Опубликовано: 05.12.2017 г.
Автор: Озрокова Мария Олиевна, воспитатель
МКДОУ «Детский сад «Нур» а.Хабез», аул Хабез
Много лет назад я сделала свой выбор, и считаю его правильным и сейчас. В системе дошкольного образования я работаю более 30 лет. Сделала 8 выпусков и каждый из них своеобразен и неповторим. Я вспоминаю своих воспитанников разных лет, сравниваю подходы к обучению и воспитанию в прошлом. В нашем современном стремительном веке, времени инновационных технологий нужно быть мобильным, креативным, имущим свой подход к детям, находящим интересные технологии, позволяющие достичь высоких результатов. Мне нравится быть воспитателем. Каждый мой воспитанник требует к себе особого подхода и внимания, каждому нужно протянуть руку помощи и принять его таким, каков он есть. Чем больше узнаю внутренний мир ребенка, тем проще с ним найти взаимопонимание, и тем ближе он становится для меня. И в соответствии с современными тенденциями развития образования я считаю, мы должны выпустить из детского сада человека любознательного, активного, принимающего живое участие в образовательном процессе, обладающего способностью решать интеллектуальные и личностные задачи. Я стараюсь развивать в детях умения работать по правилу, по образцу. Роль логики при этом невозможно переоценить. Чтобы ребенок не испытывал трудности буквально с первых уроков и ему не пришлось учиться с нуля уже необходимо готовить его соответствующим образом. Перед собой я поставила цель: формировать познавательные способности детей старшего дошкольного возраста на основе развития логических структур мышления. Этой цели я достигла путем решения задач: учила детей выделять существенные признаки предметов, сравнивать, обобщать, классифицировать на математическом и жизненном материале, развивала умение высказывать простейшие собственные суждения и умозаключения, воспитывала стремление к приобретению новых знаний и умений.
Мышление детей, так же как и взрослых подчиняется определенным логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки. Я учу детей не просто логичен мыслить, а правильно познавать окружающий мир, а это невозможно без правильной связи мыслей и правильного построения (мысли) рассуждений. Дети с развитым логическим мышлением становятся умнее, а поскольку логическое мышление лежит в основе всех школьных предметов, то и обучение для развитых детей становится легким и успешным. В своей работе использовала множество загадок, знакомила со сказочными персонажами, позволяющими активизировать внимание детей. Для достижения ожидаемых результатов я использовала различные виды игр в своей работе.
Для развития внимания и наблюдательности познакомила ребят с такими играми «Найди одинаковые фигуры и соедини их стрелками», «Зверюшки на дорожках», «Поиски затонувшего клада». С помощью игры-головоломки «Хамелеон», игры «Найди закономерность, дорисуй», «Чем похожи, чем отличаются», «Какие продукты и лекарства дают нам эти животные» ( корова-молоко, курица-яйцо, овечка-мясо, змея-яд ), развивала конструктивные способности, учила строить упорядоченные ряды по выбранному признаку. С помощью схем и игр развивала математические понятия о составе чисел: «Рассели ласточек», «Примеров много-ответ один», «Числовая лесенка», « Математическое лото», «Веселые пчелки». Словесно-логические игры и упражнения: «Горит-не горит». «Прыгает или летает», «Что где растет», «Найди нужное слово», «Четвертый лишний», пробуждают интерес к грамматике русского языка. Логические упражнения, которые я даю детям, направлены на осознанное усвоение знаний, поскольку лишь такие знания используются и в жизни. Формирование умения упорядочивать предметы по выбранным признакам, знакомила с играми на развитие пространственных представлений: «Посудная лавка»; игры-лабиринты: «Чего не хватает» и т.д.
Игры «Танграм», Колумбово яйцо», «Где спрятался Джерри» помогают развивать конструктивные способности, зрительную память, умение мыслить образами». Бывают случаи, когда дети сравнивают числа и определяют, какое из них больше, какое меньше, но затрудняются в практическом доказательстве этого утверждения. На помощь им приходят математические задачи и игры: «На сколько больше?», «Домино», «Найди пару». Логические игры позволяют развивать внимание. У детей преобладает непроизвольное внимание, поэтому я стараюсь, чтобы учебный материал на занятиях отличался наглядностью, яркостью.
Логические игры и упражнения помогают в моей работе: дети начинают владеть основными логическими операциями. Умеют мысленно устанавливать сходство и различия по существенным признакам, свободно оперируют обобщающими понятиями, дети могут при помощи суждений делать умозаключения. Логические игры помогают развивать достаточно большой словарный запас, широкий спектр бытовых знаний, что очень важно для формирования личности ребенка. С каждой ступенью роста ребенка процесс интеллектуального развития ребенка повышается, он как энергетический заряд, воздействующий на внутренний мир ребенка.