Опубликовано: 10.12.2017 г.
Автор: Зубкова Ольга Сергеевна
преподаватель русского языка и литературы
ОГБПОУ «Ульяновский техникум отраслевых технологий и дизайна»
г.Ульяновск
Все наши замыслы, все поиски
и построения превращаются в прах,
если у ученика нет желания учиться.
В.А. Сухомлинский.
Древняя мудрость гласит: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Однако без пробуждения интереса к учению, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдет, это будет лишь видимость учебной деятельности. Как же пробудить у ребят желание «напиться» из источника знаний? Как мотивировать познавательную деятельность студентов? Над этой проблемой настойчиво работают преподаватели, ученые, методисты, психологи. «Психологический закон гласит: прежде чем призвать ребенка к какой-либо деятельности, заинтересуй его ею, позаботься о том, чтобы обнаружить, что он готов к этой деятельности, что у него напряжены все силы, необходимые для неё», - писал Л.С. Выготский. Другой известный психолог А.Н. Леонтьев подчеркивал: «Деятельности без мотива не бывает».
Мотив вообще – это источник деятельности любого человека. Он выступает как бы «энергетической батареей» личности, и от его силы зависит интенсивность деятельности человека. Любое обращение к психологии личности так или иначе высвечивает фундаментальное значение мотивационной основы деятельности. Нет внутреннего мотива – внутренней движущей силы, и всякое дело обречено быть нудным, скучным, ненужным.
Мотив (от французского motif) – побудительная сила, причина; от латинского – приводить в движение, толкать. Мотивы (интересы, потребности, стремления, убеждения, идеалы, эмоции, влечения, инстинкты, установки) – это то, что побуждает человека к деятельности, ради чего она совершается.
Мотивация – совокупность мотивов, побуждающих человека к основной деятельности, процесс действия мотива.
Перефразируя известный афоризм, можно утверждать: ничто не даётся в педагогике так дёшево и не дает такого быстрого положительного эффекта, как мотивация.
Актуальность проблемы мотивации учебной деятельности обучающихся
Мотивация обучения и стимулирования деятельности обучающихся – одна из основных задач любого педколлектива. Почему? В чем актуальность, значимость проблемы мотивации учебной деятельности?
Характеризуя современное состояние традиционного образования, практически все авторы в ряду негативных тенденций обязательно отмечают такие явления, как снижение двигательной и познавательной активности обучающихся в учебной деятельности, замедление их физического и психического развития, высокий уровень психоэмоционального напряжения.
Сегодня наиболее острые проблемы в области обучения и воспитания связаны или с негативной мотивацией поведения (влияние негативной социальной среды), или немотивированностью основной массы школьников, следовательно, со снижением базовых показателей их обученности и воспитанности. Поэтому формирование учебной мотивации без преувеличения можно назвать одной из проблем обучения в системе современного образования.
Мотивация учебной деятельности обучающихся на уроках русского языка и литературы
В своей работе я нередко сталкиваюсь с тем, что некоторые обучающиеся не усваивают материал программы по русскому языку и литературе. Трудно определить причины отставания. Такая ситуация складывается под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешние факторы связаны с особенностями среды и условиями организации деятельности обучающегося, а внутренние обусловлены его психологическим складом. Приходится немало поработать над тем, чтобы заинтересовать обучающихся, предлагая им новую систему отношений учебного сотрудничества, уважения к окружающим, взаимопонимания.
Прежде всего студентов необходимо обучить главным мыслительным операциям: анализу, обобщению, сравнению, конкретизации, систематизации. В поисках новых идей я обратилась к нестандартным формам урока, т.е. к современным технологиям, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого студента, повышают авторитет знаний и индивидуальную ответственность обучающегося за результаты учебного труда.
Практикуя организацию и проведение нестандартных уроков, я сделала вывод, что именно такие занятия повышают эффективность обучения, развивают активность, самостоятельность, личную инициативу и творческие способности обучающихся.
Существует богатый арсенал форм и методов стимулирования и мотивации познавательной деятельности. Условно можно выделить 4 блока основных методов мотивации в зависимости от влияния на различные сферы деятельности школьников:
I.Эмоциональные.
1 – поощрение,
2 – порицание,
3 – учебно-познавательная игра,
4 – создание ярких наглядно-образных представлений,
5 – создание ситуаций успеха,
6 – стимулирующее оценивание,
7 – свободный выбор задания,
8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.
