Опубликовано: 12.12.2017 г.
Автор: Костина Анна Олеговна,
воспитатель МБДОУ МО г. Краснодар
«Детский сад № 169»
На сегодняшний день одной из актуальных проблем является развитие графических навыков у детей логопатов. Одной из основных причин, затрудняющих формирование у детей данной категории двигательных умений и навыков, являются нарушения моторики, которые в свою очередь отрицательно сказываются на физическом и познавательном развитии ребенка.
Развитие графических навыков имеет большое значение при поступлении ребенка в школу, так как если ребенок имеет слабо развитую мелкую моторику, недостаточную сформированность навыков зрительно–двигательной координации, то он будет испытывать затруднения с письмом: у него быстро устает рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв; нередко встречается и «зеркальное» письмо, когда ребенок не различает понятия «право», «лево», «лист», «страница», «строка», не укладывается в общий темп работы.
Все это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации специальных занятий, цель которых – подготовить руку ребенка к систематическому письму, сформировать элементарные графические навыки. Все это обуславливает необходимость специальной целенаправленной работы по коррекции и развитию тонких координированных движений рук у детей логопатов.
Сам процесс письма является чрезвычайно сложным, требующим непрерывного напряжения и контроля. При этом формируются технические навыки: правильное обращение с письменными принадлежностями, координация движений руки при письме, соблюдение гигиенических требований, графические навыки.
Таким образом, процесс письма требует от ребёнка не только физических, интеллектуальных, но и эмоциональных усилий. Всякого рода перегрузки и связанные с ними переутомления, самым негативным образом сказываются на овладении графическими навыками.
Кроме того, работа по развитию движений рук должна иметь систематический и регулярный характер, только тогда будет достигнут успех. Поэтому родители под умелым руководством педагогов должны уделять внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки. Благодаря такой целенаправленной работе родители, с одной стороны и педагоги, с другой, решают очень важные задачи:
- влияние на интеллектуальное развитие ребенка,
- овладение навыком письма,
а решение этих задач в будущем поможет избежать проблем школьного обучения.
Таким образом, очевидно, что общее недоразвитие речи является препятствием на пути формирования графических навыков у дошкольников. В отличие от детей с нормальной речью, дети-логопаты испытывают намного больше трудностей в овладении этим важным для учебной деятельности процессом.
Но при своевременном выявлении графо моторной недостаточности и при проведении регулярной и продуктивной
коррекционно-развивающей работы, у детей с общим недоразвитием речи наблюдаются значительные улучшения.
Основным способом формирования графического навыка у ребенка являются многократные упражнения и тренировки определенных действий. При условии активной помощи родителей - равноправных участников образовательного процесса результат не заставит себя ждать.
Консультация для родителей «Гигиенические правила письма»
Посадка при письме. Дети должны сидеть прямо, не касаясь грудью стола. Ноги всей ступней стоят на полу или на подставке, голова немного наклонена влево.
Положение рук при письме. Руки пишущего должны лежать на столе так, чтобы локоть правой руки немного выступал за край стола, и правая рука свободно двигалась по строке, а левая - лежала на столе и снизу придерживала рабочий лист (для правшей).
Положение кисти пишущей руки. Кисть правой руки большей частью ладони должна быть обращена к поверхности стола, точками опоры для кисти ногтевая фаланга несколько согнутого мизинца и нижняя часть ладони.
Очень помогают «тренажеры» - «дельфинчики».
Если его нет, можно изготовить тренажер самостоятельно (по технологии Т.И.Гризик). Срезать под углом 45° резинку на верхней части карандаша с резинкой. Получится штамп, оставляющий идеальные кружки на листе, если держать тренажер правильно, и научить ребёнка печатать краской.
Либо предложить «посолить» воображаемый суп. Пальцы сами сложатся щепотью, вставляем туда карандаш и рисуем.
Положение ручки/карандаша. Ручка кладется на средний палец правой руки, на его верхнюю ногтевую часть, ногтевая фаланга большого пальца придерживает ручку, а указательного - легко кладется сверху (расстояние - 1,5 см от пишущего узла) для управления ручкой при письме.
Положение тетради. Тетрадь лежит на столе с наклоном влево так, чтобы середина тетради была направлена к середине груди. По мере заполнения страницы левая рука передвигает тетрадь вверх, при этом середина тетради по-прежнему направлена к середине груди ребенка.