0+



 

Опубликовано:23.02.2018 г.

Автор: Шишкина Анастасия Вячеславовна, воспитатель

ГБПОУ МОК ЗАПАД г.Москва

Цель:

- Расширение и закрепление знаний детей о жизни в пустыне, о свойствах песка;

Задачинепосредственно образовательной деятельности:

Образовательные:

- Углублять и систематизировать представление детей о животном и растительном мире пустыни;

Развивающие:

- Развивать навыки сотрудничества в коллективе и в парах, выполнять правила и нормы поведения в совместной деятельности;

- Развивать познавательный интерес к обитателям пустыни, любознательность, воображение;

-Развивать интерес к экспериментальной деятельности.

- Обогащение словаря: пустыня Сахара, оазис, барханы, караван верблюдов, сурикат, тушканчик, верблюжья колючка.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к природе.

                                         Ход занятия

Сегодня мы с Вами поговорим о Пустыне. Скажите, а что такое пустыня?

Как вы думаете, почему это пространство земли назвали пустыней? На какое слово оно похоже? (пусто, пустынно, кругом один песок)

Как вы думаете, каким цветом на карте обозначена пустыня? ( Ответы детей: На карте зона пустынь обозначена оранжевым цветом)

 1

- Давайте рассмотрим с Вами песок.

- Дети рассматривают песок через лупы.

Теперь потрогайте песок руками, какой он? ( сыпучий, желтый, сухой)

– Кто из вас знает, как называется самая большая пустыня на Земле ( Сахара)?

 2

Пустыней называется любое место, где очень-очень сухо и нет или почти нет земли. Слово "пустыня" говорит само за себя: пустыня - значит, пусто. В пустыне нет ни морей, ни рек, ни озер, поэтому и дожди здесь идут крайне редко. Но не все пустыни – песчаные. Бывают ещё каменистые пустыни.

 3

Еще в  пустыне возникают песчаные бури.

Иногда над пустыней дуют сильные ветры. Они поднимают тучи песка — так возникают пустынные бури. Когда ветер поднимает песок, то становится трудно дышать. В пустыне часто возникает смерч. Это огромный столб песка, поднятый ветром. С ним невозможно бороться. Он всё сметает на своём пути.

 4

Опыт «ПЕСЧАНАЯ БУРЯ В ПУСТЫНЕ»: Дети подходят к столам. -Сначала одни будут дуть в трубочку, а вы будете наблюдать, что происходит в баночке, потом поменяетесь. -Что вы узнали? Что вы для этого делали? Что вы увидели? Какой можно сделать вывод? (Ответы детей)

 Вывод: Сильный ветер поднимает песок, и так возникают песчаные бури.

Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Но не следует думать, что там только солнце и песок. Пустыня полна растениями и животными. Растения в пустыне.

 В пустыне есть  растения. Но растительность пустыни бедная. Растут в основном низкие растения, с маленькими листочками. А у некоторых вместо листьев – колючки. У этих растений очень длинные корни.

Длинные корни растениям нужны для того, чтобы доставать воду, которая находится глубоко-глубоко под землёй. Отгадайте загадку и В узнаете что это за растение.

Как живые бочки.

 Из пустыни мы попали

К вам домой в горшочки.

Воду копим мы внутри.

Все в иголках, посмотри. (Кактусы)

Иногда в пустынях идут настоящие ливни, однако из - за жары вода быстро испаряется. Дожди в пустыне идут очень редко.

– Что же происходит с водой в пустыне?

ОПЫТ «ПОЧЕМУ В ПУСТЫНЕ МАЛО ВОДЫ?» – Давайте посмотрим к какому выводу мы придём после следующего опыта: Возьмите каждый стакан с водой и вылейте её в стакан с песком (дети льют воду в песок). Что вы видите? (Ответы детей)

 Вывод: вода просачивается через песчинки и уходит вниз.

 У животных пустынь имеются особенности присущие только им. Так, им присуща «пустынная» окраска — жёлтые, светло-бурые и серые тона; она делает животных незаметными на фоне песка. Чтобы укрываться от врагов и прятаться от жары, у ряда животных сильно развиты приспособления для рытья в песке. (например, у грызунов — острые коготки на передних лапках). Они роют норы или способны быстро закапываться в рыхлый песок (ящерицы, некоторые насекомые). Многие пустынные животные (ящерицы, змеи, копытные) способны очень быстро передвигаться. Недостаток влаги — одна из главных трудностей в жизни обитателей пустыни. Все они по-разному приспосабливаются к суровым пустынным условиям. Большая часть животных пустынь летом ведёт ночной образ жизни. Некоторые, например, суслики, летом, в период самого сильного зноя, впадают в спячку. Сейчас мы поговорим о некоторых из этих животных.

