Опубликовано: 06.04.2018 г.
Автор: Колесникова Татьяна Анатольевна, воспитатель
МБДОУ Д/С №67 «Умка» г. Нижневартовск
“Детство — это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира — от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш”.В.А. Сухомлинский
Проблема детского сада — хорошо это или плохо, отдавать ребенка или не отдавать — рано или поздно возникает в каждой семье.
Актуальность проблемы почти не зависит от уровня благосостояния семьи и от занятости родителей, каждый из которых имеет свой собственный опыт и свое личное мнение о достоинствах и недостатках детских дошкольных учреждений.
Сразу же отметим, что с точки зрения науки в целом детский сад однозначно рассматривается как фактор положительный, абсолютно необходимый для полноценного воспитания.
Задачи воспитания детей на адаптационный период
Создавать для детей атмосферу психологического комфорта.
Формировать у детей навыки здорового образа жизни, содействовать полноценному физическому развитию детей:
а) организовать рациональный режим дня в группе, обеспечивающий каждому ребенку физический и психологический конфорт;
б) формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте , прививать простейшие навыки самообслуживания:
в) обеспечить понимание детьми смысла выполнения режимных процессов;
г) воспитывать у детей потребность в самостоятельной двигательной активности.
Закладывать основы будущей личности:
а) воспитывать у детей уверенность в самих себе и своих возможностях, развивать активность, инициативность, самостоятельность;
б) закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым, формируя доверие и привязанность к воспитателю;
в) закладывать основы доброжелательного отношения.
Основной целью работы с детьми в адаптационный период является формирование эмоционального контакта, доверия детей ко мне. Ребенок должен увидеть в воспитателе доброго, всегда готового прийти на помощь человека (как мама).
Поэтому, эмоциональное общение строились на основе совместных действий, которые сопровождались улыбкой, ласковой интонацией, проявлением заботы к каждому малышу.
Принципами моей работы по адаптации детей
1. предварительное ознакомление родителей с условиями работы ДОУ,
2. постепенное привыкание детей к новым условиям,
3. гибкий режим пребывания детей в начальный период адаптации с учетом индивидуальных особенностей детей,
4. сохранение в самые первые 2-3 недели имеющихся у малышей привычек.
5. информирование родителей об особенностях адаптации ребенка на основе адаптационных карт,
6. индивидуальный подход к ребенку,
7. создание предметно-развивающей среды в группе,
8. контроль за физическим состоянием ребенка,
9. учет возрастных и психологических особенностей детей раннего возраста.
Остановлюсь на условиях ,которых создавались в группе для успешной адаптации. Основной задачей игр с детьми 1,5-3 лет в этот период является формирования эмоционального контакта , и интересного партнера в игре.
Первые игры были фронтальными, чтобы ни один ребенок не чувствовал себя обделенным вниманием. Инициатором игр всегда выступаю я. Игры выбираются с учетом игровых возможностей детей и места проведения «Покатаемся на лошадке». Материал. Лошадка-качалка (если лошадки нет, можно посадить ребенка на колени).
Ход игры.
Воспитатель сажает ребенка на лошадку-качалку и говорит: « Маша едет на лошадке, (произносит тихим голосом)нно-нно».
Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Взрослый: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги, лошадка!»
В особом внимании и индивидуальном подходе нуждались робкие, застенчивые дети, чувствующие себя дискомфортно в группе.
Облегчить их душевное состояние, поднять настроение помогали "пальчиковыми" играми, дыхательная гимнастика
Такие игры всегда успокаивали плачущего малыша, переключали внимание и помогали расслабиться рассерженному, агрессивному ребенку.
Сгладить адаптационный период помогало использований в работе физических упражнений и игр, которые проводились по несколько раз в день.
В группе оборудован спортивный уголок, где ребенок в любое время может заниматься физическими упражнениями в котором есть мячи, ленточки , платочки , маски и тд,
Для того чтобы процесс привыкания к детскому саду не затягивался, активно используется фольклор при создание благоприятной обстановки для адаптации малышей .
В течение дня находила время, чтобы доставить детям радость, выполняя физические упражнения: потянулись как кошечка, позевали, повалялись как неваляшки. Упражнения сопровождаются исполнением стишков или песенок
При умывании:
Водичка, водичка, умой мое личико,
Чтобы глазки блестели, чтобы щечки розовели,
Чтоб смеялся роток, чтоб кусался зубок.
Во время еды:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Во время еды:
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
На прогулке:
-Жук, жук, где твой дом?
-Мой дом под кустом.