II.Познавательные
1 – опора на жизненный опыт,
2 – познавательный интерес,
3 – создание проблемной ситуации,
4 – побуждение к поиску альтернативных решений,
5 – выполнение творческих заданий,
6 – «мозговая атака»,
7 – развивающая кооперация (парная и групповая работа, проектный метод).
III.Волевые
1 – предъявление учебных требований,
2 – информирование об обязательных результатах обучения,
3 – формирование ответственного отношения к учению,
4 – познавательные затруднения,
5 – самооценка деятельности и коррекции,
6 – рефлексия поведения,
7 – прогнозирование будущей деятельности.
IV.Социальные
1 – развитие желания быть полезным обществу,
2 – побуждение подражать сильной личности,
3 – создание ситуации взаимопомощи,
4 – поиск контактов и сотрудничества,
5 – заинтересованность в результатах коллективной работы,
6 – взаимопроверка,
7 – рецензирование.
Повышение учебной мотивации обучающихся на уроках словесности.
Как сделать уроки русского языка и литературы интересными? Эта проблема давно привлекает к себе внимание учителей-словесников. Многообразие поисков ее решения находит свое отражение как в привлечении яркого, необычного дидактического материала (вызывающего интерес к его содержанию), так и в использовании нестандартных заданий (вызывающих интерес самими формами работы).
Пути повышения мотивации учащихся к урокам русского языка и литературы:
1. Связь с жизнью – необходимое условие поднятия интереса учащихся к изучению грамматики. Эта связь осуществляется через языковой материал, используемый в упражнениях, основу которого составляют произведения великих русских писателей. Как показывает практика, задания, составляемые из не связанных между собой предложений, являются одной из причин равнодушия детей к изучению родного языка. Через используемый материал на уроках мы можем воспитывать у детей интерес к труду, науке, к людям, к Родине. Жизненный материал обычно воспринимается ими как менее трудный. Совместная работа учителя-словесника, его учеников с техникумовской и другими библиотеками тоже мотивирует учащихся на овладение новыми знаниями («Чехов-патриот», «Поэзия серебряного века», «Книгопечатание на Руси» и т.д.). Проведение различных литературных конкурсов способствует поднятию интереса обучающихся к изучению языка и литературы, развивает их речь, сближает коллектив студентов и преподавателя. На внеурочных мероприятиях продолжается языковедческая работа по речевому этикету: «Почему так, а не иначе», «Почему мы так говорим», «Знакомые незнакомцы» и т. д. Во время игровых речевых ситуаций на занятиях риторики ученики сами с увлечением замечают, что не всегда умеют выразить свои мысли. Некоторые ребята с трудом говорят о самых простых вещах, допускают ошибки в речи при использовании местоимений, деепричастных оборотов и понимают, что даже простым вещам надо учиться.
2. Наглядность как средство развития интереса к урокам русского языка и литературы. На уроках русского языка и литературы осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении русского языка и литературы особую роль играет принцип наглядности. Правильное использование наглядности на занятиях способствует формированию четких представлений о правилах и понятиях, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике. Для предмета русский язык значимы элементы наглядно-изобразительного материала, такие как предметные картинки (для уроков обучения грамоте и работы над словами из орфографического словаря на уроках русского языка), картинки для уроков обучения грамоте и развития речи, которые используются при составлении предложений и текстов различных типов речи, таблицы по пунктуации и орфографии, портреты писателей и поэтов, иллюстративный материал к изучаемым произведениям.
3. Использование на уроках современных информационных технологий, с одной стороны, способствуют повышению учебной мотивации обучающихся, формированию ключевых компетенций, а с другой – организует работу студентов и преподавателя. Компьютер используется с самыми разными целями: как средство обучения, источник информации, способ диагностирования учебных возможностей учащихся, средство контроля и оценивания качества обучения, для проведения интегрированных уроков. Хороший урок невозможно представить без хорошо сформулированной темы, постановки его целей и задач, планирования этапов, а также цели на каждом отдельном этапе урока. Обычно для этого используется классная доска, на которой выписываются все необходимые термины, составляются таблицы и схемы. Теперь у нас есть прекрасная возможность заранее подготовить весь необходимый материал, расположить его в нужной последовательности и поместить на слайды. На слайдах мы можем, например, разместить иллюстрации, которые заменят нам старые таблицы.
