Опубликовано: 21.01.2018 г.
Автор: Свиридова Татьяна Николаевна, преподаватель
МБУ ДО ДШИ Жирновского района Волгоградской области
Ведущий 1: Добрый день, уважаемые коллеги, учащиеся, гости! Мы рады приветствовать вас на нашем мероприятии, посвященном памятной дате в российской истории – 100-летию революции.
Ведущий 2: 1917 год стал переломным моментом в судьбе России. Доведённый до отчаяния народ, взял в руки оружие и положил конец самодержавию. Это событие коренным образом перевернуло уклад привычной жизни наших соотечественников и вызвало оживлённое волнение в социальной и культурной среде и не могло не найти отражение в творчестве российских деятелей культуры: писателей, художников, музыкантов, каждый из которых относился к происходящим переменам по-разному — с воодушевлением или тревогой.
Ведущий 1: Русская музыка рубежа XIX—XX веков — уникальный культурный феномен, погружению в мир, которого будет посвящён музыкальный вечер.
В Петрограде в ночь с 24 на 25 октября произошла революция или вооруженное восстание, которое закончилось взятием Зимнего дворца, арестом членов Временного правительства и провозглашением власти Советов.
Младший хор исполняет песню «Крейсер Аврора»
Ведущая 2: В 20-е гг. переживает период расцвета русское изобразительное искусство. Революционные потрясения, гражданская война, борьба с голодом и разрухой, которые, казалось бы, должны были снизить активность художественного творчества, в действительности дали ему новый импульс. В первые революционные годы выступили и такие мастера, как Кузьма́ Серге́евич Петро́в-Во́дкин, Аркадий Александрович Рылов, Исаа́к Изра́илевич Бро́дский, Серге́й Васи́льевич Малю́тин, Митрофан Борисович Гре́ков и многие другие.
«Там вдали, за рекой» (гитара) Балухатая Анастасия вокал Опря М.М.
«Полюшко, поле» (баян)
«Орлёнок» исполняет ансамбль скрипачей «Задорные смычки»
Ведущий1: После победы Октябрьской революции в стране свободно зазвучали боевые песни пролетариата- «Интернационал», «Варшавянка», «Мы кузнецы». Первые массовые песни в нашей стране возникли еще в годы гражданской войны (1918–1920). Их слагали сами красноармейцы, чаще всего на мотивы старых рабочих и солдатских песен. Из них наиболее известны «Смело мы в бой пойдем», матросская «По морям, по волнам», комсомольские «Наш паровоз», «Там вдали, за рекой»
Ведущая2: Окончилась гражданская война, и страна приступила к мирной работе. Один за другим рождались музыкальные шедевры, завоевавшие признание во всем мире. Мир современного человека, его мечты и надежды, его борьба с жизненными препятствиями и устремленность к светлому будущему, нашли свое отражение в симфонических произведениях: Дмитрия Шостаковича, Мясковского, Шебалина, Льва Книппера, Дмитрия Кабалевского, Вано Мурадели, Арама Хачатуряна
А.И.Хачатурян «Вальс» из музыки к драме Лермонтова «Маскарад» Мантуленко Дарья
Ведущая 2 По всему миру прозвучали концерты прославленные фортепьянные и скрипичные концерты Сергея Сергеевича Прокофьева, отображавшие события революционных лет. Простота и напевность музыки, естественное претворение современной песенной стихии в творчестве Т.Хренникова.
С.Прокофьев песня из к\ф «Тоня» исполняет дуэт преподавателей.
Ведущая 1: Всеобщую известность получают песни И Дунаевского: «Марш веселых ребят», «Спортивный марш», «Песня о веселом ветре», исполненные юношеского задора. Духом советского патриотизма пронизаны его «Песня о Родине», «Каховка», «Марш энтузиастов».
Одновременно создавались песни В. Г. Захарова, посвященные колхозной деревне. Они впервые прозвучали в исполнении руководимого им. Русского народного хора имени М. Е. Пятницкого: «Вдоль деревни», «Дороженька», «Провожанье», «И кто его знает». Рождались новые песни о Красной Армии («Полюшко» Книппера, «Три танкиста» Я. Покрасс), о пограничниках («Катюша» М. Блантера), о трудовой доблести рабочих («Песня о встречном» Д. Шостаковича),
«Песня о встречном» исполняет ансамбль скрипачей.
Ведущая 2: (Звучит музыка «Вставай, страна огромная» на фоне ведущая говорит) С первых же дней Великой Отечественной войны искусство было призвано помогать делу борьбы с фашизмом. Композиторы создавали симфонии и оперы, оратории и кантаты, посвященные обороне родной земли, воспевающие мужество и героизм советских людей. В военные годы появились песни, ставшие символами народного мужества. Они вдохновляли на борьбу с фашизмом, в них слышались ярость и гнев народа, его готовность к борьбе, они согревали солдатские сердца в часы отдыха
«Севастопольский вальс» дуэт преподавателей
«Случайный вальс» исполняет Мантуленко Даша
Ведущая 1: В послевоенные годы многие произведения искусства еще напоминали о пережитой народом трагедии, о трудностях борьбы и радостях достигнутой победы
Попурри на темы советских песен исполняет вокальный ансамбль преподавателей.
танец «Пионеры» исполняют учащиеся класса хореографии.
Ведущая 2: Послевоенные годы внесли поэтическое содержание в советскую песню. На первый план выступили темы сплочения всех людей доброй воли в борьбе за мир и свободный труд. На молодежных фестивалях 50х гг. на всех языках мира пели «Гимн демократической молодежи мира» А. Г. Новикова и «Гимн международного союза студентов» Мурадели, «Мы за мир» С. С. Туликова, «Мир победит войну» Шостаковича. Сердечный отклик у миллионов людей разных национальностей нашли полные нежного лиризма «Подмосковные вечера» В. П. Соловьева-Седого и пленяющая своей детской непосредственностью песня «Пусть всегда будет солнце» А. И. Островского.
«Мы за мир» исполняет старший хор.
Ведущая 1: Таким образом, можно сделать вывод о том, что влияние революции 1917 года на культуру было огромным. Фактически, революция полностью изменила направления развития русской культуры. Но какими бы не были революции, люди хотят жить мирно, видеть радостные лица своих детей, быть уверенными в завтрашнем дне.