Опубликовано: 12.03.2018 г.
Автор: Биктимерова Резеда Радиковна,
воспитатель I категории МАДОУ д/с №19 г.Стерлитамак
Социально – личностное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка. В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.
В настоящее время чтобы, называться здоровым, необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.
Успешное воспитание ребенка в первые годы его жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Первой и очень ответственной ступенью общей системы формирования и развития личности является детский сад.
Очень показательно выражение В.А. Сухомлинского о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [Сухомлинский, 1985, с. 55].
Дети, поступающие в детский сад, различаются по уровню своего развития – физического, интеллектуального, эмоционального, социального, что обусловлено особенностями их семейного воспитания.
Проблема социально–личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста связана с теми переменами, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количество неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.
Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения и, в том числе педагога, является создание детского коллектива, в котором ни один ребенок не чувствовал бы себя обиженным, неполноценным, неспособным к обучению, и в котором он мог бы успешно развиваться как личность и социальный субъект. В решении этой важнейшей проблемы педагогу помогает игра, игровая деятельность, от правильной и умелой организации которой во многом зависит успех решаемых педагогом психолого-педагогических задач.
Игра является для дошкольника не только любимым занятием, но и ведущим видом деятельности в данном возрасте, имеющем огромные обучающие и воспитательные возможности. В игре дети, входящие в группу, учатся общаться, становятся коллективом, учатся решать общие задачи, строить взаимоотношения между собой, развиваются в личностном плане. Это означает, что игра как никакой другой вид деятельности развивает ребенка социально, давая ему первый опыт социальных связей, социальных ролей, ценностных ориентаций.
По утверждению В.А. Сухомлинского: «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений через игру – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» [Сухомлинский, 1985, с. 65]. Решение этой задачи невозможно без глубокого изучения содержания социального развития и воспитания ребенка - дошкольника.
Эффективность процесса социального развития детей с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, обеспечивается многообразием средств, среди которых важное место занимают игровые упражнения.
Ниже мы представляем несколько упражнений.
«КОЛОБОК»
Цель:развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.
Ход игры
Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:
Как тебя зовут?
Колобок, я знаю, из какой ты сказки.
Колобок, давай с тобой дружить.
Приходи ко мне в гости, колобок.
После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет. Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.
«ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ»
Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности.
Ход игры
1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился, и выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму (а также на цвет, если шары цветные).
В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся".
2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушныхшаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.
«ВОЛШЕБНЫЙ КАРМАН»
Цель:развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.
Ход игры
Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим.
Если в системе социально – личностного воспитания детей использовать игровые упражнения, направленные на формирование навыков социального взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья, то можно повлиять на уровень сформированности этих навыков при усвоении целенаправленной организации работы, а так же последовательности и систематичности педагогического воздействия.
Список литературы:
- . – М.: ВЛАДОС,2002. – 223 с.
3. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на основе взаимодействия семьи и детского сада. – М.: Академия, 2003. – 200 с.
- – Ставрополь, 1990. – 200 с.
- Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.– М.: Просвещение, 1985. – С. 55 – 65