Понятно, что качество изображения на слайдах значительно лучше, чем на классной доске, а педагог имеет возможность больше внимания уделить ученикам. Презентации Power Point позволяют оживить урок, внести игровые моменты и в объяснение нового материала, и даже в опрос. Изготовление собственных презентаций процесс очень интересный и важный, но довольно долгий. И хотя, на мой взгляд, еще не создано учебное пособие, отвечающее всем требованиям (сочетание большого количества информации, грамотно отобранной и представленной в различных видах, с обилием иллюстративного материала, справочным аппаратом, наличием качественной мультипликации, видео, компьютерных моделей, возможности проведения контроля знаний), можно получить необходимый результат, сочетая имеющиеся программы.
4. Мыслительные задачи, выдвигаемые перед обучающимися, - один из приёмов развития интереса к занятиям по русскому языку. Всякая мыслительная работа начинается с того, что перед человеком выдвигается какая – то задача, необходимость решения которой становится для него очевидной. Такой мыслительной задачей может быть вопрос, на который должен быть получен ответ. Поэтому, когда преподаватель начинает урок, приступая к новому материалу, недостаточно только объявить тему, но необходимо чётко сформулировать вопрос, на который студенты должны получить ответ. Когда обучающийся видит, для чего он вместе с преподавателем производит сложную работу, требующую от него напряжения умственных сил, у него возникает интерес к учебным занятиям.
5. Использование игр – упражнений для развития интереса к урокам русского языка.
Занимательность как способ мотивации в изучении русского языка
Как преподаватель русского языка считаю, что одним из основных способов мотивации в изучении русского языка является занимательность.
Как сделать интересным строгое грамматическое правило? Как поддержать естественное желание детей узнать что-то новое и необычное, если речь идет о правилах правописания? Каждый учитель, сталкиваясь с этими проблемами, находит оригинальные пути их решения, используя в обучении такие приемы, в силу которых он верит.
Чтобы достичь успехов в постижении того чудесного и таинственного, что скрывается за словами «русский язык», я прибегаю к таким приемам, четко продумывая этапы уроков, отбирая материал, действующий на восприятие, осознание, запоминание, обеспечивающий прочность знаний.
На уроках русского языка я использую ряд упражнений и педагогических приёмов, позволяющих формировать и развивать мотивацию. Эти упражнения могут быть использованы и на других предметах.
«Четвертый лишний». В каждом ряду из четырех элементов нужно назвать лишний – тот, у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
• крик, кричать, квакать, кукарекать (имя существительное)
• золото, ураган, молоко, болото (не содержит полногласных сочетаний)
• лебедь, воробей, ворона, попугай (остальные мужского рода)
• рыба, рак, угорь, скорпион (остальные слова дали названия созвездиям Зодиака)
Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.
Взаимоопрос – ученики опрашивают друг друга.
«Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать литературных героев. Главное – чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
«Продолжить ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.
Вот пример: ряд О, Д, Т…(?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три…четыре).
o Апельсин, банан, виноград…. Ответ: груша (следующая буква алфавита)
o Паук, таракан, мышь… Ответ: птица или человек (в этом ряду – название животных в порядке уменьшения количества ног)
o Медведи, сестры, поросята… Ответ: например, мушкетеры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).
o Дорога, ремонт, милиция… Ответ : фары (это слово начинается с фа, про-должая музыкальный ряд дорога, ремонт, милиция, и одновременно относится к тематике ряда)
Проблемная ситуация. При изучении темы «Грамматическая одушевленность» ставим проблему: Кукла – это предмет одушевлённый? А как узнать одушевлённый предмет или нет? В русском языке есть понятие грамматической одушевлённости. Если у существительных во множественном числе форма В. п. совпадает с формой Р. п., то это существительное одушевлённое, а если во множественном числе форма В. п. совпадает с формой И. п., то это существительное неодушевлённое существительное. Давайте докажем это. Поверьте слова «девочка» и «ёлка»: девочки (И. п.) – девочек (В. п.) – девочек (Р. п), следовательно, это существительное одушевлённое, ёлки (И. п.) – ёлок (Р. П.) – ёлки (В. п.), следовательно, это существительное неодушевлённое. А теперь проверьте слово «кукла»: куклы (И. п.) – кукол (Р. п.) – кукол (В. п.), следовательно, это существительное одушевлённое, как и существительные «робот, мертвец, снеговик».
