Опубликовано: 12.12.2017 г.
Автор: Осипова Оксана Владимировна, педагог-психолог
БДОУ города Омска «Центр развития ребенка-детский сад №44»
У педагогов и родителей единые цели и задачи: сделать все, чтобы дети росли счастливыми, здоровыми, активными, жизнелюбивыми, общительными, чтобы они в будущем успешно учились в школе и смогли реализоваться как личности.
В соответствии с Законом “Об образовании”, где записано, что родители являются первыми педагогами, они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте. В этой связи изменяется и позиция дошкольного учреждения в работе с семьей.
В основе взаимодействия дошкольного учреждения и семьи лежит сотрудничество, т. е. совместное определение целей деятельности, совместное распределение сил, средств, предмета деятельности во времени в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценка резутьтатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.
Конечно же, первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
- Изучение семьи с целью выявления интересов и потребностей родителей, а так же согласования воспитательных воздействий на ребёнка.
- Психолого-педагогическое просвещение родителей с целью повышения уровня общей, педагогической и правовой культуры, оптимизации стиля семейного воспитания через реализацию двух направлений работы:
- информативное – ознакомление родителей с особенностями развития детей, режимом работы ДОУ, с содержанием и методикой учебно-воспитательного процесса, привлечение к оздоровительным и совместным мероприятиям;
- обучающее, практикоориентированное – формирование у родителей опыта руководства детской деятельностью и общением, гуманизация детско-родительских отношений;
- Включение родителей в содержательную совместную деятельность с дошкольным учреждением: участие в организации развивающей среды и воспитательно-образовательного процесса, в осуществлении хозяйственной деятельности и т.д.
ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ
- Открытость детского сада для семьи: каждому родителю обеспечивается возможность знать и видеть, как живёт и развивается их ребёнок.
- Сотрудничество педагогов и родителей в воспитании ребёнка, основанное на доверии и позитивных способах общения; родители и педагоги являются партнёрами в воспитании и обучении детей.
- Создание активной развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
- Организация работы с родителями на основе изучения общих и частных проблем в воспитании и развитии дошкольников, а так же реальных потребностей и интересов родителей.
- Знание педагогами и родителями воспитательных возможностей коллектива и семьи, максимальное использование воспитательного потенциала в совместной работе с детьми.
- Постоянный анализ процесса взаимодействия семьи и дошкольного учреждения, его промежуточных и конечных результатов и последовательное планирование дальнейшего сотрудничества на их основе.
Осуществление открытого и доверительного взаимодействия с родителями воспитанников имеет ряд преимуществ:
Во-первых, отмечается положительный и эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, так как будут учитываться мнения семьи предложения по взаимодействию с ребёнком. Педагоги, в свою очередь, заручаются пониманием со стороны родителей в решении проблем (от материально-хозяйственных до воспитательно-образовательных).
Во-вторых, учитывается индивидуальность ребёнка. Педагог постоянно поддерживает контакт с семьёй, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их в своей деятельности, что ведёт к повышению эффективности педагогического процесса.
В третьих, родители берут на себя ответственность за развитие ребёнка и осознают, что дошкольное учреждение является лишь помощником в деле воспитания и обучения дошкольника. В целом, появляется возможность реализации единой программы воспитания и развития детей в детском саду и семье.
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ.
Положительные результаты в воспитании и развитии детей достигаются при умелом сочетании различных форм взаимодействия членов коллектива образовательного учреждения и семей дошкольников. В настоящее время сложились устойчивые формы работы детского сада с семьёй, которые можно условно разделить на следующие группы:
НАГЛЯДНО-ИНФОРМАЦИОННЫЕ
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ КОЛЛЕКТИВНЫЕ
В современной практике дошкольного воспитания эти формы сотрудничества ДОУ с родителями воспитанников взаимосвязаны и дополняют друг друга.
ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Посещение семьи – знакомство педагога с семьёй воспитанника, выяснение общих условий семейного воспитания необходимо для того, чтобы учитывать особенности семьи в дальнейшей работе и плодотворно выстраивать взаимодействие с родителями. Цель первого прихода педагога заключается чаще всего в изучении общих условий семейного воспитания. Повторные посещения планируются по мере необходимости и предусматривают более частные задачи, например, знакомство с опытом семейного воспитания, выяснение условий подготовки к школе и т.д.
При посещении семьи важно соблюдать следующие условия:
- необходимо предварительно договориться о посещении семьи с родителями ребёнка, обозначить цели прихода: познакомиться с тем, как живёт ребёнок дома, чем занимается, узнать, что беспокоит родителей;
- визит не должен занимать более 15–20 минут, иначе он может стать обременительным для родителей;
- беседу вести в спокойных, доброжелательных тонах по заранее продуманным вопросам; необходимо быть в хорошем настроении, приветливым и доброжелательным; советы (единичные!) давать тактично и ненавязчиво;
- желательно общаться с родителями при ребёнке, выбрав щадящие для него форму и содержание.
Это один из наиболее эффективных видов работы по изучению семьи и установлению плодотворных контактов с её членами. Однако в настоящее время бывает трудно реализовать данную форму взаимодействия, т.к. из-за экономической нестабильности большинство родителей отказывается от посещения их семьи педагогами. В этом случае становиться важным использование других видов и методов работы по изучению семьи и особенностей семейного воспитания: анкетирование, опрос, беседы с членами семьи, наблюдение за ребёнком, анализ детских рисунков, запись вопросов родителей, сочинение родителей на тему «Мой ребёнок» и т.д.
Беседы - наиболее доступная форма связи педагога с родителями воспитанников, заключающаяся в оказании им помощи по тому или иному вопросу воспитания. Цель беседы заключается в обмене мнениями по тому или иному вопросу воспитания, в оказании родителям своевременной педагогической помощи. Ведущая роль здесь отводится педагогу, который заранее планирует тематику и структуру беседы, но и родители являются активными участниками обсуждения.
Рекомендуется при проведении беседы выбирать наиболее подходящие условия и начинать её с нейтральных вопросов, затем переходить непосредственно к главной теме. В ходе беседы необходимо так ставить вопросы, чтобы родители активно на них отвечали и приводили примеры из собственного опыта.
Если беседа возникла стихийно и воспитатель не может уделить родителям необходимое внимание, он договаривается с ними о специальной встрече в удобное время. Родители должны получить в результате беседы новые знания по вопросам обучения и воспитания дошкольников, беседа должна побуждать у них интерес к педагогическим проблемам, повышать чувство ответственности за воспитание детей.
Консультации
Консультации для родителей по своему характеру близки к беседам. Основная разница состоит в том, что в ходе консультации появляется возможность обсудить с родителями достаточно глубоко какой-то конкретный вопрос, проанализировать его, познакомиться с опытом семейного воспитания и сделать определенные выводы.
Консультации могут быть плановыми и неплановыми, групповыми и индивидуальными. Плановые консультации проводятся в детском саду систематически, на год рекомендуется планировать 3-4 консультации в год продолжительностью по 30 – 40 минут. Тематика консультаций разнообразна и определяется задачами воспитания ребёнка определённой возрастной группы, потребностями и интересами родителей воспитанников. Перспективный план консультаций составляется педагогами в начале учебного года на основе годового плана работы ДОУ.
Неплановые консультации возникают нередко во время общения педагогов и родителей по инициативе обеих сторон.
Родительские собрания - целесообразная и действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, предполагающая организованное ознакомление их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определённого возраста в условиях детского сада и семьи, а так же совместное решение вопросов организационного характера.
В течение учебного года рекомендуется проводить 3-4 групповых собрания продолжительностью около 1,5 часов.
Повестка дня родительских собраний включает:
- педагогическую беседу или выступление по наиболее важной в данный момент теме;
- выступления старшей медицинской сестры;
- выступления специалистов ДОУ (учитель-логопед, музыкальный руководитель, педагог-психолог, воспитатель ИЗО, инструктор по физическому воспитанию и др.);
- сообщения кого – либо из родителей об опыте семейного воспитания;
- обсуждение текущих организационных вопросов.
