Опубликовано: 22.12.2017 г.
Автор: Самохина Татьяна Евгеньевна
воспитатель МБДОУ «Детский сад № 8 «Сказка»
г. Горно – Алтайска»
«В творчестве нет правильного пути,
нет неправильного пути, есть только
свой собственный путь».
Аннотация: в данной статье представлены возможности развития мелкой моторики пальцев для укрепления и сохранения психического здоровья детей в процессе овладения пластилинографией.
Ключевые слова: пластилинография, интеллектуальное развитие, эстетический вкус.
Пластилинография - это нетрадиционная художественная техника выполнения работы, которая заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Картина создается не красками или карандашами, а с помощью пластилина, при этом объекты могут быть как плоскими, так и объемными. Создавая картину, можно для яркости и образности дополнительно использовать в работе бисер, бусинки, природный и бросовый материал, различные крупы, семена, нитки, кусочки тканей или меха, детей это заинтересует ещё больше. А если ребёнок заинтересован, активно развивается детское творчество – ведь с помощью данной техники можно создать яркие, оригинальные и неповторимые образы, обладающие яркой выразительностью. [3]
Пластилинография обладает для дошкольников еще большей привлекательностью, потому что дети даже не подозревают, что с помощью пластилина можно не только делать разнообразные и интересные поделки, но еще и рисовать чудесные картины.
Лепка всегда была интересным занятием для детей. Пластилин привлекал ребят своими яркими красками, своей мягкостью и легкостью в работе, возможностью быстро что-то исправить или добавить какую-то деталь в своей поделке.
Работа над пластилиновой картиной помогает ребенку выразить эмоции, свое видение окружающего мира и свое отношение к нему, сформировать эстетический вкус.
Пластилин обогащает сенсорный опыт ребенка, потому что ярко дает ощутить пластику, форму и вес. Создавая изображение с помощью данной техники, ребенок покрывает пластилином поверхность листа, скатывает и раскатывает различные формы, что помогает сделать пальцы более послушными. Поэтому именно пластилинография помогает подготовить руку дошкольника к письму. Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с приемами работы с пластилином: раскатывание колбасок и шариков, сплющивание, вытягивание, слепливание деталей. При знакомстве с пластилинографией дети приобретают новые навыки работы в технике размазывание пластилина тонким слоем по основе. Сюжеты для работы, предлагаемые детям, подбираются простые и легкие в исполнении. Например, распечатать какой-нибудь несложный рисунок и предложить детям с помощью пластилинографии «оживить» его яркими деталями.[1]
Основной материал — пластилин, а основным инструментом в пластилинографии является рука (вернее, обе руки, следовательно, уровень умения зависит от владения собственными руками). Данная техника хороша тем, что она доступна детям младшего дошкольного возраста, позволяет быстро достичь желаемого результата и вносит определенную новизну в творчество детей, делает его более увлекательным и интересным, что очень важно для работы с детьми.
Занимаясь пластилинографией, у ребенка развивается умелость рук, укрепляется сила рук, движения обеих рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются, ребенок подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо. Этому всему способствует хорошая мышечная нагрузка пальчиков.
Занятия пластилинографией способствуют интеллектуальному развитию детей. Полученные результаты и сам процесс работы раскрывают творческие способности ребенка, делают детский мир красочнее и духовно богаче.
Занятия пластилинографией способствуют развитию таких психических процессов, как: внимание, память, мышление, а так же развитию творческих способностей. Пластилинография способствует развитию восприятия, пространственной ориентации, сенсомоторной координации детей, то есть тех школьно-значимых функций, которые необходимы для успешного обучения в школе. Дети учатся планировать свою работу и доводить её до конца. [4]
Таким образом, пластилинография – это универсальный метод развития эстетического вкуса, мелкой моторики пальцев и творческих способностей детей дошкольного возраста.[2]
Литература.
1. http://www.maam.ru/detskijsad/-chem-interesna-i-polezna-plastilinografija-detjam-mladshego-doshkolnogo-vozrasta.html
2. https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/prochee/plastilinoghrafiia_dlia_dietiei_doshkol_nogho_vozrasta.
3. Румянцева Е. Пластилиновые фантазии. М., 2009 .
4. Якобсон С.Г. Искусство и образование. М., 2002