0+



 

Опубликовано: 06.04.2018 г.

Автор: Колесникова Татьяна Анатольевна, воспитатель

МБДОУ Д/С №67 «Умка» г. Нижневартовск

 

 “Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.В.А. Сухомлинский

Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье.

Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.

Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.

Задачи воспитания детей на адаптационный период

Создавать для детей атмосферу психологического комфорта.

Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному   физическому развитию детей:

а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психологический конфорт;

б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте , прививать простейшие  навыки самообслуживания:

в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;

г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.

      Закладывать основы будущей личности:

а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;

б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;

в) закладывать основы доброжелательного отношения.

Основной целью работы с детьми в адаптационный период является  формирование эмоционального контакта, доверия детей  ко мне. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама).

Поэтому,  эмоциональное общение строились на основе совместных действий, которые сопровождались  улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.

Принципами моей работы по адаптации детей

1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,

2. постепенное привыкание детей к новым условиям,

3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,

4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.

5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,

6. индивидуальный подход к ребенку,

7. создание предметно-развивающей среды в группе,

8. контроль за физическим состоянием ребенка,

9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.

Остановлюсь на условиях ,которых создавались в группе для успешной адаптации. Основной задачей игр с детьми 1,5-3 лет в этот период является формирования эмоционального контакта , и интересного партнера в игре.  

Первые игры  были  фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей и  места проведения «Покатаемся на лошадке». Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).

Ход игры.

Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом)нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!»

В особом внимании и индивидуальном подходе нуждались робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.

Облегчить их душевное состояние, поднять настроение помогали "пальчиковыми" играми, дыхательная гимнастика

Такие игры  всегда успокаивали плачущего малыша, переключали  внимание и помогали расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.

Сгладить адаптационный период помогало использований в работе  физических  упражнений и игр, которые проводились  по несколько раз в день.

 В   группе оборудован спортивный уголок, где ребенок в любое время может заниматься физическими упражнениями в  котором есть мячи, ленточки , платочки , маски  и тд,

Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, активно используется  фольклор при  создание благоприятной обстановки для адаптации малышей .

В течение дня находила  время, чтобы доставить детям радость, выполняя физические  упражнения: потянулись как кошечка, позевали, повалялись как неваляшки. Упражнения сопровождаются исполнением стишков или песенок

При умывании:

Водичка, водичка, умой мое личико,

Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,

Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.

Во время еды:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

Во время еды:

Умница, Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, душистую.

На прогулке:

-Жук, жук, где твой дом?

-Мой дом под кустом.

Перед сном:

Баю-баю- баиньки,

Прилетели чайки,

Стали крыльями махать,

Мою детку усыплять.

После сна:

Солнышко встает, на зарядку всех зовет.      

Таким образом, использовала   в своей деятельности устного народного творчества,  позволяет  ребенку почувствовать себя уверенней, благополучно  адаптироваться к новым условиям жизни, быстрее привыкнуть к новой обстановке и охотно посещать детский сад.

      Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.

Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.

ТАКЖЕ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ   

Для сглаживания адаптационного периода педагог-психолог ежедневно посещает группу и использует  с детьми в  специальные коммуникативные игры, Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации" где отмечаются в контрольные дни эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.

Адаптационный лист ребенка при поступление в детское учреждения.

Фамилия имя ребенка  _________________________

 Дата рождения______________

Дата поступления в ДОУ_________

99

Условные обозначение: ХОРОШО ;ПЛОХО; НЕУСТОЙЧИВО

ВЫВОДЫ:___________________________________________________________________________                  

Одним из условий по организации адаптации детей является работа  с родителями.

Задачи по работе с родителями на период адаптации:

  1. Повышать педагогическую и психологическую компетентность молодых родителей.
  2. Удовлетворять индивидуальные запросы родителей по вопросам воспитания и образования, сотрудничества со своим ребенком, возрастных особенностей развития, методов педагогического воздействия и оздоровления ребенка в условиях семьи.
  3. Включать родителей в единое образовательное пространство детского сада. 

Для более результативной работы был составлен перспективный план работы с родителями на адаптационный период

Родительское собрание :

-знакомство родителей и детей с друг другом, с  педагогическим коллективом детского сада.

Презентация детского сада (группы):

-формирование положительного имиджа детского сада в сознание родителей;

-формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду.

Анкетирования «Давайте познакомимся»:

-получения и анализ первичной информации о ребенке и его семье;

-информация родителей на темы: режим дня, одежда по сезону, и для группы, метки на одежды и обуви;

-гигиенические требования к одежде;

-формирование КНГ;

-снижение негативных эмоциональных реакций родителей и детей.

Консультация «Первый раз в детский сад»

-консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.

Результаты и выводы.

Период адаптации условно разделяют на три степени:

1 степень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).

2 степень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сначала плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются с взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).

3 степень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).

Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.

Анализ результатов по адаптации детей к ДОУ показал, что дети адаптируются со средней и легкой степени . Проводя анализ результатов, можно заключить, что проделанная мной работа является успешной, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а созданные условия – благополучными.

Следует отметить, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты и облегчает привыкание ребенка к новым условиям.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация