0+



 

«Коррекция физиологического дыхания и восстановление голоса у детей – логопатов дошкольного возраста с различными формами ринофонии при взаимодействии со специалистами»

 

Опубликовано: 20.03.2018 г.

Автор: :  Данилина Гульнара Равильевна, учитель-логопед

МБДОУ «Детский сад  №27» Томская область, г. Северск

 

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЕКТА

 

Фамилия, имя, отчество автора

-Данилина Гульнара Равильевна

высшая  квалификационная категория, учитель-логопед

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 27»

Вид проекта

Коррекционный развивающий проект,  средней продолжительности.

Тема

Коррекция физиологического дыхания и восстановление голоса у детей – логопатов дошкольного возраста с различными формами ринофонии при взаимодействии со специалистами

Цель проекта

Осуществление целенаправленных, комплексных коррекционных мер, способствующих восстановлению голоса и нормализации дыхания у детей - логопатов с врожденными аномалиями лица и неба при взаимодействии специалистов.

Методические задачи

1. Изучить и проанализировать современные коррекционные технологии, используемые в логопедической практике при устранении ринофоний.

2. Провести анализ диагностики по результатам обследования типов дыхания на начало и конец учебного года.

3. Провести анализ диагностики физического развития  по результатам обследования на начало учебного года.

4.Провести отбор технологий, методов и приёмов в комплексном подходе по коррекции голосообразования.

5. Создать условия для реализации задач по данному проекту.

6. Разработать систему коррекционного педагогического воздействия при устранении ринофонии.

7. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

Ведущая идея инновационного проекта

Взаимодействие руководителя физического воспитания  и учителя-логопеда при коррекции голосообразования у детей с ринолалиями и  ринофониями.

Применяемые технологии

* Технология логопедической работы по устранению ринофонии.

* Технология коррекции дыхания при ринолалии.

* Технология коррекции голоса при

нарушениях произносительной стороны речи.

*Технологии здоровье сбережения:

- логоритмические упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- лечебная гимнастика;

- комплексы физических упражнений, направленных на развитие общей моторики;

- комплексы физических упражнений, направленных на укрепление мышц брюшной полости.

* Технологии фасилитации и педагогической поддержки.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

«Логопедия», «Коррекционная педагогика»

Образовательные области: «Социально – Коммуникативное развитие», «Физическое развитие»,

«Речевое развитие».

Возрастная категория, на которую рассчитаны цели учебного проекта

Дети - логопаты с различными формами ринофоний 5 - 7 лет.

 

Программно – техническое обеспечение

«Программа коррекционного обучения и воспитания детей с ОНР» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Адаптированная основная образовательная программа дошкольного образования. МБДОУ «Детский сад №27»  

   Методические пособия:

- А.Г. Ипполитова  Открытая ринолалия; М.: Просвещение, 1989г.

Е.А. Соболева  Ринолалия; М: Астрель, 2006г.

В.К. Велитченко Физкультура для ослабленных детей, М: Терра спорт, 2000г.

ТОИПКиПРО, Томск 2009г. Программа «Оздоровительная гимнастика» для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата и часто болеющих в дошкольном возрасте.

Г.А.Волкова «Логопедическая  ритмика».

- Таблицы с упражнениями по формированию различных типов дыхания;

 - Комплекс упражнений для  активизации глоточного затвора;

- Комплекс упражнений для дифференциации рото-носового вдоха и выдоха;

- Комплекс вокальных упражнений для поднятия небной занавески;

- Пособия для выполнения упражнений;

- Комплекс диафрагмального дыхания;

- Подбор музыкального материала (звуки природы, релаксирующая музыка);

- Комплекс обще - развивающих упражнений без спортивного оборудования и со спортивным оборудованием;

- Комплекс дыхательных упражнений со спортивным оборудованием;

- Спортивное оборудование (фитболы, мешочки, гимнастические палки и коврики).

 

 

Пояснительная записка.

 

Цель: Осуществление  взаимодействия учителя – логопеда и руководителя по физическому воспитанию  в комплексном, коррекционном воздействии на детей с врожденными аномалиями лица и неба для скорейшей их реабилитации.

  

Задачи:

- Укрепление мышц стенок брюшного пресса, увеличение их тонуса;

- Развитие общих двигательных умений и качеств: ловкости, выносливости, силы;

- Профилактика нарушений опорно –  двигательного аппарата и плоскостопия;

- Укрепление мышечного корсета;

- Формирование нижне – рёберного, косто - абдоминального дыхания;

- Дифференциация рото-носового выдоха;

- Формирование целенаправленного фонационного дыхания;

- создание необходимой дыхательной базы для дальнейшей коррекционной   работы по голосообразованию;

Адресат: Учителя-логопеды, дефектологи, руководители физического воспитания, инструкторы по физическому воспитанию, воспитатели и дети ДОУ компенсирующего вида.

 

 Краткая аннотация.

Проект представлен в виде теоретического и практического материала:

  • Визитная карточка проекта
  • Введение
  • Этапы реализации проекта
  • Теоретические основы
  • Новизна проекта
  • Предполагаемые образовательные результаты
  • Способы диагностики
  • Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта

Актуальность:

- Устранение причин патологической назализации у детей с расщелинами лица и неба путем комплексного коррекционного воздействия.

- Создание физиологической базы для нормализации голосообразования с учетом индивидуальных возможностей каждого ребенка с ринолалией.

- Осуществление системного подхода в управлении  процессом двигательной деятельности, целенаправленного физического развития умений и способностей детей – ринолаликов в совместной  коррекционно - развивающей деятельности специалистов.

Введение.

Врожденные расщелины лица, твердого и мягкого  неба являются тяжелым пороком развития детского организма, поэтому проблема их лечения, издавна привлекавшая к себе внимание специалистов разного профиля, до настоящего времени остается актуальным вопросом патологии детского возраста. Это связано с тем, что расщелины лица и неба кроме косметического дефекта вызывают сложный комплекс анатомических и функциональных нарушений в развитии детского организма. Устранить эти нарушения одномоментно невозможно. Такие дети требуют длительного, систематического лечения и коррекции, начатых с момента рождения ребенка, с привлечением широкого круга специалистов.

Современная хирургия достигла значительных успехов в вопросах устранения расщелин верхней губы, твердого и мягкого неба. Дети с врожденными расщелинами оперируются уже в раннем возрасте в несколько этапов. Новорожденные дети оформляются на диспансерный учет и в зависимости от вида и формы расщелины им должно проводиться соответствующее оперативное лечение и осуществляться контроль врачей – специалистов. Задачи, стоящие перед операцией устранения расщелин двояки. Первая задача заключается в восстановлении анатомической формы небного свода, а вторая задача – в развитии нормальной речи и правильного произношения. Нашу логопедическую группу посещают четыре ребенка, прошедшие более  двух этапов оперативного лечения и восстановления в медицинских клиниках и центрах.

Сама по себе операция непосредственно не дает заметного улучшения, она призвана создать анатомо –  физиологические условия для восстановления  голоса и речи. Восстановление голоса и речи достигается путем длительных специальных занятий.  Следует также знать, что раннее хирургическое лечение детей (до трехлетнего возраста) с расщелинами способствует правильному формированию голоса и речи, что является важным фактором, способствующим нормальному интеллектуальному развитию. После выписки из лечебного учреждения (снятия швов и исчезновения воспалительных явлений) ребенок поступает в наше ДОУ, с этого момента мы начинаем сложную систему работы с прооперированным ребенком-ринолаликом. В ДОУ созданы все условия для реабилитации таких воспитанников: оборудован  и оснащен необходимым для работы материалом логопедический кабинет, имеется спортивный зал с различным оборудованием, инвентарем, отдифференцированным по возрасту и физическим возможностям детей, тренажерами и «сухим бассейном».
Дошкольный возраст – важнейший период в развитии ребенка - ринолалика. Именно в этот период закладываются фундамент здоровья и долголетия, выносливости и сопротивляемости организма к неблагоприятным воздействиям внешней среды. В этот период жизни  важно укрепление и сохранение здоровья, так как этот период жизни является постепенной подготовкой ребенка к систематическому обучению в школе. От состояния здоровья, достигнутого уровня физического и психического развития, во многом зависит успешность обучения, работоспособность и адаптация ребенка к школьным нагрузкам.