Отгадайте загадку:

По песку идет гора,
Воду пьет по два ведра.
Зверь горбатый, добродушный,
И в пустыне очень нужный. ( Верблюд)

 5

Верблюд служит человеку уже много лет. Он хорошо приспособлен для жизни в пустыне. Его еще называют кораблем пустыни. Они перевозят тяжёлые грузы и людей. Шерсть у верблюда густая и волнистая, самые длинные волосы под шеей и на затылке. Шерстяной покров помогает животному пережить дневную жару и ночной холод. Пищи в пустыне мало, и верблюд обходиться колючим кустарником и травами, верблюды едят кактусы и верблюжью колючку Самое замечательное у верблюда – его горбы. В горбах накапливается жир, который легко превращается в воду и помогает верблюдам утолять жажду изнутри. Чем выше горбы, тем дольше может обходиться без пищи и воды верблюд. Длинные густые ресницы защищают его глаза от песка.

Отгадайте загадку:

Суслик, убегай скорей,

 Ведь опасность рядом!

Нападает на зверей

 Кто-то с сильным ядом.

Посреди песков шипит

И добычу не проспит. (Змея)

 6

Змеям в песчаной пустыне тоже неудобно ползать обычным способом: извивающемуся телу нет прочной опоры. У некоторых видов пустынных змей выработался особый «боковой ход». Змея не ползет вперед, а как бы перекладывает вбок одну половину тела, чуть приподняв ее над землей, а затем подтягивает к ней другую. Песчаный удав умеет ползать под песком, но как только появляется добыча, моментально выползает и хватает её. Питается в основном ящерицами.

Отгадайте загадку:

Ой, а кто это такой?

 Тельце мышки,

 Малый рост,

Ушки зайчика,

Львиный хвост. ( Тушканчик)

 7

Эти животные ведут ночной образ жизни. Днем, когда солнце печет немилосердно, эти животные находят себе убежище в глубоких прохладных норках. Вечером выходит на поверхность, чтобы пополнить свои продовольственные запасы. Тушканчик питается семенами и насекомыми, которых они добывают, разрывая песок длинными и тонкими ногтями своих передних лапок. Воду они добывают из сочных частей растений — листьев, зеленых веточек, корневищ и луковиц. У тушканчика хвост длиннее туловища в 2 раза. Передние лапки короткие, задние – длинные. Скачет он на задних лапках, а хвост помогает ему отталкиваться от песка.

Отгадайте загадку:

Я ползу неторопливо

 В толстом панцире с отливом.

 Мне среди пустынь бугристых

 Незачем спешить.

Двести лет, и даже триста,

Я могу прожить. (Черепаха)

 8

Одни из самых обычных пустынных животных — черепахи. Всё её тело покрыто панцирем. При опасности голову и лапы она втягивает под панцирь. Питаются растительной пищей, иногда мелкими насекомыми. Черепаха может проспать 8 месяцев в году.

Ребята, как называется этот житель пустыни?

 9

Барханные кошки ведут строго ночной образ жизни. От дневной жары они спасаются в убежищах- старых чужих норах. Иногда они самостоятельно роют неглубокие норы или ямки, где затаиваются в случае опасности. Барханные кошки плотоядны; в их рацион входит практически вся дичь, которую они могут отыскать. Его основу составляют песчанки, тушканчики и другие мелкие грызуны, ящерицы, пауки и насекомые. Барханная кошка также известна своей охотой на ядовитых змей.

Отгадайте загадку:

По пескам, в лучах слепящих

 Ходит он, огромный ящер.

И глотает целиком

Всю добычу, словно ком. (Варан)

 10

Ящерица-варан – самая крупная. Из-за больших размеров его называют пустынным крокодилом. Ящерицы не пьют воду. Им хватает той жидкости, которую они получают с пищей. Специальные зубчики на пальцах не дают провалиться в песок, и они очень быстро скользят по песку, благодаря «песчаным лыжам». Живут они в норках, покинутых животными, или роют сами. В целях защиты используют рефлекс самокалечения – отбрасывают хвост, который со временем отрастает. В отличие от простых ящериц, варан очень опасен из-за яда, который можно сравнить со змеиным. Но бояться его не стоит, т.к. обычно он использует свое главное оружие для охоты на насекомых, крыс и других мелких животных. Эти хладнокровные существа легко приспосабливаются к жаркому климату пустыни. Когда же становится очень холодно, они становятся более агрессивными. Кроме этого, они очень не любят жить в неволе.

Отгадайте загадку:

Вот пустыня,

Но и тут озеро бывает,

Где и путник, и верблюд

Жажду утоляют. (Оазис)

 11

Места в пустыне, где есть водоём, называют оазисом. В оазисах растут пальмы, появляются заросли кустарников и трав. В оазисе живут люди. Они разводят коз и овец (иллюстрация). В оазисе много полей, садов и виноградников, на которых люди выращивают овощи, фрукты, ягоды.

 Еще в пустыни есть пирамиды

 12

Давайте  с Вами попробуем с помощью песка построить свою пирамиду.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация