Опубликовано: 01.04.2018 г.
Автор: Могилянцева Ирина Михайловна воспитатель
МБДОУ №108, г. Мурманск
Цель: Учить детей устанавливать взаимосвязи между средой обитания и внешним видом животных севера.
Расширить и дополнить знания детей о животных Севера, развивать умения ориентироваться в микро и макропространстве.
Продолжать знакомить дошкольников с животным миром родного края.
Закреплять знания внешнего вида животных и условий среды их обитания.
Материал к занятию: Картинки: рыб, рачков, моллюсков, мха, лишайника, ягеля, морошки, брусники, клюквы. Простые карандаши.5 ленточек разного цвета, предметные и разрезные картинки животных севера и их детенышей (северный олень, белый медведь, морж, тюлень, песец, полярная сова). Карточки с фрагментами изображений животных севера и их детенышей. Медвежий жир, стаканчики с водой, салфетки, ватные палочки. 5 обручей.
Предварительная работа: рассматривание картин «Северные олени», «Бе¬лые медведи», «Моржи и тюлени»; чтение: Р. Рамазанов «Тюлень», «Белый медведь», «Олень», «Северное сияние»; работа с энциклопедиями, показ презентаций о животном и растительном мире Севера.
Ход занятия. (воспитатель в роли снежной королевы)
- Здравствуйте, ребята, я снежная королева и пришла к вам в гости, я прилетела из самого Крайнего Севера и, чтобы не растаять я должна пройти по дорожке (Дети из пяти ленточек разного цвета должны сделать выбор). (По белой) Объясните, почему вы так думаете? (ответы детей).
- У меня на Крайнем Севере очень много друзей и я очень хотела показать их фотографии, но они порвались. Давайте попробуем их сложить и посмотреть на друзей нашего медвежонка.
Д/И «составь картинку» (под спокойную музыку). Дети составляют из частей целую картинку животного. (У детей должны получиться картинки: северного олень, белого медведя, моржа, тюленя, песца, полярной совы). Кто первый справится с заданием, получает фишку и помогает товарищам.
Ребята, объясните, почему их можно назвать друзьями? (ответы детей: их среда обитания Крайний Север)
Д/и «Кто лишний» (детям предлагаются картинки 3-4 шт., на каждой из которых изображены животные жарких стран) Задача детей — определить, кто из них лишний. - Почему эти животные лишние? (живут в жарких странах)
На севере очень суровые условия для жизни животных. Посмотрите на моих друзей и скажите: Что помогает им выживать в суровых климатических условиях Крайнего Севера? (теплый мех, подкожный жир, наличие пищи… ответыдетей
Физ. минутка «Погреемся»
Сильный мороз (вдох через нос, шумный выдох)
Заморозил наш нос.( в ладошку, которой прикрыто лицо.)
Носик, погреем, (глубокий вдох через нос, втянуть)
Подышим скорее. (нижнюю губу под верхнюю, длительно)
Отогрели нос, (бесшумно подуть вниз на подбородок.)
А подбородок замерз.
Ладошки погреем – (выдох на ладошки, произнося слог «фа».)
Дышим веселее! (дети выполняют приседания, произнося)
Мерзнут ножки наши? (слог «ух».)
Весело попляшем!
- А теперь я хочу пригласить вас в лабораторию, где покажу как жир помогает животным выжить в суровые зимы.
Опыт с жиром. Дети ватными палочками берут медвежий жир и намазывают на палец. Затем палец окунают в воду и стараются объяснить результат. Спрашиваю 3-4 человек. При затруднении делаю вывод сама: жир скапливается под кожей и как пленка, сохраняет тепло, не дает промокнуть, да и пищей может быть.
- Ребята, я для своих друзей принесла корм, только вот какая незадача, он у меня весь перемешался, давайте разберем корм и накормим моих друзей
Д/И «Найди пару». Дети берут картинки с изображением корма животных и подходят и встают в обруч к ребенку, у которого на картинке изображено животное, питающееся этим кормом. Затем объясняют, почему они пришли именно в этот «домик».
Ой, ребята! Кажется, животные потеряли своих детенышей! Давайте им поможем!
Д/И «соедини правильно». Дети простым карандашом соединяют фрагменты изображения взрослых животных с их детенышами.
Д/И «один – много». Дети называют детенышей животных в ед. мн. числе.
Спасибо, ребята! Мне было очень интересно у вас в гостях. До новых встреч.