Важно заранее запланировать интересные выступления родителей, отвести время для их вопросов по актуальным проблемам. Очень интересно проходят собрания, в которых участвуют приглашённые специалисты или предусмотрены открытые просмотры определённых форм работы с детьми, а так же оформлен разнообразный наглядный материал.
Вопросы, поставленные на групповых собраниях, находят отражение в дальнейшем в индивидуальных беседах, в наглядных материалах, на групповых консультациях и т.д.
Конференции
В настоящее время дошкольные учреждения всё чаще стали проводить родительские конференции, которые предусматривают расширение, углубление и закрепление знаний об образовании детей и могут носить научно-практический или теоретический характер. Основная цель конференции – обмен опытом семейного воспитания. Она проводится раз в год, требует тщательной подготовки и предусматривает активное участие родителей, организацию детских выставок, концертов, материалов, отражающих работу детского сада и т.д.
Структура может быть следующей:
- вступительное слово руководителя дошкольного учреждения;
- выступления родителей (3-5) о семейном опыте по данной проблеме;
- видеофильмы;
- вопросы желающих, обсуждение проблемы;
- выступления детей
- подведение итогов.
«Круглый стол» - предполагает обсуждение с родителями актуальных проблем воспитания в нетрадиционной обстановке с обязательным участием специалистов. В ходе обсуждения той или иной проблемы воспитатели и профильные специалисты вместе с родителями могут моделировать жизненные и педагогические ситуации, что даёт возможность последним не только накапливать знания в области воспитания детей, но и устанавливать доверительные отношения с педагогами ДОУ.
Семинары – практикумы
Семинары-практикумы являются эффективной формой работы с родителями, которые нуждаются в приобретении практических навыков воспитания ребёнка-дошкольника. Они проводятся для продуктивного обучения родителей определённым методам взаимодействия с детьми дошкольного возраста, эффективным приёмам организации детской деятельности. Семинары - практикумы могут включать элементы деловых игр, тренингов, мастер-классов, разборы проблемных ситуаций по видеосъёмкам, решение педагогических кроссвордов, заполнение перфокарт и другие способы организации активизирующего общения с каждым родителем.
Их проведением и организацией занимаются как воспитатели, так и специалисты дошкольного учреждения: педагог-психолог, учитель-логопед, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитании, воспитатель ИЗО и другие.
Организация совместных мероприятий может выражаться в разных видах работы:
- участие в экскурсиях, совместных походах, прогулках, поездках на природу;
- участие в подготовке и проведении развлечений, праздников для детей;
- участие в мероприятиях игрового и соревновательного характера;
- участие в проведении занятий и бесед с детьми на различные темы (встречи с родителями определённой профессии, с ветеранами и т.д.)
- участие в улучшении материально-технической базы ДОУ и благоустройстве его территории.
Дни открытых дверей, просмотр открытых мероприятий
Дни открытых дверей рекомендуется проводить 1-2 раза в год в назначенные числа по заранее составленному плану. В эти дни родители могут без предварительной договорённости побывать в детском саду в той или иной возрастной группе. Дни открытых дверей много дают родителям для знакомства с воспитательной работой детского сада, её содержанием и методами, стимулируют их к активному участию жизни ДОУ, а, кроме того, способствуют повышению качества педагогического процесса.
Подготовка к встрече родителей должна начинаться задолго до намеченного срока. Необходимо тщательно продумать содержание воспитательно-образовательной работы на этот день и спланировать, что именно показать родителям, учитывая их интересы и возраст детей.
Деятельность родителей включает экскурсию по дошкольному учреждению, наблюдение за проведением занятий, режимных моментов, разных видов детской деятельности и последующее обсуждение увиденного, обмен впечатлениями.
Цель экскурсии – показать родителям, что в дошкольном учреждении создана безопасная, педагогически грамотная и психологически комфортная среда для развития ребёнка. Во время экскурсии полезно обратить внимание родителей на особенности построения предметно-развивающей среды, организации режима дня, оздоровительных процедур и т.д.