Итак, чтобы увлечь ребят предметом, мотивировать их учебную деятельность, необходимо умело подбирать дидактический материал, показывать жизненную необходимость той работы, которая ведется на занятии, создавать творческую обстановку, способствующую мыслительной деятельности учащихся, строить урок на основе научности, занимательности, стремиться пробудить способность чувствовать красоту языка, наслаждаться им.
Организация исследовательской деятельности учащихся на уроках литературы как способ повышения учебной мотивации
Уроки литературы – это разговор особый. Они должны быть яркими, эмоциональными, с привлечением большого иллюстрированного материала, с использованием аудио- и видео- сопровождений. «Земные чувства все отдайте постиженью новизны,» - эти слова великого Данте являются актуальными на пути освоения как мультимедийных технологий, так и педагогических. Преподаватель литературы не должен смотреть на себя лишь как на пропагандиста готовых научных решений и выводов. Он может ставить перед группой и перед собой проблемы нерешенные, дискуссионные, нуждающиеся в исследовании не только ради упражнения, но и ради поисков истины. И студентам важно увидеть нечто, выходящее за рамки усвоения готовых решений, регламентированных упражнений. Так, например, анализ художественного текста может проводиться как на уровне ознакомления с уже существующей трактовкой, так и на уровне самостоятельных, полезных, пусть и неоригинальных наблюдений, и обобщений, а также на уровне маленьких открытий, позволяющих по-новому взглянуть на знакомый текст, почувствовать его глубину.
Поэтому исследовательскую работу на уроках литературы следует рассматривать с двух точек зрения: как метод преподавания и как уровень, до которого могут подняться школьники в своей деятельности. Учебное исследование становится реальным, когда мы сумеем подготовить к этому уровню работы и себя, и обучающихся. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений, полезной - в том смысле, что она может стать дорогой к творческому труду.
Исследование может быть организовано на всех этапах обучения литературе: некоторые элементы исследовательского подхода обучающимся следует осваивать уже в детском и подростковом возрасте, тогда более реальным будет подъем к высшему уровню творческой самостоятельности.
Я убедилась, что на таких занятиях студенты работают более активно. Особенно радует, что те дети, которые учатся неохотно, на таких уроках работают с большим увлечением.
В современных условиях особенно актуально организовать процесс обучения так, чтобы его образовательный результат проявлялся в формировании системы жизненно важных, практически востребованных знаний и умений, что позволит учащимися адаптироваться к жизни и относиться к ней активно и творчески.
По данным исследований, в памяти человека остается 1/4 часть услышанного материала, 1/3 часть увиденного, 1/2 часть увиденного и услышанного, 3/4 части материала, если обучающийся привлечен в активные действия в процессе обучения. Таким образом, учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут вовлечены в процесс обучения под чутким руководством педагога, ежедневно, ежеурочно создающего условия для формирования положительной учебной мотивации.
В целях развития мотиваций учебно-познавательной деятельности обучающихся, стимулирования их к самовыражению, расширению кругозора, самостоятельному решению собственных жизненных проблем в нестабильном социуме, активизации мыслительной, коммуникативной, речевой и творческой деятельности применяются различные педагогические технологии:
- развивающее обучение;
- проблемное обучение;
- развитие критического мышления;
- дифференцированный подход к обучению;
- создание ситуации успеха на уроке.
Основными принципами инновационного обучения являются:
- креативность (ориентация на творчество);
- усвоение знаний в системе;
- нетрадиционные формы уроков;
- использование наглядности.
При использовании инновационных технологий в обучении русскому языку и литературе успешно применяются следующие приемы:
- ассоциативный ряд;
- опорный конспект;
- ИНСЕРТ (интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления);
- мозговая атака;
- групповая дискуссия;
- чтение с остановками;
- кластеры;
- синквейн;
- эссе;
- дидактическая игра;
- лингвистические карты;
- исследование текста;
- работа с тестами;
- нетрадиционные формы домашнего задания.
Несколько подробнее мне хотелось бы остановиться на некоторых приемах, используемых в технологии развития критического мышления.
Критическое мышление – это точка опоры для мышления человека, это естественный способ взаимодействия с идеями и информацией. Мы и наши студенты часто стоим перед проблемой выбора, выбора информации. Необходимо умение не только овладеть информацией, но и критически ее оценить, осмыслить, применить. Встречаясь с новой информацией, обучающиеся должны уметь рассматривать ее вдумчиво, критически, оценивать новые идеи с различных точек зрения, делая выводы относительно точности и ценности данной информации.
Эффективным я считаю прием «чтение с остановками». Этот прием требует подготовительной работы:
1) Преподаватель выбирает текст для чтения.
Критерии отбора текста:
- он должен быть неизвестным для данной аудитории (в противном случае теряется смысл и логика использования приема);
- динамичный, событийный сюжет;
- неожиданная развязка, проблемный финал.
2) Текст заранее делится на смысловые части. Прямо в тексте отмечается, где следует прервать чтение, сделать остановку.
3) Преподаватель заранее продумывает вопросы и задания к тексту, направленные на развитие у учащихся различных мыслительных навыков.
Педагог дает инструкцию и организовывает процесс чтения с остановками, внимательно следя за соблюдением правил работы с текстом. (Описанная стратегия может использоваться не только при самостоятельном чтении, но и при восприятии текста «на слух»)
Данный прием я часто использую при подготовке обучающихся к написанию сочинения-рассуждения, т.к. эта работа предполагает не только тщательный анализ текста, но и умение «идти» вслед за автором, «видеть», как он создает текст, что хочет «сказать» читателю на данном этапе.
Фантастическая добавка (Представьте себе, что вы можете встретиться с Онегины и Ленским за день до дуэли. Что бы вы сказали им? Попробуйте предсказать их реакцию на ваши аргументы. Можно разыграть беседу по ролям.)
Пресс – конференция (неполно раскрывается тема, предлагается обучающимся задать дораскрывающие ее вопросы).
Своя опора (студенты составляют опорный конспект изученной темы либо отдельного параграфа).
Коллективная учебная деятельность. Организация работы в группах:
Лови ошибку (студенты получают серию цитат со ссылкой на авторов. Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. Доказывают свое мнение.)
Мозговой штурм (предложите идею оригинального памятника Мцыри. Обсуждение идей позволяет еще раз вспомнить и проанализировать характер героя, события его жизни).
Театрализация. Благодатный прием на уроках литературы, ведь, чтобы понять, как играть того или иного героя, необходимо “почувствовать” пьесу и всех героев.
“Да” и “Нет” говорите. (Героиня не отличалась щедростью, хоть и гостям рада была. Кто она? – Коробочка из “Мертвых душ”. Серьезные занятия наукой не мешали ему сочинять стихи. Кто он? – Ломоносов.)
Резюме – студенты письменно отвечают на серию вопросов, отражающих их отношение к занятию, учебному предмету, преподавателю. Резюме дается раз в неделю или в месяц, по итогам года. (Что нравится на уроках? Что не нравиться на уроках? Что мешает учиться? и другие вопросы. Поставь себе отметку по 10 балльной системе. Обоснуй ее. Оценка преподавателю.)
Создание ситуации успеха также позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Приучаем во время фронтального опроса отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Порой можно наблюдать, как растёт на глазах уверенность обучающихся в своей лингвистической компетенции.
Кредит доверия. В некоторых случаях ставлю отметку “в кредит”. Это шанс для студента проявить себя и доказать свою состоятельность. Для меня важно дать понять, что я верю в него, есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.
“Суд”. Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок интересным, весёлым и запоминающимся (Суд над Родионом Раскольниковым по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»).
Безусловно, освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство.
Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов воспитывают интерес к уроку, делают урок более интересным.
Особую сложность представляет для обучающихся умение находить проблемы текста (как правило, их несколько). Поможет в этом составление кластера. Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом». Студенты оформляют полученную информацию в тетрадях в виде кластеров.
5-минутное эссе - этот вид письменного задания обычно применяется в конце занятия, чтобы помочь обучающимся подытожить свои знания по изученной теме. Для преподавателя – это возможность получить обратную связь.
Особенно перспективным представляется метод проектов, который позволяет эффективно развивать критическое мышление, исследовательские способности аудитории, активизировать ее творческую деятельность обучающихся. К использованию на занятии данного метода нужно готовить обучающихся постепенно. Например, студенты выполняют на уроках литературы мини-проект «Моя любимая книга». Выводится проблема: как влияет чтение на восприятие человека, и предлагается подобрать материал, иллюстрирующий данную задачу. Результатом как групповой, так и индивидуальной работы над проектом является презентация любимой книги.
