Опубликовано: 19.12.2017 г.
Автор: Касенова Чинара Нурмуханбетовна, воспитатель
МБДОУ №54 «Белоснежка» г. Южно-Сахалинск
Раннее детство- уникальный период в жизни человека, когда формируется здоровье осуществляется развитие личности.
В тоже время в этот период, в течении которого ребенок находится в полной зависимости от окружающих взрослых родителей, педагогов.
Известно, что в настоящее время детские сады в России, посещают только 50% детей дошкольного возраста. В современном обществе существует несколько слоев, имеющих различный уровень доходов, и оплатить пребывание ребенка в ДОУ могут не все родители.
Дети, воспитывающиеся в семьях с большим достатком, только на первый взгляд кажутся благополучными, они хорошо питаются, одеваются, окружены большим количеством игрушек, однако в этих семьях, где мать одновременно и бизнес и работа, внимание к ребенку с ее стороны часто оказывается ограниченным.
В таких семьях дети воспитываются бабушками и дедушками или после детского сада передаются на попечение гувернанток. Из-за этого они постоянно испытывают дефицит в общении с родителями. Так возникает отчуждении.
В семьях с низким достатком существуют другие трудности. Чтобы как-то обеспечить семью, родителям приходится работать по совместительству или искать иные источники дохода, что требует значительных трат времени. Дети в этих семьях лишены возможности носить красивую одежду, у них ограниченное количество игрушек, художественной литературы.
Издавна ведется спор, что важнее в становлении личности ребенка семья или общественное воспитание ребенка, одни педагоги склонялись в пользу семьи, другие – общества.
Семья обладает объективными возможностями для включения ребенка с первых 6 лет жизни в разнообразные виды деятельности, складывают игрушки, помогают маме и папе, выполняют поручение.
Выражение «Дети- зеркало семьи» иногда передает смысл ориентации ребенка на те духовные и моральные ценности, которые исповедует его семья. Не зря многие великие педагоги считали, что семейное воспитание- это прежде всего самовоспитание родителей; очень сложно привить ребенку те качества, которыми они сами не обладают.
Таким образом, современная наука подчеркивает приоритет семьи в воспитании ребенка. значительная часть родителей полагает. Что педагоги и психологи могут помочь только советом, а действовать все равно должно в первую очередь они сами.
В семьях с низким уровнем педагогической культуры родителей нередко возникают проблемы, с которыми взрослые не могут справиться адекватным способам. Причиной возникновения конфликтных ситуаций в таких семьях становится нарушение показателей семейной гибкости и семейной сплоченности.
В семьях со средним уровнем педагогической культуры родителей показало, что их показателями семейной гибкости и семейной сплоченности нарушаются реже. У родителей отмечается непонимание и неумение создавать условия для полноценного развития ребенка в семье.
В семьях с высоким уровнем педагогической культуры родителей также нередко возникает ряд проблем. У таких родителей отмечается первостепенность целей формирование интеллектуальной сферы ребенка в сравнении с его коммуникативной компетенцией. К сожалению, не хватает методик, направленных на оценку эффективности сотрудничества детского сада и родителями, относящимися к разным уровням педагогической культуры.
Необходимо как можно больше разрабатывать методических рекомендаций по оптимизации семейного воспитания в группах родителей с разным уровнем педагогической культуры, что может быть полезным для организации эффективного сотрудничества педагогов и психолог ДОУ с семьями своих воспитанников.