Дети с врожденными пороками развития челюстно-лицевой области страдают разнообразной сопутствующей патологией  (функциональные кардиопатии и пороки сердца, заболевания почек, нарушения иммунной системы, болезни легких, патология ЦНС). Наряду с этим, отмечается задержка физического развития с дефицитом массы тела и роста, что является следствием трудностей при сосании и глотании. Как правило, у таких ребят очень вялый мышечный тонус, движения раскоординированы, моторика на очень низком уровне. Вследствие нарушения физиологического дыхания, наши ребята имеют слабую выносливость.

         Специалисты нашего ДОУ отмечают, что в последнее время к нам стали поступать очень астенизированные, утомляемые  дети-ринолалики, что отрицательно сказывается на наличии их физиологического дыхания. Поэтому перед нами, специалистами ДОУ, возникла необходимость в поиске наиболее эффективных способов при коррекции дыхания.

На начало нового учебного года по результатам диагностики были выявлены следующие показатели:

- на 35% из 100% дети – ринолалики выполняют пробы по определению частоты физиологического дыхания;

- на 20% из 100%  у детей в наличии воздушная струя;

- на 25%  из 100% у детей с ринолалией  в наличии голосовые возможности;

- на  45% из 100% у детей имеется общий мышечный тонус;

- на 50% из 100% у детей с ринолалией  уровень физической подготовки;

Ни один ребенок не имеет нормальный тип физиологического дыхания. В наличии верхне – ключичный тип дыхания.

 Методики, используемые нами ранее, требовали усовершенствования в силу астенизации детей-ринолаликов, пострадавших еще во внутриутробном своем развитии.

         Известно, чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развива­ется его речь. С другой стороны, формирова­ние движений происходит при участии речи. Речь является од­ним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях. Ритм речи, особенно ритм стихотворных текстов способствует развитию координации, общей и тонкой произвольной моторики. Движения становятся плавными, выразительными, ритмичными. С помощью стихотворной рит­мической речи вырабатываются правильный темп речи, ритм дыхания, развиваются речевой слух, речевая память. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых. Когда ребенок ов­ладевает двигательными умениями и навыками, развивается ко­ординация движений. Формирование движений происходит при участии речи. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствова­ние движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюс­ти и т.д. участии речи. Речь является од­ним из основных элементов в двигательно-пространственных упражнениях.

         Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, мы предлагаем  детям упражнения, соответствующие их возрасту и воз­можностям. На примере простых упражнений на развитие об­щей моторики - движении рук, ног, туловища - можно научить их выслушивать и запоминать задания, а потом выпол­нять их. В первый раз  показываем  упражнения и объясняем, как их делать. Во второй раз выполняем упражнения вместе с детьми, назы­вая при этом свои действия. На третий раз предлагаем им выполнить свое задание самостоятельно, без  участия педагога. Так, параллельно с развитием моторики развивается внимание и память.

         Ритмические движения во время упражнений способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегративной  деятельности мозга человека.     Для коррекционно-развивающих занятий подбирали дыхательные упражнения, основанные на способе  «озвученного выхода».

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается, он доступен в лексическом отношении, включает  небольшие стихотворные формы. Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат детей координировать движение со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию, формированию целостного восприятия пространства и времени, гармонизации психического развития детей.

Для того чтобы стало возможным произнесение любых звуков, требуется направленная воздушная струя. Четкая разборчивая речь обеспечивается правильной работой дыхательного аппарата. Так как у детей с расщелинами дыхательная функция грубо нарушена, проводится длительная коррекция  физиологического и фонационного дыхания. Коррекция физиологического дыхания заключается в устранении патологического ключичного типа дыхания. На этом этапе работы важно правильно отдифференцировать виды дыхания.  Наиболее предпочтительным для формирования правильной  речи является нижнее - реберное (косто – абдоминальное) дыхание. Этот тип дыхания позволяет создать дыхательную опору, являющуюся необходимым условием для появления длительного и плавного ротового выдоха, а значит и для процесса голосообразования у детей с врожденными расщелинами. Такую работу важно начать с момента поступления ребенка - ринолалика в стены ДОУ и продолжать на протяжении его пребывания в ДОУ, поэтому важно эффективное взаимодействие между учителем-логопедом и руководителем  физического воспитания, позволяющее достигать определенных целей с каждым таким воспитанником. На коррекционных логопедических занятиях невозможна работа по нормализации мышечного тонуса, развитию статической выносливости, равновесия, упорядочению темпа движений, синхронности взаимодействия между движениями и речью, запоминанию серии двигательных актов, воспитанию быстроты реакции на словесные инструкции, развитию тонких двигательных координаций.  Таким образом, перед нами возникла необходимость в создании специальных условий для реализации таких потребностей.

Совместный подход, включающий различные компоненты коррекционного воздействия на детей с расщелинами, совокупность которых объединена общей целью – скорейшей реабилитацией и интеграцией детей с врожденной патологией в общество.

Своевременная и квалифицированная помощь специалистов ДОУ, оказываемая  нашим детям, позволяет создать хорошую базу для становления голоса, устранения назализованного оттенка голоса и в дальнейшем, для формирования правильного звукопроизношения.

 

Этапы реализации проекта:

Этапы:

Подготовительный:

 первый год коррекционно – развивающего обучения (сентябрь)

  Содержание работы:

1.Определение способов диагностики и    показателей достижения результатов. Проведение  совместного  анализа диагностики детей.

2. Изучение  и анализ современных педагогических технологий, используемых в этой области коррекционной педагогики.

3. Отбор технологий,  методов и приёмов работы по формированию различных типов дыхания, голосовой функции и способности к фонематическому анализу.

Основной:

первый год коррекционно – развивающего обучения

1й этап (октябрь, ноябрь, декабрь)

2й этап (январь, февраль, март)

1.Разработка  системы совместного коррекционного педагогического воздействия.

2. Апробирование разработанного системного подхода по созданию дыхательной базы для нормализации голосообразования.

Основной:

первый год коррекционно – развивающего обучения

3й этап (апрель)

1.Закрепление результатов проделанной коррекционно-развивающей  работы.

2.Проведение совместного анализа диагностики.

Основной

второй год коррекционно – развивающего обучения (сентябрь)

1.Определение  способов диагностики и показателей достижения результатов.

2.Проведение совместного  анализа диагностики детей.

Основной

второй год коррекционно – развивающего обучения

1й этап (октябрь, ноябрь, декабрь)

2й этап (январь, февраль, март)

1.  Построение системы коррекционно – развивающей работы учителя – логопеда и руководителя по физическому воспитанию  в комплексном, коррекционном воздействии на детей с врожденными аномалиями лица и неба.

2.Устранение причин патологической назализации у детей с расщелинами лица и неба путем комплексного коррекционного педагогического воздействия специалистов.

Заключительный

второй год коррекционно – развивающего обучения

3й этап (апрель)

1.Закрепление результатов проделанной коррекционной работы.

2.Подведение итогов совместной деятельности специалистов.

