлено также занятиями по программе проектной деятельности «Патриоты большой и малой родины», цель которых - воспитание патриотического сознания школьников, формирование основ нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими, воспитание нравственности, патриотизма учеников, любви к Родине, становление гуманистических и демократических ценностных ориентации.  Занятия представляют собой включение в учебно-сетевые проекты, реализующиеся блочно, в даты Всероссийских интернет-проектов.

Одной из форм контроля программ внеурочной деятельности является защита проекта. Совокупность презентаций проектов, подготовленных творческими группами во внеурочной деятельности позволяет скомпоновать целостное общешкольное мероприятие. Таким мероприятием стало, например, в мае 2016 года  празднование 71 годовщины Победы в Великой Отечественной войне (рис.2).

 11111111

Рисунок № 2.

В МБНОУ «Гимназия № 17» стали традиционными акции, направленные на активное проявление духовно-нравственных качеств личности учащихся, а именно: «День матери (изготовление цветов, голубей, журавликов и поздравление с Днем матери учителей, мам, бабушек учащихся, прохожих на улице); акция «День добрых дел» (деятельность волонтерских отрядов учащихся, направленных на помощь и оказание внимания ветеранам войны и педагогического труда), благотворительная акция «Рождество для всех и для каждого» (сбор и оформление подарков для детей детского дома № 5, организация новогоднего представления); «Благотворительная ярмарка» в рамках общероссийской добровольческой акции  Весенняя Неделя Добра;  сбор вещей и выход в детский дом «Ровесник» № 74, в приют «Кот и Пес»; акция «Делай добро!», благотворительная акция «Новогоднее настроение» (поздравление ветеранов), встречи с ветеранами  ко Дню пожилого человека.

 

Библиографический список

  1. Бахтин Ю. К. Патриотическое воспитание как основа формирования нравственно здоровой личности [Электронный ресурс] // Молодой ученый. – 2014. – №10. – С. 349-352. – Режим доступа: http://moluch.ru/archive/69/11944. (Дата обращения: 01.07.2014).
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблемы формирования личности [Текст]. – М., Москва-Воронеж, Академия педагогических и социальных наук, 1995. – 350 с.
  3. Вырщиков, А. Н., Кусмарцев, М. Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном российском обществе [Текст]/ Монография. – Волгоград: НП ИПД «Авторское перо», 2006. – 172 с.
  4. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России [Текст] / сост. А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. –  М.: Просвещение, 2014. – 24с. (Стандарты второго поколения).
  5. Пономарёва И. А. Патриотическое воспитание школьников: теория и современная образовательная практика. В кн.: Единство образовательного пространства как междисциплинарная проблема: Сборник научных трудов [Электронный ресурс]. – СПб.: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена; АСТЕРИОН, 2011. – С. 308-311. – Режим доступа: https://publications.hse.ru/books/68297572. (Дата обращения: 09.12.2012).

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация