0+



 

Опубликовано: 12.03.2018 г.

Автор: Биктимерова Резеда Радиковна, 

воспитатель I категории МАДОУ д/с №19 г.Стерлитамак

Социально – личностное развитие детей является важной проблемой в педагогике. Ее актуальность возрастает в современных условиях в связи с особенностями социального окружения ребенка. В нашем государстве есть особые дети, которые имеют различные отклонения в развитии. Таких детей принято называть - дети с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности.

В настоящее время чтобы, называться здоровым, необходимо не только не иметь заболевания, надо быть еще и благополучным в разных отношениях: эмоциональном, психическом, духовном, социальном, материальном – чего человек начинает достигать только к 20 годам. И именно поэтому под здоровьем понимается состояние полного физического, умственного (психического) и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или неудовлетворительного состояния.

Успешное воспитание ребенка в первые годы его жизни во многом предопределяет успех его дальнейшего полноценного развития. Первой и очень ответственной ступенью общей системы формирования и развития личности является детский сад.

Очень показательно выражение В.А. Сухомлинского о здоровье человека: «Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы» [Сухомлинский, 1985, с. 55].

Дети, поступающие в детский сад, различаются по уровню своего развития – физического, интеллектуального, эмоционального, социального, что обусловлено особенностями их семейного воспитания.

 Проблема социально–личностного развития и воспитания детей дошкольного возраста связана с теми переменами, которые происходят в нашем обществе и государстве. В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудные жизненные условия: растет число разводов и количество неполных семей, ухудшаются условия содержания детей, встречаются семьи с жестоким обращением с детьми, страдающие алкоголизмом и наркоманией.

Поэтому главной задачей дошкольного образовательного учреждения и, в том числе педагога, является создание детского коллектива, в котором ни один ребенок не чувствовал бы себя обиженным, неполноценным, неспособным к обучению, и в котором он мог бы успешно развиваться как личность и социальный субъект. В решении этой важнейшей проблемы педагогу помогает игра, игровая деятельность, от правильной и умелой организации которой во многом зависит успех решаемых педагогом психолого-педагогических задач.

Игра является для дошкольника не только любимым занятием, но и ведущим видом деятельности в данном возрасте, имеющем огромные обучающие и воспитательные возможности. В игре дети, входящие в группу, учатся общаться, становятся коллективом, учатся решать общие задачи, строить взаимоотношения между собой, развиваются в личностном плане. Это означает, что игра как никакой другой вид деятельности развивает ребенка социально, давая ему первый опыт социальных связей, социальных ролей, ценностных ориентаций.

По утверждению В.А. Сухомлинского: «Ввести ребенка в сложный мир человеческих отношений через игру – одна из важных задач воспитания личности ребенка дошкольного возраста» [Сухомлинский, 1985, с. 65]. Решение этой задачи невозможно без глубокого изучения содержания социального развития и воспитания ребенка - дошкольника.

Эффективность процесса социального развития детей  с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, обеспечивается многообразием средств, среди которых важное место занимают игровые упражнения.

Ниже мы представляем несколько упражнений.

«КОЛОБОК»

Цель:развитие коммуникативных навыков, воображения, выразительности речи.

Ход игры

Дети стоят в кругу и катают друг другу мяч-"Колобок». Тот, к кому попадет «Колобок», должен сказать ему несколько слов или задать вопрос. Например:

Как тебя зовут?

Колобок, я знаю, из какой ты сказки.

Колобок, давай с тобой дружить.

Приходи ко мне в гости, колобок.

После сказанной фразы ребенок передает "Колобка" соседу или кому захочет. Как вариант можно предложить каждому ребенку роль какого-либо животного, и дети должны обращаться к "Колобку" в этой роли.

«ВОЛШЕБНЫЕ ШАРЫ»

Цель: развитие воображения, наблюдательности, выразительности.

Ход игры

1-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушных шаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает тот шарик, который ему больше понравился, и выразительно рассказывает о его настроении, ориентируясь на форму (а также на цвет, если шары цветные).

В случае затруднения воспитатель начинает первым. И его рассказ может быть таким: "Держала девочка за веревочку круглый шарик, и ему было хорошо с такой хозяйкой. Он радостно кружился в воздухе. Вдруг шарик заметил на небе облако, похожее на себя, и от удивления вытянулся".

2-й вариант. Детям предъявляются картинки с изображением воздушныхшаров разнообразной формы. Каждый ребенок выбирает себе шар и схематически изображает на нем эмоцию, которая, на его взгляд, больше подходит к форме этого шара.

«ВОЛШЕБНЫЙ КАРМАН»

Цель:развитие воображения, выразительности движений, сообразительности, произвольности.

Ход игры

Водящий достает из кармана воображаемый предмет и выполняет с ним какие-либо, характерные для этого предмета действия. Остальные дети отгадывают, какой это предмет, но только после того как водящий закончит все действия. Ребенок, который назвал предмет правильно, становится водящим.

Если в системе социально – личностного воспитания детей использовать игровые упражнения, направленные на формирование навыков социального взаимодействия у детей с ограниченными возможностями здоровья, то можно повлиять на уровень сформированности этих навыков при усвоении целенаправленной организации работы, а так же последовательности и систематичности педагогического воздействия.

Список литературы:

  1. .М.: ВЛАДОС,2002. 223 с.

3. Григорьева А.А., Сметанина В.И. Социализация личности ребенка на     основе взаимодействия семьи и детского сада. М.: Академия, 2003. 200       с.

  1. Ставрополь, 1990. 200 с.
  2. Сухомлинский В.А.Сердце отдаю детям.М.: Просвещение, 1985. – С. 55 – 65

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация