Опубликовано: 04.12.2017 г.
Автор: Шибанова Гульфия Илдаровна, воспитатель
МАДОУ детский сад №25 «Малыш» комбинированного вида г. Щелково ЩМР МО
Научить ребёнка владеть речью, как средством общения и культуры –главная задача. Это значит, надо сформировать устную речь детей на таком уровне, чтобы они не испытывал трудностей в установлении контактов со сверстниками и взрослыми, чтобы их речь была понятна окружающим. Мы формируем правильную устную речь детей на основе овладения ими литературным языком русского народа. Поэтому так важно, чтобы ребёнок слышал такую речь, чтобы он чувствовал, что его тоже слышат, и всегда готовы вступить с ним во взаимодействие.
Владеть речью – это, во-первых, владеть словарём. Обогащение активного словаря дошкольника происходит за счёт основного словарного фонда языка и зависит от нашего с вами словаря и словаря родителей. Для расширения словаря детей создаются благоприятные условия при комплексно- тематическом планировании работы. Например, если сейчас мы реализуем тему «Зимующие птицы», то и словарь детей должен пополняться и активизироваться в рамках данной темы.
Ребёнок осваивает речь, начиная со звукового строя языка. Темп усвоения звуков у каждого ребёнка свой, но к пяти годам основания к тому, чтобы чётко и внятно произносить все звуки родного языка есть практически у каждого здорового дошкольника. В ФГОС реализация этой задачи называется «Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха» и предполагает, что ребёнок усваивает интонационный строй родного языка, систему ударений, произношение слов и умение выразительно говорить, читать стихи. Наша связная речь состоит из двух частей –диалога и монолога. Строительным материалом для неё является словарь и освоение грамматического строя речи. Грамматический строй - это умение изменять слова, соединять их в предложения, ребёнок усваивает на слух, осмысливая речь взрослых. Кроме этого можно проводить специальные речевые упражнения, помогающие детям усвоить наиболее сложные конструкции. Например, игры «Что было бы...» (усвоение сослагательного наклонения), «Чего не хватает?» (употребление существительных в родительном падеже) и т.п.
Развитие речевого творчества–работа непростая. Она предполагает, что дети
самостоятельно составляют простейшие короткие рассказы, принимают участие в
сочинении стихотворных фраз, придумывают новые повороты в сюжете сказки и т.п.
Всё это становится возможным, если мы создаём для этого условия.
Знакомство с художественной литературой, книжной культурой это понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. Главная проблема здесь состоит в том, что книга перестала быть ценностью во многих семьях, дети не приобретают опыт домашнего чтения -слушания. Поэтому перед нами, педагогами дошкольного образования стоит очень серьёзная задача изменить ситуацию здесь, в дошкольном учреждении: книга должна стать спутником детей, заполнять их досуг, оживать в инсценировках, играх-драматизациях. Художественное слово должно звучать постоянно.
Важная задача речевого развития–формирование звуковой аналитико-
синтетической активности, как предпосылки обучения грамоте. Вся наша работа по
развитию речи в детском саду подготавливает ребёнка к школе, где необходима
правильная устная речь, умение слушать других, вникать в содержание их речи. Речь уже в детском саду становится предметом анализа детей, что представляет для них серьёзную трудность из-за особенностей мышления.
Эти задачи реализуются в логопедической группе в течение всего времени пребывания детей в детском саду, а не только в ходе ООД.
Образовательная область «Речевое развитие» тесно интегрирует с каждой из четырёх оставшихся областей, и это взаимопроникновение способствует формированию высших психических функций, помогает решать проблемы социально-личностного, художественного и физического развития. Поскольку у многих детей возникают трудности в речевом развитии, ФГОС предусматривает специально организованную коррекционную работу воспитателя во второй половине дня.
В последнее время в нашем саду в рамках развития речи стал активно применяться метод проектов. Использование этого метода - принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов. Это способ достижения цели через детальную разработку проблемы, результатом которой является продукт, оформленный тем или иным способом. В прошлом учебном году в нашей группе был разработан, а затем проведена презентация проекта на тему: «Мир насекомых». Этот проект развивает эмоционально- волевую сферу старших дошкольников с речевыми нарушениями. Исследуя окружающий мир, ребенок, получает обобщенный опыт в сфере развития речевых, познавательных, эстетических способностей.
Важнейшим средством развития речи является общение. Общение –взаимодействие двух (и более) людей, направленное на согласование и объединение их усилий с целью налаживания отношений и достижения общего результата (М. И. Лисина). Формирование коммуникативной стороны речи представляет собой сложный процесс взаимодействия ребёнка с окружающими людьми, с помощью языковых средств. Речь не возникает из самой природы ребёнка, а формируется в процессе его существования в социальной среде, и, соответственно, зависит от уровня культурно-языковой среды. Она является средством развития речи в широком смысле: подражание речи взрослых является одним из механизмов овладения родным языком. Внутренние механизмы речи образуются у ребёнка только под влиянием систематически организованной речи взрослых.
Являясь средством развития речи, обучение в процессе ООД предъявляет к педагогу личные требования: его речь, обращённая к ребёнку должна быть грамотной, чёткой, понятной - то есть доступной возрастному уровню, содержательной и одновременно точной, логичной, лексически, фонетически, грамматически правильной. Образность, выразительность, эмоциональная насыщенность, богатство интонаций, неторопливость, достаточная, но не чрезмерная громкость, знание и соблюдение правил речевого этикета, соответствие слова воспитателя его делам –вот критерии, на которые должен ориентироваться педагог, пользуясь речью во взаимодействии с ребёнком с ТНР.
Художественная литература, а также такие виды искусства, как музыка и театр
являются мощнейшим средством по развитию речи дошкольников. Художественная литература является важнейшим источником развития всех сторон речи детей и
уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей: эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Развитие речи в процессе ознакомления с художественной литературой занимает большое место в общей системе работы с детьми. Изобразительное искусство, музыка, театр также используются в интересах речевого развития детей: эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоение языка, вызывает желание делиться впечатлениями. Оречевление всех видов деятельности детей с ТНР является важным условием их речевого развития.
«Родное слово есть основа всякого умственного развития и сокровищница всех знаний: с него начинается всякое понимание, через него проходит и к нему возвращается». Эта цитата Константина Дмитриевича Ушинского очень точно выражают содержание целевого ориентира по ФГОС ДО, применительно к образовательной области «Речевое развитие».
Литература.
- Рудик, О.С. Развитие речи детей 4-5 лет в свободной деятельности. Методические рекомендации / О.С. Рудик. - М.: ТЦ Сфера, 2009. - 192 c.
- Ушакова, О.С. Развитие речи детей 5-7 лет. Программа, консп.занят., метод.рекомендации(по ФГОС), дополн. / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 272 c.
- Ушакова, О.С. Ознакомление дошкольников с литературой и развитие речи. Занятия, игры, метод.реком., мониторинг / О.С. Ушакова. - М.: ТЦ Сфера, 2015. - 288 c.