Проведение открытых просмотров различных видов детской деятельности для родителей должно носить не только показательный, но и учебный характер. Поэтому при подготовке к открытому занятию педагогам необходимо продумать вопросы для последующего обсуждения, чтобы родители были не только пассивными наблюдателями, но и активно участвовали в беседе, анализировали поведение своего ребёнка.
Наряду с организованными просмотрами родители должны иметь возможность в удобное для них время прийти в группу и понаблюдать за ребёнком, при этом они обязаны заранее ставить в известность воспитателя о своём посещении.
НАГЛЯДНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ
Уголки для родителей – традиционное средство наглядной педагогической пропаганды, включающее различные стенды, ширмы и папки – раскладушки. В каждой возрастной группе должен быть уголок для родителей, включающий:
- материалы информационного характера: сведения об антропометрических данных детей, режим дня группы, правила для родителей, информация о времени консультативного приёма администрации и специалистов ДОУ, объявления различного характера;
- материалы педагогического характера: консультации по различным темам, рекомендации, план работы с детьми на неделю, фотографии из жизни детей в детском саду, творческие отчёты и т.д.
Требования к оформлению уголка для родителей:
- информация должна быть динамичной; желательно раз в две недели обновлять материал на стенде для родителей;
- стенд должен быть красочно оформлен, при этом следует использовать не только рисунки, но и плакаты, фотографии из жизни детей в детском саду; не нужно злоупотреблять декоративными элементами, наивными изображениями матрёшек, игрушек;
- текстовой материал обязательно должен сопровождаться иллюстрациями, привлекающими внимание родителей; иллюстративный материал не должен быть мелким, хорошо воспринимаются крупные фотографии, а более мелкие целесообразно объединить в общий крупный фотомонтаж;
- для систематизации содержания уголка все материалы можно расположить по различным разделам
Рекомендуемые разделы уголка для родителей:
- Общая информация: режим дня, возрастные особенности детей группы, расписание занятий, правила для родителей по посещению ребёнком детского сада и т.д.;
- Консультации специалистов: советы и рекомендации медицинских работников, педагога – психолога, музыкального руководителя, инструктора по физическому воспитанию.
- Речевой уголок;
- Выставочный стенд, куда помещаются рисунки, поделки, которые дети изготовили в течение дня.
- Советы родителей: в этом разделе родители могут обратиться с каким-либо предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и т.д.
- Доска объявлений: на неё помещается официальная информация (дата и повестка родительского собрания, информация об оплате за детский сад, объявления различного характера и др.).
- Меню
Важно отметить, что только часть родителей по своей инициативе систематически будет знакомиться с содержанием стендов. Поэтому педагогам необходимо привлекать к ним внимание взрослых членов семьи, рекомендовать некоторые материалы для более внимательного ознакомления, использовать их при проведении индивидуальных и подгрупповых бесед.
Папки-раскладушки, папки- передвижки
В папках вниманию родителей предлагается тематическая информация, охватывающая разные вопросы воспитания и обучения дошкольников. Папки-раскладушки обычно размешаются в уголке для родителей, а папки- передвижки родители могут взять домой на неделю, после чего обсудить содержание помешённого в них материала с педагогами.
Информацию в них рекомендуется обновлять два – три раза в месяц. Поскольку папки – передвижки должны в первую очередь привлечь внимание родителей, затем донести до них нужную информацию, то соотношение текста и иллюстраций должно быть примерно 2:6 (2 части текст, 6 – иллюстрации). Однако не следует перегружать папки наглядными материалами, т.к. повышенная броскость будет мешать восприятию информации, отвлекать взрослых и вызывать у них недоверие к предлагаемому содержанию.
Каждый день в уголках для родителей должны быть представлены материалы о минувшем дне в виде рисунков, поделок, темы, которую разбирали на занятии, текста песенки, которую учили и т.д. Рекомендуется иметь рубрику «Наши родители советуют», в которой мамы и папы могли бы обратиться с каким–нибудь предложением к другим родителям, поделиться опытом, советом и др.
Тематические выставки
Целью тематических выставок является дополнение словесной информации для родителей различными пособиями, игрушками, натуральными предметами, изготовленными детьми, педагогами и родителями. К их оформлению можно привлекать самих родителей: поручить подбор материала по определённой теме, найти статьи в газетах, журналах, сделать выкройки игрушек – самоделок, какие – либо пособия.
Рекомендуется периодически устраивать:
- выставки новинок литературы и периодических изданий по темам, интересующих родителей и их детей;
- фотовыставки по темам «Жизнь детей в детском саду», «Летний отдых», «Наши семейные традиции», «Досуг в семье», «Детские игры» и т.д.
- выставки игр и пособий для организации различных видов детской деятельности;
- выставки совместного творчества взрослых и детей.
Тематические выставки создаются для родительского коллектива всего сада или для родителей одной группы. Они могут быть приурочены к родительскому собранию, конференции, праздничным мероприятиям и т.д.
Памятки, рекомендации, буклеты
Они могут носить различный характер:
- рекламный: знакомство родителей с дополнительными услугами ДОУ, реклама какого-либо направления работы с дошкольниками и др.
- информационно-просветительский: рекомендации и конкретные советы педагогов и специалистов по определённым темам, которые интересуют родителей.
Все рекомендации и советы на определённую тему должны носить чёткий и лаконичный характер, опираться на практический (жизненный опыт) родителей дошкольников.
Информационные корзины
(телефон доверия, родительская почта)
Удачная форма взаимодействия для согласования работы образовательного учреждения и родителей воспитанников. «Информационные корзины» используются для того, чтобы каждый родитель в удобное для себя время мог внести предложения, замечания, обозначить интересующие его темы или проблемы. На основании этих записей корректируется административно-хозяйственная, методическая, воспитательно-образовательная, психологическая, медицинская работа ДОУ, определяется круг вопросов, интересующих большинство родителей и форма ответов на них.
Выпуск журнала, газеты
Цель газеты или журнала – сделать интересный опыт воспитания достоянием каждого и преподнести его так, чтобы самым безразличным родителям захотелось принять участие в жизни группы, обсудить волнующие их темы.
В создании газеты принимают участие администрация ДОУ, педагоги, специалисты, родители и дети. Для систематизации материала в газете можно выделить постоянные рубрики («Уроки для родителей», «Домашняя игротека», «Весёлая минутка», «Большое спасибо» и т.д.), а так же сменные рубрики, подбираемые в соответствии с интересами родителей. В каждом номере газеты можно размещать задания и игры, которые дети могут выполнять вместе с родителями. Очень интересны родителям будут фотографии, иллюстрирующие материал газеты.
Творческие конкурсы
Такие конкурсы предполагают выставку разнообразных материалов и поделок, изготовленных совместно родителями и детьми.
Презентация группы
Проводится с целью ознакомления родителей с условиями группы, программой развития детей данной группы, а так же особенностями организации различных видов детской деятельности. В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми , а так же имеют возможность изучить особенности построения предметного пространства группы.
Библиотечки для родителей
Она может включать в себя книги, журналы и газеты по интересующим родителей проблемам, а так же подборку музыкальных произведений для дошкольников, обучающих и познавательных видеофильмов, компьютерных игр.
Важно следить за своевременным обменом, подбором необходимых книг, составлять аннотации новинок, привлекать родителей к пополнению библиотечного фонда.
Видеоматериалы
Эта форма педагогического взаимодействия с родителями предполагает широкое использование как короткометражных научно – популярных, обучающих фильмов, так и видеосюжетов из жизни детей в ДОУ. Использование видеокамеры помогает родителям увидеть своих детей в естественной обстановке детского сада и сделать соответствующие выводы. Видеофильмы могут предлагаться родителям для домашнего просмотра или использоваться как наглядное дополнение других форм работы (родительские собрания, консультации, семинары и т.д.).