Перед сном:
Баю-баю- баиньки,
Прилетели чайки,
Стали крыльями махать,
Мою детку усыплять.
После сна:
Солнышко встает, на зарядку всех зовет.
Таким образом, использовала в своей деятельности устного народного творчества, позволяет ребенку почувствовать себя уверенней, благополучно адаптироваться к новым условиям жизни, быстрее привыкнуть к новой обстановке и охотно посещать детский сад.
Неготовность родителей к негативной реакции ребенка на дошкольное учреждение. Родители бывают напуганы плаксивостью ребенка, растеряны, ведь дома он охотно соглашался идти в детский сад. Надо помнить, что для малыша – это первый опыт, он не смог заранее представить себе полную картину, что плаксивость – нормальное состояние дошкольника в период адаптации к детскому саду. При терпеливом отношении взрослых она может пройти сама собой.
Обвинение и наказание ребенка за слезы. Это не выход из ситуации. От старших требуется только терпение и помощь. Все, что нужно малышу – это адаптация к новым условиям.
ТАКЖЕ ПРОВОДИТСЯ РАБОТА С ПСИХОЛОГОМ
Для сглаживания адаптационного периода педагог-психолог ежедневно посещает группу и использует с детьми в специальные коммуникативные игры, Адаптация ребенка контролируется с помощью "Листа адаптации" где отмечаются в контрольные дни эмоциональное состояние ребенка, аппетит, сон, взаимоотношения с взрослыми и сверстниками, вид наиболее предпочитаемой деятельности.
Адаптационный лист ребенка при поступление в детское учреждения.
Фамилия имя ребенка _________________________
Дата рождения______________
Дата поступления в ДОУ_________
Условные обозначение: ХОРОШО ;ПЛОХО; НЕУСТОЙЧИВО
ВЫВОДЫ:___________________________________________________________________________
Одним из условий по организации адаптации детей является работа с родителями.
Задачи по работе с родителями на период адаптации:
- Повышать педагогическую и психологическую компетентность молодых родителей.
- Удовлетворять индивидуальные запросы родителей по вопросам воспитания и образования, сотрудничества со своим ребенком, возрастных особенностей развития, методов педагогического воздействия и оздоровления ребенка в условиях семьи.
- Включать родителей в единое образовательное пространство детского сада.
Для более результативной работы был составлен перспективный план работы с родителями на адаптационный период
Родительское собрание :
-знакомство родителей и детей с друг другом, с педагогическим коллективом детского сада.
Презентация детского сада (группы):
-формирование положительного имиджа детского сада в сознание родителей;
-формирование доброжелательного отношения родителей к детскому саду.
Анкетирования «Давайте познакомимся»:
-получения и анализ первичной информации о ребенке и его семье;
-информация родителей на темы: режим дня, одежда по сезону, и для группы, метки на одежды и обуви;
-гигиенические требования к одежде;
-формирование КНГ;
-снижение негативных эмоциональных реакций родителей и детей.
Консультация «Первый раз в детский сад»
-консультирование родителей об особенностях поведения ребенка во время адаптации к детскому саду.
Результаты и выводы.
Период адаптации условно разделяют на три степени:
1 степень - период адаптации к детскому дошкольному учреждению дети проявляют тревогу, беспокойство. Требуют к себе постоянного внимания со стороны воспитателя, не замечают сверстников. Тяжелый уровень адаптации (от 2 до 6 месяцев).
2 степень - дети этого уровня характеризуются привыканием к детскому саду, адекватным поведением: наблюдают за действиями взрослых и сверстников, сначала плачут, вспоминают родителей после их ухода, а в течение дня играют со сверстниками, общаются с взрослыми. Средний уровень адаптации (20-40 дней).
3 степень - при ознакомлении с окружающим легко включается в предметную, самостоятельную деятельность или игру. В игре могут играть как самостоятельно, так и со сверстниками. Быстро устанавливают контакт со сверстниками и взрослыми. Легкий уровень адаптации (10-15 дней).
Адаптационный период считается законченным, если ребенок с аппетитом ест, быстро засыпает и просыпается в бодром настроении, играет со сверстниками. Длительность адаптации зависит от уровня развития ребенка.
Анализ результатов по адаптации детей к ДОУ показал, что дети адаптируются со средней и легкой степени . Проводя анализ результатов, можно заключить, что проделанная мной работа является успешной, так как наблюдается значительное улучшение показателей эмоционального благополучия детей, а созданные условия – благополучными.
Следует отметить, что целенаправленная подготовка родителей и воспитателей дает свои положительные результаты и облегчает привыкание ребенка к новым условиям.