 

            Теоретические основы

  Детям с открытой формой ринолалии крайне необходима комплексная медико – психолого – педагогическая помощь с применением различных педагогических технологий, успех которой определяется ранним началом лечения и коррекции речевых нарушений, комплексностью и системностью.

Коррекционно-педагогическая работа по устранению ринофоний предусматривает строгую, физиологически обоснованную, последовательность.

Она целиком и полностью зависит от вида и степени тяжести дефекта, от возраста ребенка и его общего психо - соматического состояния после оперативного лечения. Все мероприятия, проводимые специалистами ДОУ, очень деликатные и щадящие, учитывающие индивидуальные особенности каждого ребенка с расщелинами. Тщательно отобранные технологии общего педагогического и логопедического сопровождения, такие, как:

* технология логопедической работы по устранению ринофонии;

* технология коррекции дыхания при ринолалии;

* технология коррекции голоса при нарушениях произносительной стороны речи;

*технологии здоровье сбережения:

- логоритмические упражнения;

- дыхательная гимнастика;

- пальчиковая гимнастика;

- лечебная гимнастика;

- комплексы физических упражнений, направленных на развитие общей моторики;

- комплексы физических упражнений, направленных на укрепление мышц брюшной полости;

  * технологии фасилитации и педагогической поддержки

Позволяют наметить необходимые пути всей коррекционно – развивающей работы специалистов.

 Руководитель физического воспитания во время коррекционно-развивающих мероприятий активно использует комплексы игровых и физических упражнений, направленных на повышение общей физической подготовки: выносливости, мышечного тонуса, гибкости, прыгучести. Особое внимание руководитель физического воспитания уделяет проработке мышц брюшной полости, поскольку анатомо-физиологический базис для формирования голосоведения предполагает нормальное или приближенное к норме физиологическое дыхание, сформированное на основе работы мышц брюшного пресса и диафрагмы. Поэтому в первую очередь руководителем физического воспитания и учителем – логопедом  проводится комплекс мероприятий по укреплению мышц брюшной полости и постановке физиологического типа дыхания, так как именно оно является основой полноценного голосообразования. Одновременно проводится совместная коррекционно – развивающая работа  по компенсации небно-глоточного смыкания. Активное небно-глоточное смыкание и хорошая дыхательная база позволят в дальнейшем приступить к решению основной задачи – устранению носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения.

Клиническими логопедами предлагается четыре общих этапа работы:

1. Дооперационный подготовительный этап.

2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.

3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.

4. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам. Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3х лет. Занятия проводят в  амбулаторных условиях, не менее двух раз в неделю.

Целесообразность дооперационных логопедических занятий при расщелинах нёба обоснована давно, хотя далеко не всегда реализуется на практике по некоторым причинам. Многолетняя практика работы с такими детьми в  ДОУ показывает, что наиболее важный дооперационный этап работы упускается и к нам поступают уже прооперированные дети.

Основной  целью постоперационных занятий с детьми  является недопущение закрепления компенсаторных патологических привычек и создание базы для развития нормальной речи.

Задачи данного этапа:

1.  Подготовка нёбной занавески к смыканию после операции и предупреждение дистрофии мышц глотки.

2.  Выработка нормальной, направленной  воздушной струи и торможение ключичного типа дыхания.

3. Укрепление  мускулатуры гортани.

4. Создание предпосылок для развития правильного звукопроизношения путем развития орального праксиса и перемещения языка в полости рта вперед.

5. Дифференциация слухового восприятие фонем.

 Благодаря проводимым мерам в постоперационном периоде удается быстрее активизировать нёбно-глоточный затвор после операции и вырабатывать кинестезии не назализованной речи в наилучших, близких к норме условиях. Тогда ребенок включает кинестезии нёбно-глоточного смыкания в правильно организованный двигательный стереотип. В противном случае движения нёба затормаживаются для приспособления к патологическим дыхательным и артикуляционным стереотипам.

Согласно указанной выше последовательности мероприятий, в первую очередь проводится работа по активизации нёбно-глоточного затвора: сегментов нёба и мышц глотки.

Как известно, речь — условно-рефлекторное образование. Она развивается с возрастом при постоянном слуховом контроле и непосредственно связана с двигательной деятельностью, чем выше двигательная активность ребенка, тем  эффективнее происходит формирование всех речевых компонентов и наоборот. Расщепленное же мягкое нёбо не может образовать достаточно плотного смыкания со стенкой глотки и не влияет на формирование фонем. Предварительная подготовка сегментов нёбной занавески к участию в нёбно-глоточном смыкании сокращает сроки растормаживания нёба и позволяет увеличить его подвижность.

Совместная коррекционно – развивающая работа учителя – логопеда  и руководителя физического воспитания по поднятию нёбно-глоточной занавески предусматривает ненавязчивую тренировку в области мягкого неба через  игровые, наиболее доступные возрасту ребенка, методы.

Таким образом, воспитание смыкания при фонации происходит наиболее физиологичным путем. При нем легче вырабатывается условно-рефлекторная связь между ощущением подъема нёбной занавески и звукообразованием за счет участия речедвигательного, речеслухового и кинестетического анализаторов. Ребенок одновременно ощущает подъем сегментов нёба, произносит звук и слышит его измененное, улучшенное по сравнению с обычным звучанием.

Особенности артикуляции гласных «А»и «Э»позволяют применять их для развития подвижности сегментов нёба.

Звук«А»— единственный в русском языке гласный нижнего подъема. При его произнесении корень языка опускается наиболее низко.

Звук «Э»среднего подъема, но переднего ряда, поэтому для него характерно наибольшее перемещение спинки языка вперед при умеренном его подъеме. При произнесении этих фонем по сравнению с другими гласными наблюдаются меньшие плотность смыкания, объем глотки, напряжение нёбной занавески и число контактов языка с глоткой, которые бывают при ринолалии. Все это объясняет наименьшую выраженность носового оттенка звуков «А» и «Э»при слуховом восприятии. Кроме того, оба звука нелабиализованные. Их произнесение с широко открытым ртом обеспечивает визуальный контроль.

Упражнения с гласными вводят на первом же занятии. Широко открыв рот, ребенок повторяет их за специалистами. Необходимо только привлечь внимание к мягкому голосоначалу и положению языка при фонации. Язык следует придвинуть к зубам. При оттягивании его к глотке начинают упражняться, выкладывая язык на нижнюю губу. В дальнейшем дотрагиваются кончиком до нижних резцов. Постепенно дети приучаются удерживать язык в нужном положении. Начинают с поочередного 2—3-кратного   повторения   «ААА»,   «ЭЭЭ»,   но   через   4—5   занятий   переходят к слитному  и  несколько растянутому  произнесению сочетании «ААЭЭ» — «ЭЭАА», также по 2—3 раза подряд 6—8 раз в день. Одновременно руководитель физического воспитания фиксирует особое внимание ребенка на правильном заборе воздуха, напряжении – расслаблении мышц брюшного пресса, поднимании – опускании диафрагмы.

Вначале сегменты нёба могут оставаться почти неподвижными. Наблюдается лишь легкое их подрагивание. Но при регулярных тренировках они начинают подниматься, несколько расходясь при этом в стороны. Расстояние, на которое могут раздвинуться сегменты нёбной занавески, зависит от тяжести дефекта. Подвижность сегментов нёба контролируют визуально. Если наблюдению мешает гипертрофированный корень языка, ребенку нужно высунуть его, а логопеду шпателем слегка прижать книзу.

Ограничение видов упражнений объясняется склонностью к глоточным артикуляциям при ринолалии. Выраженная подвижность мышц глотки при отсутствии нёба может стимулировать образование смыканий с корнем языка и тормозить переднеязычные артикуляции.

Коррекция дыхания после операции предусматривает выработку способности четко выдуть воздух слегка напряженными губами и удлинение выдоха.

Начинаются упражнения с обучения направленному дутью, поскольку дети с расщелинами не владеют направленной воздушной струей и воздух при выдохе у них утекает в нос. Направленный воздушный поток обеспечит в дальнейшем достаточное внутриротовое давление воздуха для образования согласных звуков. В ходе совместных коррекционно – развивающих занятий дети запоминают мышечные ощущения направленного воздушного потока. И затем могут его воспроизвести при выполнении любого игрового комплекса физических упражнений, направленных на коррекцию голосообразования.

Нецелесообразно сразу после операции применять упражнения,   требующие повышенных усилий. Они увеличивают напряжение лицевой и глоточной мускулатуры, усиливают гримасы, ускоряют выдох.  Нагрузку на все группы мыщц следует давать с постепенным увеличением, учитывая анатомо – физиологические особенности  детей – ринолаликов. Главная цель в этот период — укрепление мышц передней стенки брюшного пресса, физиологическое поднятие диафрагмы, получение пусть слабой, но сознательно направленной воздушной струи для постановки звуков и воспитания диафрагмально-рёберного типа дыхания.

Известно, что в норме в речевом выдохе активно участвуют брюшная стенка и внутренние межреберные мышцы. Они обеспечивают удлинение выдоха и достаточное давление воздушной струи. Этим и объяснялось улучшение речи, которое издавна отмечали у лиц с ринолалией после обучения диафрагмальному дыханию. Но чистые типы дыхания в природе встречаются редко, а детям диафрагмальное дыхание не свойственно. Поэтому им целесообразно правильно ставить нижнее - реберное или диафрагмально-реберное (косто-абдоминальное) дыхание, что позволяет увеличить жизненную емкость легких, регулировать скорость выдоха межреберными мышцами и диафрагмой, а также фонировать в грудном регистре, благодаря чему удлиняется выдох и уменьшается носовой резонанс голоса.

 Коррекция дыхания в виде дыхательной гимнастики проводится руководителем физического воспитания или инструктором по лечебной физкультуре под контролем учителя-логопеда.

Дыхательная гимнастика — один из способов улучшения самочувствия ребенка – ринолалика после оперативного лечения.  Она направлена на повышение функциональных возможностей дыхательного аппарата путем восстановления свободного и экономичного дыхания.

При длительном течении различных простудных заболеваний, характерных для таких детей, повышается напряжение всех дыхательных мышц, что может приводить к их утомлению. Основной объем работы дыхания (60—90% в состоянии покоя) выполняет диафрагма — тонкая мышечная перегородка, разделяющая грудную и брюшную полости. Задачей дыхательной гимнастики является лечение утомления и напряжения дыхательных мышц, в том числе и диафрагмы.

Различные варианты дыхательной гимнастики обеспечивают должную координацию работы соответствующих мышц во время всех фаз дыхания. 

Следующим шагом в коррекции является воспитание фонематического слуха. Трудности, возникающие при этом, связаны с тем, что дети с ринолалией говорят плохо, но считают себя нормально говорящими. При этом они целые группы фонем образуют одной и той же патологической артикуляцией и их речеслуховой анализатор не в состоянии дифференцировать звучание таких одинаковых согласных. Поэтому, исправляя их речь, приходится решать две задачи: научить различать звуки речи окружающих и дифференцированно воспринимать собственное произношение.

К нам поступают дети младше пяти лет, поэтому, учитывая их возраст,  можно предложить различать на слух звучащие предметы и игрушки, чтобы им легче было по аналогии в дальнейшем понять суть упражнений.

Знакомя их с изолированными звуками, мы с руководителем  физического воспитания используем конкретные образы, например: волк  воет: «У-у-у», пароход  гудит: «Ы-ы-ы», самолет гудит: «В-в-в».  В дальнейшем опознавание этих звуков идет вначале только с наводящими, связующими словами. Ребенок отвечает на вопросы типа: «Кто воет: «У-у-у?», «Что гудит: «Ы-ы-ы?»

Голосовые упражнения в постоперационном периоде сводятся к обучению ребенка удлиненному произнесению звука «М» на основном тоне голоса. Ребенок выполняет упражнение, не напрягая гортани и контролируя резонанс. Характер регистра — головной или грудной — связан с возрастом. Для дошкольников физиологичен головной регистр. Позднее эта манера фонации вводится в закрытые слоги с редуцированными гласными: «мам, мом, мум, мым, мэм». Далее можно приступать к постановке гласных звуков и вокальным упражнениям на их фоне, тем более важно, что коррекция гласных предусматривает продвижение языка к нижним зубам и произнесение их происходит на диафрагмальном выдохе в грудном регистре. Уменьшение участия головного резонатора в фонации сразу заметно уменьшает носовой резонанс голоса. Постановка  гласных начинается с «А» и «Э»,  которые к этому  времени достаточно отработаны артикуляционными упражнениями на совместных комплексных занятиях учителя – логопеда и руководителя физического воспитания. Далее переходят к гласным «О, И, У, Ы». Этот порядок прохождения звуков основан на изменении силы, необходимой для удерживания сегментов нёба в горизонтальном положении, и на возрастании объема глоточной полости при артикуляции гласных, из которых « У», «И» обладают наиболее выраженным носовым резонансом  как при  изолированном  произнесении, так и  в потоке речи.

Когда ребенок научится протяжно произносить в грудном регистре изолированные гласные, можно переходить к напевному, слитному произнесению сочетаний гласных вначале из двух, а затем из трех звуков:          

аэ       эа       оа      аоа      эаэ        оаэ

ао       эо       оэ      аэа      эао        оао

ау       эу       оу       ауа      эау       оау

Сочетания не начинают с «У», «И», «Ы», так как добиться их относительно чистого звучания не удается. Сначала гласные произносят голосом средней высоты на одном тоне, затем расширяют диапазон. Упражнения произносят то низким голосом — «медведь», то высоким — «белочка», то средним - «лиса». Но чаще обращаются к средним тонам, поскольку они наиболее естественны для ребенка и вместе с тем резонируют в грудной клетке. Руководителем физического воспитания эти же сочетания гласных  закрепляются в  выполнении физических упражнений, основанных на игровом материале. Маленькие дети очень охотно поддерживают эту игру. Часто они начинают импровизировать, подавая «голоса» разных животных, причем довольно точно меняя высоту голоса. Они даже пытаются передать характер животного: «добрый медведь — злой медведь». Такие игры  развивают интонацию и улучшают слуховые дифференцировки, так как голосовые игры в сочетании с физическими упражнениями, мотивируют ребенка на выполнение и закрепление нового  коррекционного материала.

Новизна проекта

         Трудный процесс восстановления голоса и речи детей с врожденными расщелинами реализуется в игровых вариантах и упражнениях посредством указанных педагогических технологий: коррекция и восстановление происходят с интересом, на положительном эмоциональном фоне. Новизна проекта в формировании нового типа взаимодействия учителя-логопеда и руководителя физического воспитания, направленного на повышение эффективности восстановления голосовых возможностей детей-ринолаликов.

Предполагаемые образовательные результаты:

     Выполнение коррекционных и развивающих задач осуществляется благодаря комплексному подходу и тесной взаимосвязи работы специалистов. Реализация принципа комплексности способствует более высоким темпам реабилитации детей с врожденными расщелинами лица и неба и предусматривает совместную деятельность учителя - логопеда и  руководителя физического воспитания. Наличие тесной взаимосвязи между учителем-логопедом и руководителя физического воспитания будет способствовать созданию оптимальных условий:

- подготовки нёбной занавески к смыканию;

- предупреждению дистрофии мышц глотки;

-  выработке нормальной, направленной  воздушной струи и торможению ключичного типа дыхания;

- укреплению  мускулатуры гортани;

- повышению общего мышечного тонуса;

 укреплению ОДА;

- укреплению передней стенке мышц брюшной полости и мелких межреберных мышц.

В результате совместной работы учителя – логопеда и руководителя физического воспитания  будет разработана система педагогического воздействия на детей, имеющих врожденные расщелины, в процессе которой будут использоваться:

* упражнения для максимального поднятия небной занавески;

* упражнения для создания полноценного небно-глоточного смыкания;

* игры для развития передне - язычных артикуляций;

* упражнения для постановки косто-абдоминального дыхания;

* упражнения для голосоведения;

* укрепление мышц стенок брюшного пресса;

* развитие общих двигательных умений и качеств: ловкости, выносливости;

* профилактика нарушений опорно –  двигательного аппарата и плоскостопия;

 * укрепление мышечного корсета.       

Предполагаем, что такая наша совместная  работа  даст  положительные результаты в постоперационном периоде:

- Ускорится развитие подвижности небной занавески в кратчайшие сроки после оперативного лечения;

- Обеспечится фонационная база путем создания правильного диафрагмального дыхания;

- Сформируются предпосылки для дальнейшего становления правильного звукопроизношения;

- Повысится общая физическая подготовка ребенка;

- Улучшится координация движений:

- Нормализуется ориентировка в пространстве;

- Разовьется общая и мелкая моторика;

- Создадутся благоприятные условия для дальнейшего пребывания ребенка – ринолалика  в социальной среде.

Способы диагностики.

Диагностика выступает как необходимый структурный компонент коррекционно-педагогического процесса и средство оптимизации этого процесса. Углубленное всестороннее обследование позволяет построить адекватные индивидуальные и подгрупповые коррекционно-образовательные программы и определить эффективность коррекционного воздействия.

Диагностическая работа в специализированном детском саду строится с опорой на основные психолого-диагностические принципы, признанные отечественной специальной психологией и коррекционной педагогикой.

 Обследование в начале года (первые три недели сентября). Основной целью обследования на первом этапе является выявление особенностей динамики развития каждого ребенка в специально организованных условиях. На данном этапе дополняются сведения, полученные ранее. Динамическое диагностическое исследование позволяет оценить правильность выбранных путей, методов, содержания коррекционной работы с каждым ребенком, имеющим расщелины. В программу вносятся коррективы, определяются цели и задачи коррекционно-педагогической работы в следующем полугодии.

 

Обследование моторики артикуляционного аппарата

Исследование статической и  динамической функции артикуляционного аппарата

(проводит учитель – логопед)

Прием

Содержание задания

Характер выполнения

Все задания должны выполняться при многократном повторении требуемого движения

Исследование статической функции губ по словесной инструкции проводится после выполнения задания по показу

а)      сомкнуть губы

б)      округлить губы, как при произношении звука «о» - удержать позу

в)      вытянуть губы в трубочку, как при произношении звука «у», и удержать позу

г)       сделать «хоботок» (вытянуть губы и сомкнуть их)

д)      растянуть губы в  «улыбке » (зубов не видно) и удержать позу

е) поднять верхнюю губу вверх, видны верхние зубы ё) опустить нижнюю губу вниз, видны нижние зубы

ж)      одновременно поднять верхнюю губу вверх и опустить нижнюю

з)       многократно произносить губные звуки «б-б-б», «п-п-п»

Отметить: выполнение правильное; диапазон движений невелик; наличие содружественных движений; чрезмерное напряжение мышц, истощаемость движений; наличие тремора, саливации, гиперкинезов; активность участия правой и левой сторон губ; смыкание губ с одной стороны; движение не
удается.

Исследование двигательной функции челюсти проводят вначале по показу, а затем по словесной инструкции

а) широко раскрыть рот, как при произнесении звука «а», и закрыть

б)      сделать движение нижней челюстью вправо

в)      сделать движение влево

г)       сделать движение нижней челюстью вперед

отметить: выполнение правильное; движения челюсти недостаточного объема; наличие содружественных движений, тремора, саливации; движение не удается

Исследование статических и динамических функций языка (исследование объема, качества движений языка) по показу и словесной инструкции

а) положить широкий язык на нижнюю губу и подержать под счет от 1 до 5

б)      положить широкий язык на верхнюю губу и подержать, как в предыдущем задании, под счет от 1 до 5

в)      переводить кончик языка поочередно из правого угла рта в левый угол, касаясь губ

г)       высунуть язык «лопатой», «иголочкой»

д) оттопырить правую, а затем левую щеку языком

е)       поднять кончик языка к верхним зубам, подержать под счет от 1 до 5 и опустить к нижним зубам

ё) закрыть глаза, вытянуть руки вперед, а кончик языка положить на нижнюю губу

ж)      движение языком вперед-назад

отметить: выполнение правильное; движения языка имеют недостаточный диапазон; в мышцах появляются содружественные движения; язык движется неуклюже всей массой, медленно, неточно; имеются отклонения языка в сторону, удерживается ли язык в определенном положении; истощаемость движений; наличие тремора, гиперкинезов, саливации; движение не удается

Исследование двигательной функции мягкого неба

а)      широко открыть рот и четко произнести звук «а» (в этот момент в норме мягкое небо поднимается)

б)      провести шпателем, зондом или бумажкой, скрученной в трубочку, по мягкому небу (в норме должен появляться рвотный рефлекс)

в)      при высунутом между зубами языке надуть щеки и сильно подуть так, как будто задувается пламя свечи

отметить: выполнение правильное; объем движений ограничен, наличие содружественных движений, малой подвижности небной занавески, гиперкинезов, саливации; движение не удается

 

Протокол обследования физической подготовленности и выносливости  детей с расщелинами.

(проводит  руководитель  физического воспитания)

 

Нормативы общей физической подготовленности детей 

Мышечный тонус, качество выполнения

Координация движений, моторика

Характер выполнения упражнений ребенком.

Ходьба на носках  по заданной прямой

Челночный бег (30м)

Подъем туловища на пресс за 30сек. из  положения лежа на спине

Прыжок в длину с места

Упражнение по вращению кисти с обручем («вертушка с обручем»)

 

 

Протокол обследования дыхания у детей с расщелинами.                

(проводят учитель-логопед и руководитель  физического воспитания)

Тип физиологического дыхания, имеющийся у ребенка.

Частота и ритмичность дыхания.

Рото – носовой вдох и выдох.

Характер выполнения проб ребенком.

верхне-ключичное

Аритмичное (учащенное)

Сформированы, не сформированы

ключично-грудное,

Аритмичное (замедленное)

Затруднены

диафрагмально-реберное

Нормальное

Отсутствуют

Выводы: отмечаются тип и ритмичность дыхания ребенка, проходимость в носовой и ротовой полости,  сочетание непроходимости и недостаточность небно – глоточного контакта при вдохе и выдохе.

 

Протокол обследования голосовых возможностей у детей с расщелинами.

(проводит учитель-логопед)

В основу обследования дыхания положена методика А.Г. Ипполитовой. Обследуется:

- речевое дыхание (выдох при фонации): носовое, ротовое, смешанное;

- сила голоса (чрезмерно громкий, тихий, слабый, истощающийся)

- высота голоса (умение изменять голос по высоте, возможность голосовых   модуляций): модулированный, не модулированный;

- тембр голоса (степень назализации - гиперназализация, умеренная, наличие осиплости или охриплости голоса).

Особенности голосовой функции выявляются в ходе обследования и беседы с       детьми.

Сведения заносятся в протокол обследования.

 

Протокол обследования дыхания

Речевое дыхание при фонации

Сила голоса

Высота голоса

Тембр голоса

Примечания

носовое

чрезмерно громкий

модулированный

гиперназализация

ротовое

тихий, слабый,

немодулированный

умеренная назализация

смешанное

истощающийся

отсутствие умения

дисфоничность

 

Выводы: отмечаются особенности голосовых возможностей ребенка с расщелинами, тип имеющейся дисфонии.

 

СВОДНАЯ  ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА специалистов

динамики развития детей старшего дошкольного возраста (речевое заключение ринолалия)

Ф.И. ребенка

Тип физиологического дыхания

Частота и ритмичность дыхания.

Речевое дыхание при фонации

Сила и высота голоса

Тембр голоса

Общий мышечный тонус

Уровень физической подготовки

Обследование в конце года (последние две недели апреля). Цель - определить характер динамики, оценить результативность работы, а также составить прогноз относительно дальнейшего развития и обозначить дальнейший образовательный маршрут для каждого воспитанника.

Учитель-логопед совместно с руководителем по физическому воспитанию выявляет степень наличия положительной динамики в формируемых процессах дыхания, вдоха и выдоха при фонации, силы и высоты голоса.

Руководитель по физическому воспитанию проводит обследование по своим разделам. Эффективность коррекционной работы во многом определяется глубиной и качеством анализа результатов исследования. Все результаты обследования заносятся в специально разработанные таблицы.

 

Описание полученных коррекционных результатов

и анализ результативности проекта.

Успех коррекционно – развивающей работы в проекте определяется «Системой целенаправленного комплексного воздействия на детей с расщелинами лица и неба». (Приложение №1) Привлечение к коррекционной логопедической работе руководителя физического  воспитания открывает новые, более эффективные возможности в реабилитации детей с расщелинами, их адаптацию и социализацию. В ДОУ созданы все условия для реабилитации таких воспитанников: оборудован  и оснащен необходимым для работы материалом логопедический кабинет, имеется спортивный зал с современным оборудованием, спортивным инвентарем, отдифференцированным по возрасту и физическим возможностям детей, тренажерами и «сухим бассейном». Специалистами были разработаны комплексы коррекционно – развивающих упражнений:

 - Комплекс упражнений для  активизации глоточного затвора;

-  Игровой комплекс упражнений для дифференциации рото-носового вдоха и выдоха;

- Комплекс вокальных упражнений для поднятия небной занавески;

- Комплекс для развития диафрагмального дыхания;

- Комплекс обще - развивающих упражнений без спортивного оборудования и со спортивным оборудованием;

- Комплекс дыхательных упражнений со спортивным оборудованием;
  Дети с увлечением выполняли посильные упражнения по общей физической подготовке, повышению мышечного тонуса, развитию моторики, восстановлению дыхания и голоса, формированию опосредованного артикуляционного праксиса, не концентрируясь на недоразвитии этих функций. Игры и упражнения проводились под специально подобранные музыкальные композиции (релаксирующего или активизирующего характера).

Представленная система работы дала следующие результаты:

- восстановилось  взаимодействие между артикуляционными и дыхательными мышцами, то есть сформировалось необходимое диафрагмальное, носо – ротовое дыхание;

- значительно активизировалось развитие подвижности небно- глоточного затвора в предполагаемые нами сроки;  

- астенизированные, прооперированные дети – ринолалики становятся все более крепкими, выносливыми и закаленными, так как все дыхательные упражнения, проводимые руководителем  физического  воспитания  в спортзале, предполагали облегченную форму одежды и отсутствие носочков и обуви;

- у детей в значительной степени улучшилась общая координация движений,  улучшилась осанка посредством укрепления мышц брюшного пресса;

По итогам диагностики (Приложение № 2) на конец учебного года:

- у 92, 5% детей – ринолаликов нормализовалась частота физиологического дыхания;

-  90% детей освоили правильное речевое дыхание;

- у 95% детей с ринолалией улучшились показатели силы и высоты голоса;

- у  97,5%  нормализовался общий мышечный тонус;

-  у 95% детей с ринолалией улучшился уровень физической подготовки;

За период работы по данному проекту все дети освоили необходимое правильное физиологическое косто – абдоминальное дыхание.

Таким образом, наша совместная работа эффективна при нормализации дыхания и восстановлении голоса у детей с врожденными аномалиями лица и неба. Положительным эффектом является также и то, что наш совместный труд позволил в значительной степени   улучшить показатели здоровья наших воспитанников, что очень важно для детей с расщелинами,  так как соматическое состояние детей с врожденными расщелинами усугубляется необходимостью неоднократного оперативного вмешательства. Нередко оперативное лечение заканчивается к 16-18 годам ребенка, поэтому крайне важно укрепление соматического состояния наших детей на фоне всех проводимых совместных  коррекционно - развивающих мероприятий.

Достигнутые результаты совместной коррекционно – развивающей работы специалистов:

- Создана необходимая фонационная база с правильно сформированным нижне – реберным дыханием у детей с ринофонией;

- В кратчайшие сроки активизировано развитие небной занавески и смыкание небно – глоточного затвора;

- Сформированы необходимые предпосылки для становления звукопроизношения;

- Повышена общая физическая подготовка детей;

- В значительной степени улучшена координация движений и ориентировка в пространстве;

- Развита общая и мелкая моторика детей.

Список литературы:

А.Г. Ипполитова  Открытая ринолалия; М.: Просвещение, 1989г.

Е.А. Соболева  Ринолалия; М: Астрель, 2006г.

В.К. Велитченко Физкультура для ослабленных детей, М: Терра спорт, 2000г.

ТОИПКиПРО, Томск 2009г. Программа «Оздоровительная гимнастика» для детей с нарушением опорно – двигательного аппарата и часто болеющих в дошкольном возрасте.

Г.А.Волкова «Логопедическая  ритмика».

 

Приложение  №1

СИСТЕМА

КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩЕЙ  РАБОТЫ ПО ВОССТАНОВЛЕНИЮ ДЫХАНИЯ И ГОЛОСА ПРИ ВЗАИМОДЕЙСТВИИ СПЕЦИАЛИСТОВ

                     у детей при различных формах ринофонии.

Сроки реализации

Задачи работы

Формы работы

 

Исполнитель

Первый год коррекции.

Сентябрь

Совместное диагностирование ребенка специалистами.

Статические и динамические пробы.

Учитель-логопед,

руководитель физического воспитания

Первый этап: октябрь, ноябрь, декабрь.

*Укрепление

мышечного тонуса, профилактика нарушений ОДА и плоскостопия, развитие прыгучести, моторики, коррекция дыхания.

* Развитие координации и мелкой моторики через работу с предметом: фитболом, обручем, мячом, скакалкой.

*Дифференциация типов физиологического

Дыхания.

* Постановка правильного диафрагмального дыхания

* Специальные игровые комплексы физических упражнений.

* Комплексы  физических и дыхательных упражнений, направленных на формирование косто-абдоминального типа дыхания, на развитие моторики.

 

 

 

* Статические и

 динамические упражнения.

* Специальные комплексы  дыхательных упражнений

 

Руководитель Ф.В.

Учитель - логопед

Второй этап: январь, февраль, март.

*Обучение правильному косто – абдоминальному типу дыхания.

 *Обучение правильному дифференцированному рото-носовому вдоху-выдоху в положении лежа на спине.

*Формирование нормализованного фонационного дыхания.

* Комплексы игровых физических упражнений.

* Специальные комплексы физических, дыхательных и вокальных упражнений

 

Учитель-логопед, руководитель Ф.В.