Синквейн как способ повышения мотивации
На те или иные задания в школьной практике существует мода: точно так же, как есть мода на определённую одежду или музыку. И сейчас многие учителя вводят в планы своих уроков написание синквейнов. Вообще-то их можно писать абсолютно по любому предмету, но всё же особую любовь к этому французскому заданию испытывают учителя русского языка и литературы.
В своей работе часто использую синквейн (приём технологии развития критического мышления, на стадии рефлексии).
Синквейн – это особое стихотворение, которое возникает в результате анализа и синтеза информации. Мысль, переведенная в образ, как раз и свидетельствует об уровне понимания ученика. Это прием, позволяющий развивать способности резюмировать информацию, излагать сложные идеи, чувства и представления в нескольких словах, требует вдумчивой рефлексии. Это быстрый, но мощный инструмент для рефлексии.
Синквейн - это один из видов технологии развития критического мышления. Он может быть использован на разных стадиях урока: на стадии повторения – сжатое обобщение актуализации полученных ранее знаний и систематизации материала; на стадии осмысления – вдумчивая работа над новыми понятиями; на стадии рефлексии – это средство творческого выражения осмысленного материала.
Слово «синквейн» происходит от французского слова, которое означает «пять» (в вольном переводе – «пять вдохновений» или «пять удач»).
Таким образом, синквейн – малая стихотворная форма, короткое литературное произведение, характеризующее предмет(тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определённому плану.
Более 95% обучающихся оценивают интерес к синквейну на “5”.
Студенты легко справляются с этим заданием (даже самые слабые). А у меня появился интересный способ проверить знания.
Правила написания синквейна:
1 строка – одно ключевое слово (обычно существительное) – тема синквейна, определяющая содержание.
2 строка – два слова (прилагательные или причастия), описывающие тему.
3 строка – три слова (глаголы), характеризующие действия, относящиеся к теме.
4 строка – четыре слова – предложение, фраза, показывающая отношение автора к теме.
5 строка – одно слово (обычно существительное) – синоним или ассоциация, повторяющая суть темы.
Чёткое соблюдение правил написания синквейна необязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке — два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.
Примеры синквейнов:
Ульяновск.
Большой, приволжский,
Стоит, растёт, хорошеет.
Наш город очень красивый.
Родина.
Пушкин,
Умный, талантливый.
Сочиняет, пишет, творит.
Солнце русской поэзии.
Гений.
Русский язык,
Живой, удивительный,
Учит, объясняет, творит.
Береги наш родной язык!
Познание.
Литература,
Русская, зарубежная,
Воспитывает, увлекает, объясняет,
Ведёт в мир прекрасного.
Мудрость.
С какой же целью учителя могут использовать синквейн на уроке?
1) Умение написать это короткое литературное произведение развивает речь детей, обогащает словарный запас.
2) Составление синквейна требует от ученика умения находить в учебном материале наиболее важные элементы, делать выводы и выражать всё это в кратких заключениях, то есть подготавливает их к краткому пересказу.
3) Автор синквейна должен обладать глубоким знанием темы, иметь по ней собственное мнение и высказать его по определённым правилам, таким образом учит формулировать идею(ключевую фразу).
4) Позволяет почувствовать себя хоть на мгновение творцом.
5) Получается у всех.
Синквейны – превосходный способ контроля.
Для уроков литературы синквейны – это настоящее Эльдорадо. Ученики любят эти французские стихотворения, потому что они небольшие по объёму, составлять их несложно и довольно интересно. При помощи синквейна можно несколькими словами выразить всю суть литературного героя. Учитель при этом не только экономит время, но и проверяет одновременно прочитанность текста, глубину его понимания и способность ученика грамотно выражать свои мысли. Если 45 минут урока позволяют зачитать вслух лишь несколько сочинений, то свой синквейн представить сможет каждый, да ещё останется время чтобы всё обсудить.
Составляя синквейн, каждый обучающийся реализует свои таланты и способности: интеллектуальные, творческие, образные. Если задание выполнено правильно, то синквейн обязательно получится эмоциональным.
Попробуйте написать синквейн про своего любимого книжного героя. И когда Вы будете подбирать для него единственно верные прилагательные, глаголы и афоризм, то обязательно почувствуете насколько ближе, понятнее и роднее стал Вам тот или иной персонаж. Вы словно пропустите искусство слова через себя. А это именно тот эффект, которого в идеале и должны добиваться уроки русской литературы.
Как говорил А.С.Пушкин, «только осмысленное и прочувствованное чтение – совершенство».
