Опубликовано: 20.02.2018 г.
Автор: Осипова Оксана Владимировна, педагог-психолог
БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 44»
Цель: гармонизация взаимоотношений “родитель-ребенок”.
Задачи:
- актуализация позитивного эмоционального опыта;
- увеличение взаимной открытости;
- развитие способности конструктивного взаимодействия; снятие психоэмоционального напряжения.
Условия проведения
Предложенный комплекс упражнений может быть использован в качестве сопровождения коррекционно-развивающей работы с детьми 5–7 лет в дошкольном учреждении, а также как краткосрочный тренинг развития детско-родительских отношений. Продолжительность занятия составляет от 45 до 60 минут, в зависимости от темы и целей, а также от количества участников и их работоспособности. Оптимальное число участников в группе не должно превышать 4–6 детско-родительских пар (до 12 человек), так как детям дошкольного возраста еще не свойственна высокая степень саморегуляции и рефлексии.
Материалы и оборудование
Мячи большие и меленькие, ограничители, различные мелкие предметы: бусинки, пуговицы, макароны, природный материал; подносы с цветным песком, карточки с заданиями, записи релаксационной и веселой музыки.
Планируемый результат
Участвуя в совместных детско-родительских занятиях, родители учатся конструктивному взаимодействию, имеют возможность посмотреть на своего ребенка со стороны, в незнакомой для них ситуации, видят модели взаимодействия в других семьях. Признание за ребенком права на собственный выбор, на собственную позицию обеспечивает понимание в семье. Возможность перестройки неэффективных стереотипов взаимодействия в психологически безопасных условиях тренинговой группы, в атмосфере доверия и поддержки способствует более глубоким и стойким изменениям.
Каждое занятие тренинга включает в себя игры и упражнения, направленные на самопознание, самораскрытие, самопрезентацию; развитие коммуникативных навыков; снятие психоэмоционального напряжения.
Правила работы в группе
1. Каждая детско-родительская пара работает в группе от начала до конца тренинга, не опаздывает.
2. Информация о происходящем в группе не должна выноситься за ее пределы. Необходимо предупредить родителей о том, что возможны необычные моменты в поведении детей и что необходимо терпимо относиться к ним.
3. Каждому члену группы надо постараться быть активным участником всех предлагаемых игр, упражнений и заданий.
4. Каждый член группы должен быть искренним по мере возможности. Если сведения сообщаются, то они должны быть достоверными.
5. Каждый участник говорит от своего имени. Необходимо избегать безличных речевых оборотов, дающих возможность скрывать свои переживания и уходить от ответственности.
6. Недопустимо делать кому-либо замечания, давать негативную оценку работе или высказываниям других участников.
Задание №1. Приветствия "Давайте поздороваемся!" Участники здоровались друг с другом разными частями своего тела.
Цель: знакомство, создание эмоционально положительного настроя.
Задание №2. Давайте действиями и словами передадим информацию.
На каждый вопрос дети отвечают хором: «Вот так!» – и жестом показывают нужное движение (действие).
- Как живешь? – Вот так! (Показывают большой палец.)
- Как идешь? – Вот так! («Шагают» двумя пальцами по ладони.)
- А бежишь? – Вот так! (Сгибают руки в локтях и показывают, как работают ими при беге.)
- Ночью спишь? – Вот так! (Кладут руки под щеку, а на них – голову.)
- Как берешь? Вот так! (Делают руками хватательные движения.)
- А даешь? – Вот так! (Делают руками движения. Как будто дают что-то.)
- Как шалишь? – Вот так! (Надувают щеки и слегка шлепают по ним ладонями.)
- А грозишь? – Вот так! (грозят пальчиком своему соседу.)
Задание №3. Игра "Держи мяч" дети и родители. Необходимо стараться подстраиваться в своих движениях к движениям партнера по игре. Сначала игроки держат мяч двумя руками. По команде приседают, ходят с ним по залу, прыгают на одной ножке, стараются не выронить мяч из рук.
Усложнение задания - "держать мяч спинками, одной рукой.
Задание №4. Упражнении «Щепки плывут по реке».
Родители построятся в две шеренги на расстоянии вытянутой руки друг от друга – они берега. Дети – щепки. Ребята медленно проплывают между берегами. Берега мягкими прикосновениями помогают щепкам: гладят, говорят ласковые слова, целуют и др.
Задание №5. Игра "Обнималочки"
Родители стоят во внешнем круге, дети образуют внутренний, под музыку они ходят противоходом. На слова "Раз, два, три - маму (папу) обними", дети бегут к родителям и обнимали их.
Задание №6. Упражнение «Кенгуру и кенгуренок».
Родители и дети пытаются чувствовать друг друга, согласовывать темп, движения. Игра проходит в парах. Родители– «кенгуру». Дети – «кенгурята». Они вставают к кенгуру спиной и приседают. Кенгуру и кенгурята берутся за руки и выполняют задачу – дойти до конуса и вернуться назад не расцепив руки и постараться чтобы кенгуренок не упал.
Цель: взаимодействие ребенка с родителем.
Задании №7 "Кто больше соберет шаров".
Родители и дети держат друг друга за руку, а свободными собирают мячики.
Задание №8."Найди свою пару".
Дети и родители делятся на две группы, каждый получает изображение животного. По команде каждый участник издает звук своего животного и стремится найти свою пару
.
Работа за столом. Упражнение «Угадай картинку» дети рисуют пальчиками на песке 4 предложенные им картинки - "дом", "елка", "солнце", "человек", а родители отгадывали.
В заключении тренинга родителям и детям предлагается выложить с помощью различных мелких предметов то место, в котором они счастливы вместе.
Рефлексия:с помощью сердечек и двух коробочек "Позитива" и "Негатива" участники высказывают свои ощущения от встречи.
В конце тренинга участники прощаются друг с другом и высказывают пожелания о новой встречи.
Всем Спасибо за работу!!