Третий этап: апрель

Закрепление проделанной коррекционно-развивающей работы в игровой форме.

Диагностика на конец учебного года.

Статические и динамические пробы.

 

Учитель-логопед, руководитель Ф.В.

Второй год коррекции.

Сентябрь

Совместное диагностирование ребенка специалистами.

Статические и динамические пробы.

Учитель-логопед,

руководитель физического воспитания

Первый этап: октябрь, ноябрь, декабрь.

 Коррекция и развитие пространственной координации и мелкой моторики через работу со спортивным оборудованием  (фитболом, обручем, мячом, скакалкой).

* Закрепление правильного косто - абдоминального дыхания из положения сидя, стоя.

* Обучение правильному дифференцированному рото-носовому вдоху-выдоху.

* Комплексы игровых физических упражнений со спортивным оборудованием (фитболом, обручем, мячом, скакалкой).

* Специальные комплексы физических, дыхательных упражнений

Руководитель физического воспитания.

Учитель-логопед,

руководитель физического воспитания.

Второй этап: январь, февраль, март.

* Активизации небно-глоточного затвора и смыкания.

* Устранение гиперназализации  у детей-ринолаликов.

* Коррекция голосообразования.

* Сочетание специальных комплексов упражнений.

* Специальные комплексы вокальных упражнений

Учитель-логопед,

руководитель физического воспитания.

Третий этап: апрель

Закрепление проделанной коррекционно-развивающей работы в игровой форме.

Диагностика на конец учебного года.

Статические и динамические пробы.

 

Учитель-логопед, руководитель Ф.В.

 

 

Приложение № 2

Мониторинг логопедического обследования детей с речевым заключением ринофония и состояние их физического развития.

СВОДНАЯ  ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА специалистов

динамики развития детей старшего дошкольного возраста (речевое заключение ринолалия)

на  начало  учебного года – старшая группа

 

Ф.И. ребенка

Тип физиологического дыхания

Частота и ритмичность дыхания.

Речевое дыхание при фонации

Сила и высота голоса

Тембр голоса

Общий мышечный тонус

Уровень физической подготовки

1.Данил И.

в/ключичный

30%

10%

10%

20%

40%

50%

2. Катя К.

в/ключичный

20%

10%

10%

10%

40%

50%

3.Катя Б.

в/ключичный

40%

10%

30%

10%

30%

30%

4.Кирилл Д.

в/ключичный

50%

50%

50%

30%

70%

70%

Средний показатель

в/ключичный тип

35%

20%

25%

17,5%

45%

50%

90% - 100% - высокий уровень развития (норма)

70% - 90% - средний уровень развития (приближено к норме)

50% - 70% - ниже среднего (отстает от норм)

30% - 50% - низкий уровень (значительно отстает от нормы)

 

СВОДНАЯ  ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА специалистов

динамики развития детей старшего дошкольного возраста (речевое заключение ринолалия)

на конец  учебного года – старшая группа

 

Ф.И. ребенка

Тип физиологического дыхания

Частота и ритмичность дыхания.

Речевое дыхание при фонации

Сила и высота голоса

Тембр голоса

Общий мышечный тонус

Уровень физической подготовки

1.Данил И.

грудной

60%

50%

40%

40%

60%

80%

2.Катя К.

грудной

50%

60%

40%

50%

60%

80%

3.Катя Б.

грудной

50%

50%

60%

50%

40%

60%

4.Кирилл Д.

грудной

70%

80%

80%

60%

80%

80%

Средний показатель

Грудной тип

57,5%

60%

55%

50%

60%

75%

90% - 100% - высокий уровень развития (норма)

70% - 90% - средний уровень развития (приближено к норме)

50% - 70% - ниже среднего (отстает от норм)

30% - 50% - низкий уровень (значительно отстает от нормы)

 

Мониторинг логопедического обследования детей с речевым заключением ринофония и состояние их физического развития.

СВОДНАЯ  ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА специалистов

динамики развития детей старшего дошкольного возраста (речевое заключение ринолалия)

на  начало  учебного года – подготовительная к школе группа

 

Ф.И. ребенка
Тип физиологического дыхания
Частота и ритмичность дыхания.
Речевое дыхание при фонации
Сила и высота голоса
Тембр голоса
Общий мышечный тонус
Уровень физической подготовки

1.Данил И.

грудной

70%

50%

60%

60%

80%

80%

2. Катя К.

в/ключичный

50%

60%

50%

60%

70%

80%

3.Катя Б.

грудной

50%

50%

60%

50%

50%

70%

4.Кирилл Д.

грудной

80%

70%

80%

60%

90%

90%

Средний показатель

Грудной тип

62, 5%

57,5%

62,5%

57,5%

72,5%

80%

90% - 100% - высокий уровень развития (норма)

70% - 90% - средний уровень развития (приближено к норме)

50% - 70% - ниже среднего (отстает от норм)

30% - 50% - низкий уровень (значительно отстает от нормы)

 

 

СВОДНАЯ  ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА специалистов

динамики развития детей старшего дошкольного возраста (речевое заключение ринолалия)

на конец  учебного года – подготовительная к школе группа

 

Ф.И. ребенка

Тип физиологического дыхания

Частота и ритмичность дыхания.

Речевое дыхание при фонации

Сила и высота голоса

Тембр голоса

Общий мышечный тонус

Уровень физической подготовки

1.Данил И.

Нижне - реберный

90%

90%

90%

90%

100%

100%

2.Катя К.

Нижне - реберный

90%

90%

90%

90%

100%

100%

3.Катя Б.

Нижне - реберный

90%

80%

100%

90%

90%

80%

4.Кирилл Д.

Нижне - реберный

100%

100%

100%

100%

100%

100%

Средний показатель

Нижне - реберный тип

92,5%

90%

95%

92,5%

97,5%

95%

90% - 100% - высокий уровень развития (норма)

70% - 90% - средний уровень развития (приближено к норме)

50% - 70% - ниже среднего (отстает от норм)

30% - 50% - низкий уровень (значительно отстает от нормы)

 

 

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ:

Приложение№1 (А)

 

Комплекс упражнений, направленных на формирование нижне  – рёберного дыхания,

Дифференциацию рото-носового выдоха в постоперационный период

у детей с речевым заключением ринолалия.

(проводит учитель – логопед)

 

Варианты дыхательных упражнений

Используемые игрушки

Методические указания к выполнению, стихотворный вариант

«КОРАБЛИК»

Пластмассовый (бумажный) кораблик

Исходное положение - лёжа на коврике, на животе ребёнка кораблик.

Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается

(Ветер на море гуляет)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(И кораблик подгоняет)

Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается

(Он бежит себе в волнах)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(На раздутых парусах)

«МЯЧИК»

Надувной (резиновый) мяч

Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), на уровне живота ребёнок держит мяч руками.

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Вот мы мячик надуваем, воздух носом набираем)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Мячик сдулся - вот беда, воздух вышел изо рта)

«ВЕТЕРОК»

Ватный шарик на ниточке, бумажные полоски, листики на ниточках

Исходное положение - лёжа на коврике (сидя на стуле), руки опущены; логопед подносит ко рту ребёнка при ротовом выдохе ватный шарик.

*Вдох через рот (нос зажат) -живот надувается

(Тихо ротиком вдохни)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Длинный ветерок пусти)

*Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Воздух в носик набирается)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Ветер тёплый выдувается)

«ШАРИК»

Воздушный шарик

Исходное положение - сидя на стуле, на уровне живота ребёнок держит шарик руками.

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Шарик, шарик мой воздушный, ты, дружок мой, непослушный)

Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается

(Шарик круглый шарик гладкий, шарик тонкий, шарик мягкий.

