Опубликовано: 28.01.2018 г.
Автор: Снапкова Людмила Михайловна, воспитатель
МАДОУ д/с №12 «Солнышко»,
город Советск, Калининградская область
Убедилась я с годами:
Чудеса-то рядом с нами!
Только к ним мы привыкаем
И почти не замечаем…
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен окружающий нас мир природы. Ввести ребенка в этот мир, раскрыть его красоту, неповторимость, научить любить и беречь природу - задача и долг взрослых: педагогов и родителей.
Дошкольное детство - время, когда ребенок приобщается к миру природы. Богатству и разнообразию её красок и форм. Зеленое царство растений, расположенное чаще всего на окне, начнет вызывать к себе интерес ребенка, если взрослые в семье постепенно вовлекут его в наблюдения за этим таинственным зеленым миром. Растения статичны и, на неопытный взгляд ребенка, безжизненны. Задача взрослых показать своеобразие и тайну их жизни, их красоту, ради которой они и содержатся в доме.
Приучая ребенка к регулярным наблюдениям за комнатными растениями, взрослые показывают ему окраску и рисунок на листьях. Их разнообразную форму, размер и расположение стеблей. Контраст зелени растения и его цветов, как магнитом, притягивает взор. На цветущее растение хочется смотреть, не отрывая взгляда. Вот поэтому ребенка необходимо учить с малых лет не только замечать, но и чувствовать красоту цветущих растений.
Умение рассматривать растение, видеть его своеобразие и красоту, замечать различные его признаки и состояния – это задача эстетического, умственного и нравственного воспитания ребенка. Декоративные качества растения, его насыщенная красота и особенно цветение достигаются благодаря достигаются благодаря условиям внешней среды, Для комнатных растений эти условия создаются людьми, которые за ними ухаживают.
Маленькие дети любят действовать. Окружающий мир они познают в основном практически, а свои действия сочетают с наблюдением за их результатами. Взор ребенка привлекают яркие образы и быстрая смена событий. Этими его особенностями следует воспользоваться: они помогут ему заняться поливкой растений.
Сейчас ребенку надо показать лишь интересные действия с водой. Впервые внимательно рассматривая растение, ребенок не торопится, он сам остановит свой взор на чем-то, удивится, спросит. Так у ребенка постепенно начинает пробуждаться осмысленная наблюдательность и формироваться понимание значения трудовых действий взрослого, ухаживающего за цветами, и в его сознании устанавливаются связи между уходом за растениями и их состоянием, красотой. Нельзя, чтобы остался без внимания маленьких детей период цветения. Надо научить ребенка замечать эту красоту.
Прежде всего, надо показать, что цветы украшают само растение: в сочетании с зеленью они создают красивое зрелище. Цветущее растение украшает подоконник и доже всю комнату. Дошкольник полюбит растения, если услышит от старших рассказы об их происхождении. Одни – родом из влажных тропических лесов, другие – родом из засушливых мест и даже пустынь. Одним растениям надо много воды, а другие следует поливать умеренно и не часто.
Рассматривая зеленых обитателей окна, особенно их стебли, листья дошкольник сам попытается определить, откуда родом эти растения. Взрослые должны ему в этом помочь.
Наблюдение за комнатными растениями и их периодическое рассматривание необходимо сочетать с практической деятельностью ребенка. Одним из видов её может быть рисование. Дошкольники любят рисовать, и поэтому каждый из них охотно откликается на предложение рисовать вместе со взрослым. Для рисования лучше выбрать цветущее растение, которое нравится ребенку. Важно, чтобы взрослый умел отчетливо видеть отдельные детали предмета, их форму, расположение, пропорции и доступно показал бы малышу, как можно изобразить красивое явление на бумаге.
Дошкольник, прошедший школу «зеленого» воспитания, сможет самостоятельно увидеть прелесть букета в вазе, красоту клумбы, газона, очарование пейзажа. В лесу, на лугу, в парке он проявит наблюдательность, пытливость ума. Это и понятно, ведь он уже имеет первые и серьёзные знания о таинственной жизни зеленых друзей, умеет их беречь и радоваться их красоте.
«...Дайте им (детям) право исследовать что-нибудь самостоятельно – только тогда они и начнут что-нибудь действительно изучать. Все остальное - бессмысленное насилие над ребенком.»
М.А. Балабан