Как нельзя лучше эту форму урока можно использовать при изучении весьма скучной, с точки зрения обучающихся, темы «Создание характеристики героя».
Наличие плана-схемы характеристики, умение находить портретные особенности, объяснять поступки героев, конечно, помогает студентам в определении характера героя, но в какой-то мере «убивает» творчество и интерес, превращая важную работу в рутинную.
Использование технологии синквейна помогают отойти от стереотипа проведения уроков по созданию характеристики героя, потому что их главной особенностью является «конструирование собственного знания в рамках своей собственной поисковой деятельности» (Муштавинская И.В. «Технология развития критического мышления»).
Анализируя полученные результаты, можно сделать следующие выводы:
1. Мотивация – один из факторов успешного обучения учащихся на уроках русского языка.
2. Снижение положительной мотивации учащихся ведет к снижению успешности и эффективности обучения.
3. Развитие мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, позволяет повысить результативность обучения по всем общеобразовательным предметам, в том числе и по русскому языку.
4. Использование в учебной деятельности методов и приемов современных педагогических технологий формирует положительную мотивацию детей, способствует развитию основных мыслительных операций, коммуникативной компетенции, творческой активной личности.
Таким образом, учение только тогда станет для обучающихся радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.
Д.Карнеги писал: «Скажите кому-либо, что у него нет способности к чему-то и, что он делает все совершенно неправильно, и вы лишите его почти всяких стимулов для самосовершенствования. Но примените противоположный метод: будьте щедры в своем поощрении, создайте впечатление, что перед вашим собеседником нет ничего трудного, дайте ему понять, что вы верите в его способность справиться с задачей, что имеется необходимое для этого внутреннее чутье, и он всю ночь до рассвета будет практиковаться, чтобы добиться успеха».
Подводя итог, я хочу обратить внимание на следующее. Если мы хотим действительно привлечь обучающихся к урокам литературы и русского языка, хотим видеть на уроках неравнодушных творческих студентов, мы должны проводить уроки творчества в системе. Это позволит учащимся привыкнуть к творческим заданиям, поможет не стесняться представлять свои творения на суд своих товарищей и учителя, облегчит понимание ими предмета, сделает занятия интересными и разнообразными. Только постоянный поиск, педагогическое мастерство и самостоятельность, объединение усилий студента и преподавателя, взаимное уважение помогут в современном мире возродить интерес к искусству слова, приобщить детей к прекрасному.
Список используемой литературы
- Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте./ Л.С.Выготский. – М. – 1991.
- Лукьянова М.И. Личностно-ориентированный урок: конструирование и диагностика/ Учебно-методическое пособие – М- 2006.
- Паршутин И.А. Использование учителем методов диагностики учебной мотивации учащихся/ Справочник заместителя директора школы - №10, 2008 г.
- Даутова О.Б., Крылова О.Н. Современные педагогические технологии в профильном обучении. Учеб.-метод. пособие для учителей. – СПб.: КАРО, 2006.
- Макарова Т.И. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка. http://schfive.narod.ru/opyt/pub_russian.doc
- Успенская Т.В. Формирование познавательного интереса на уроках русского языка у школьников с опорой на дидактические игры как средство обучения. http://festival.1september.ru/articles/602193/
Приложение
Использование синквейна при создании характеристики героев
Задание: выразить своё отношение к героям пьесы А.Н.Островского «Гроза».
Синквейны, составленные студентами:
Катерина
Скромная, умная.
Страдает, любит, мучается.
Не хочет жить по законам «темного царства».
Жертва.
Кабаниха
Суровая, властная.
Унижает, оскорбляет, притесняет.
Довела свою семью до развала.
Деспот. (гр.105-106/П)
Катерина
Вольнолюбивая, протестующая.
Любит, страдает, верует.
Страшный вызов самодурной силе.
Луч света в «темном царстве».
Кабаниха
Властная, жестокая.
Управляет, подчиняет, властвует.
Хранительница «порядка», норм и правил жизни.
Центральный персонаж. (гр. ТПИ -1)
Катерина.
Горячая, искренняя.
Не сломалась, не подчинилась, освободилась.
Борется со страхом, сильный женский характер.
Победитель.
Кабаниха.
Самолюбивая, своенравная
Подчиняет, унижает, притесняет.
«Нищих оделяет, а домашних заела совсем».
Ханжа. (гр. К-1)