Я на шарик нажимаю и тихонечко сдуваю)

«КОЛЫБЕЛЬНАЯ»

Мягкие игрушки

Исходное положение - лёжа на коврике.

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(Вечер к нам глядит в окошко, Спи, малышка, спи мой крошка)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Покачаю я кроватку, чтоб уснул малыш мой сладко)

«СНЕГОВАЯ ТУЧКА»

Большой комок ваты

Исходное положение - лёжа на коврике.

Вдох через рот (нос зажат) - живот надувается

(Как по небу, с Севера, плыла лебедь серая)

Выдох через нос (рот закрыт) - живот сдувается

(Плыла лебедь сытая, вниз кидала, сыпала)

Вдох через нос (рот закрыт) - живот надувается

(На поля, озёрушки)

Выдох через рот (нос зажат) - живот сдувается

(Белый пух да пёрышки)

 

 

Приложение №1 (Б)

Комплекс упражнений, направленных на формирование целенаправленного фонационного дыхания, дифференциация рото-носового выдоха в постоперационный период у детей с речевым заключением ринолалия.

(проводит учитель – логопед)

 

 

Варианты дыхательных упражнений

Используемые игрушки

Методические указания к выполнению, стихотворный материал

«ЛИСТОПАД»

Бумажные листья на ниточках

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Листопад, листопад, листья по ветру летят…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Дует, дует ветер, дует, задувает,

С дерева листочки жёлтые срывает)

 

 «ДУДОЧКА»

Игрушка дудочка

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(В дудочку подую я,

Вы послушайте меня!)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Ай-ду-ду, ай-ду-ду,

Я играю во дуду!)

«ФОКУС»

Трубочка для коктейля

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка.

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Надо фокус показать,

Будем трубочку держать)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Вот так фокус, посмотри,

Крепче трубочку держи!)

«РУЧЕЁК»

Трубочка для коктейля, стакан с водой

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У», губами удерживается трубочка.

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Бегу я, как по лесенке, по камушкам звеня…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Издалека по песенке узнаете меня!)

«КОРАБЛИК

Бумажные кораблики в ёмкости с водой

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «У».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Плывёт, плывёт кораблик,

Кораблик не простой)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Везёт, везёт подарки,

Подарки нам с тобой)

«ВЕТЕРОК»

Тонкие бумажные полоски

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

Тёплый ветерок пусти!)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Ротик к ушкам растяни,

Губку мягко прикуси,

-Ф-Ф-Ф- на выдох говори)

«ОСТУДИ ЧАЙ»

Бумажные чашки

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Мы решили невзначай попить с другом вкусный чай…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Ой, какой горячий чай!

Ветерок нас выручай!)

«ПОГАСИ СВЕЧУ»

Горящая свеча

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «Ф».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Свеча горела на столе…)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Но спать пора тебе и мне)

«НАСОС»

Картинка с изображением насоса

Исходное положение - губы сомкнуты.

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Воздух в носик надувайся,

«П» сквозь губы прорывайся!)

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Воздух ротиком вдыхаем,

Через губки выдыхаем…-п-п-п-,

Мы в насос с тобой играем)

«КАЧЕЛИ»

Пособие «Качели»

Исходное положение - губы в положении артикуляционного уклада звука «И».

*Вдох носом, рот закрыт

Выдох ртом, нос зажат

(Дети сели на качели,

Улыбнулись, полетели…

Качели вверх!)

Широкий язык поднимается на верхнюю губу.

*Вдох ртом, нос зажат

Выдох ртом, нос зажат

(Дети сели на качели,

Улыбнулись, полетели…

Качели вниз!)

Широкий язык опускается на нижнюю губу.

(А ну-ка, язычок, держись!)

 

Приложение №2 (А)

Комплекс физических и дыхательных упражнений, направленных на формирование косто-абдоминального типа дыхания.

(проводит руководитель физического воспитания)

«Арбузик» И.п.- лежа на спине, рр. на животе.

Р.Ф.В. произносит: «пузико»- дети на вдохе «надувают живот»

Р.Ф.В. произносит: «арбузико»-дети на выдохе «сдувают» живот.

(повтор 6-8 раз)

«Ёжик» И.п.- лежа на спине, рр. сжаты в кулачках, прижаты  к груди.

1-2- дети произносят «пых» и одновременно на вдохе  «надувают живот»

3-4- на выдохе  «сдувают живот»

(повтор 6-8 раз)

«Поезд» И.п.- сидя на полу, нн. вытянуты вперед, рр. согнуты в локтях.

1-2- дети произносят «ух» и одновременно на вдохе «надувают живот», рр. выносят слегка вперед.

3-4- дети произносят «ух» и одновременно на выдохе «сдувают живот», рр.- в и.п.

( повтор 6-8 раз)

«Пузырь» И.п.- сидя на полу, нн. развести врозь, как можно шире, наклониться вперед, стараясь коснуться грудью пола.

1-2- на вдохе «надуть живот», постараться коснуться пола.

3-4- на выдохе «втянуть живот»

( повтор 6-8 раз)

«Шарик» И.п.- стоя на полу, нн.- на ширине плеч, рр.- внизу.

1-2- на вдохе «надуваем живот», рр. вперед, закругленные (изобразить шар)

3-4- на выдохе «сдуваем живот», рр. в и.п.

(повтор 6-8 раз)

«Пружинки» И.п.- стоя на полу, нн.- параллельно полу, рр.- на животе.

Р.Ф.В. произносит:          Не страшны нам все ужимки,

Потому что мы пружинки.

Дети выполняют пружинящие короткие  приседания на каждый слог, на вдохе «надувают живот», на выдохе - «сдувают живот».

(повтор 4 раза)

 

Приложение №2 (Б)

Игры, направленные на формирование небно – глоточного смыкания и

развитие артикуляционного праксиса гласных звуков

-А, -Э, -И, -О, -У, -Ы.

(проводит руководитель физического воспитания)

Фонема

Стихотворный материал

Методические указания (ход упражнения)

Ах, какой песок горячий - пятки обожжет ребятам. На носочки встанем мы, вот какие молодцы!

Дети поднимаются на носки с произношением звука –« А- а-а».

Р.Ф.В. по очереди  подходит к детям, называет имя ребенка: Даша улыбается и совсем не напрягается. Улыбнись, «Э» протяни, подбородок опусти.

Дети стоят в кругу, по очереди улыбаются, произносят звук -«Э», подбородок опущен вниз.

Посмотрите, как Петрушка тянет ножку к правому ушку. И скажите:  «- И-и-и, ножку к ушку потяни.»

Дети берут правой рукой правую ногу за пятку и выпрямляя её, тянут к правому ушку (то же с другой ногой)

Фитбол в руки вы возьмите, «-О-о-о» тихонько протяните.

Дети выполняют прыжки на фитболах с продвижением вперед.

Покачайте головой: «ОЙ, ой, ой!» Покрутите головой: «Что с тобой?» «Ой, ой, ой».

Дети сидят на фитболах, выполняют покачивание  головы вправо- влево. Повороты головой вправо-влево.

Заработал самолет, приготовился на взлет. Задрожал весь, загудел, над землею полетел: «-У-у-у!» летит самолет: «-У-у-у!», свою песенку поет.

Подвижная игра «Самолеты»

-А (-У)

Заблудились мы в лесу и кричим: « -Ау-Ау!»

Дети выполняют ходьбу по залу врассыпную и произносят: « -Ау-Ау!»

« -Ы-ы-ы!»-катаемся так ловко, будто ёжик на иголках!

Дети выполняют перекаты на спине из положения: сед в группировке.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация