Опубликовано: 09.04.2018 г.
Автор: Дикушина Наталья Андреевна, педагог-организатор
МБУ ДО ЦДТ «Спектр» п/к «Пламя» город Самара
Преимущества ума очевидны всем. Но о его усилении с помощью особого вида интеллекта — эмоционального, известно меньше. И это притом, что уже с 2016 года в целом ряде российских школ началась апробация методик развития эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект – это способность идентифицировать, использовать, понимать эмоции и управлять ими.
7 декабря 2016года в МГУ имени М.В. Ломоносова прошёл III конгресс «Инновационная практика: наука плюс бизнес», организаторами которого выступили МГУ и компания «Иннопрактика». Глава Сбербанка Герман Греф на нём заявил, что эмоциональный интеллект необходимо развивать уже в школе.
«В мире много хороших примеров — такие страны, как Дания или Финляндия. Они ввели в программу "Эмоциональный интеллект" как обязательный предмет изучения во всех классах, по два часа в неделю», — сказал он.
По его словам, несколько институтов работают над тем, чтобы создать приемлемую методику и для преподавателей – россиян. «Преподавать дисциплину должны учителя, которые сами обладают нужными навыками. Эта методика должна использоваться и в школах», — добавил Греф.
В МГПУ прошёл международный семинар по проблемам эмоционального интеллекта и его роли в образовательном процессе «Подход SAT как один из элементов образования будущего».
Один из стандартов ФГОС для начальной школы предполагает реализацию в образовательном учреждении как урочной, так и внеурочной деятельности. Внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (спортивно-оздоровительное, духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное). Во внеурочную деятельность могут входить: выполнение домашних заданий (начиная со второго полугодия), индивидуальные занятия учителя с детьми, требующими психолого-педагогической и коррекционной поддержки (в том числе – индивидуальные занятия по постановке устной речи, почерка и письменной речи и т.д.), индивидуальные и групповые консультации (в том числе – дистанционные) для детей различных категорий, экскурсии, кружки, секции, круглые столы, конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, соревнования, поисковые и научные исследования и т.д.
По ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" глава 10 статья 75: Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени. Дополнительное образование детей обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. Дополнительные общеобразовательные программы для детей должны учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей.
В современном информационно загруженном мире для ребёнка с раннего детства становятся доступны различные гаджеты. Зачастую социальные сети, мессенджеры, компьютерные игры замещают детям живое общение. Как следствие снижается и эмоциональный интеллект. В дальнейшем маленькому человеку становиться сложнее выражать собственные эмоции и оценивать чужие, общаться со взрослыми и сверстниками. Ребёнок становится не общительным и социально замкнутым.
Исследователи эмоционального интеллекта сходятся в следующем: он, безусловно, необходим ребёнку и подростку для успешной интеграции в социум, взрослому — для эффективного взаимодействия с окружающими во всех сферах жизни. Представляется, что в настоящее время изучение и развитие эмоционального интеллекта стало таким популярным именно потому, что в современном мире самореализация человека невозможна без успешного взаимодействия с другими людьми — важную роль играет понимание собственного эмоционального состояния и эмоционального состояния другого, а также умение управлять эмоциями.
Через знакомство и приобщение детей младшего школьного возраста к театральному творчеству обеспечивается оптимальное совершенствование процесса развития и тренировки эмоционального интеллекта, внимания, памяти, мышления, воображения, фантазии, выразительности речи и движений.
Противоречие между необходимостью осуществления системной целенаправленной работы по развитию эмоционального интеллекта младших школьников и отсутствием выверенных методических рекомендаций и достоверного опыта определяет сущность проблемы исследования.
Стремление разрешить вышеназванное противоречие обусловило выбор темы исследования: «Развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста на занятиях театральной студии в организации дополнительного образования детей».
Цель исследования: конкретизировать педагогические условия, методы и приемы профессиональной деятельности педагога, способствующие развитию эмоционального интеллекта на занятиях театральной студии в организации дополнительного образования детей.
Объект исследования: развитие эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста на занятиях театральной студии в организации дополнительного образования детей.
Предмет исследования: педагогические условия, методы и приемы профессиональной деятельности педагога.
Методы исследования: анализ педагогической и методической литературы; включенное педагогическое наблюдение, интевьюирование, анкетирование, сопоставительный анализ сформированности показателей эмоционального интеллекта.
Теоретическая и практическая значимость работы состоит в конкретизации педагогических условий и практической проверке эффективности выделенных методов и приемов профессиональной деятельности педагога, способствующих развитию эмоционального интеллекта детей младшего школьного возраста на занятиях театральной студии в организации дополнительного образования детей.
Глава 1. Теоретические основы проблемы развития эмоционального интеллекта младших школьников.
Психолого-педагогические аспекты проблемы развития эмоционального интеллекта. Понятие «эмоциональный интеллект» является многозначным и недостаточно определенным как в современной психологии, так и в педагогике. Например, под эмоциональным интеллектом Д.В. Люсин понимает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать знания о них для построения эффективного коммуникативного процесса.
И.Н. Андреева считает, что эмоциональный интеллект является способностью отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.
Говоря об эмоциональном интеллекте, представляется важным определять условия его формирования и развития. Проблема условий формирования и развития эмоционального интеллекта в детском возрасте изучена такими исследователями как Ю.Б. Гиппенрейтер, О.А. Путилова, Л.М. Новикова, М.А. Нгуен, Д.В. Рыжов и др. Исследователи сходятся во мнении, что развитие эмоционального интеллекта весьма затруднительно без организации специальных условий.
Таким образом, обзорный анализ современного состояния проблемы формирования эмоционального интеллекта позволяет выдвинуть психолого-педагогические аспекты формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста.
Главное условие развития эмоционального интеллекта в младшем школьном возрасте это усовершенствование процесса организации восприятия и оценки детьми окружающей действительности. Для этого необходимо решать такие взаимосвязанные задачи, как формирование способности различать базовые эмоции (радость, гнев, печаль, страдание и т.д.) и эмоциональные состояния по их внешнему проявлению (через мимику, жесты, позу, интонацию), уметь управлять эмоциями и чувствами.
Таблица №1 «Основные составляющие эмоционального интеллекта и педагогические средства для их развития.»
Эмоциональный интеллект. |
Педагогические средства развития. |
Оценка и выражение эмоций. |
Упражнения для развития наблюдательности и внимания, комплекс упражнений и заданий на умение выражать различные эмоции. |
Регуляция эмоций. |
Комплекс упражнений на интенсивность эмоций. |
Использование эмоций. |
Постановка спектаклей, этюдов, художественное чтение. |
Выделение психолого-педагогических аспектов формирования эмоционального интеллекта у детей младшего школьного возраста не исчерпывает решения данной проблемы. Представляется необходимым разработка системы занятий в театральной студии с целью конкретизировать педагогические условия, методы и приемы профессиональной деятельности педагога, способствующие развитию эмоционального интеллекта на занятиях театральной студии в организации дополнительного образования детей.
Особенности развития эмоционального интеллекта на занятиях театральной студии.
Самый короткий путь изучить, научиться понимать и управлять собственным эмоциональным состоянием, снять зажатость, обучить чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность. Являясь наиболее распространенным видом детского творчества, именно драматизация, «основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко, действенно и непосредственно связывает художественное творчество с личными переживаниями» (Л.С. Выготский). Конечно, в школе тоже используются приемы театрализованных игр во время многих занятий. Но в силу педагогической установки школа ориентирована в первую очередь на развитие мышления. Поэтому обучать умению управлять собственным эмоциональным состоянием и понимать эмоциональное состояние другого человека, целесообразнее и эффективнее всего в условиях театральной студии в организации дополнительного образования.
Глава 2. Практическая работа по развитию эмоционального интеллекта на занятиях театральной студии.
Разработка комплекса педагогических средств развития эмоционального интеллекта на занятиях театральной студии МБУ ДО ЦДТ «Спектр» п\к «Пламя».
Театральная деятельность – благодатная почва для развития эмоционального интеллекта детей. На начальном этапе обучения педагог определяет психотипы детей их степень эмоциональной раскрепощенности с использованием тестов и наблюдений. Далее занятие с использованием данных о полученных наблюдениях за детьми. В самом начале занятия педагог здоровается с детьми, сообщает, что он рад всех видеть на своем занятии. Проводится артикуляционная разминка состоящая из мимических упражнений, скороговорок и чистоговорок. Затем обязательно применяется упражнение на модуляцию громкости голоса, на устойчивость дыхания во время движения. Проверяется домашнее задание. После этого проводим упражнения на различие и использование эмоций, на умение выражать эмоцию только одним определенным способом: мимикой, жестами, голосом. Далее следует театральная разминка, затем задание на самостоятельную постановку небольших этюдов по заданной педагогом тематике. После этого необходимо провести беседу с детьми, для закрепления полученных и примененных на занятии знаниях и с целью выявить педагогу степень усвоения темы занятия. Важно каждое занятие задавать обучающимся небольшое домашнее задание по пройденному материалу.
Согласно таблице № 1 в течении учебного года на занятиях по актерскому мастерству в МБУ До ЦДТ «Спектр» п/к «Пламя» систематически применяются следующие педагогические средства:
Оценка и выражение эмоций.
- «Стих с подхватом» - упражнение на внимание и чувство партнерства. Выполняется коллективно в начале занятия.
- «Снежный ком» - упражнение на внимание, память и создание дружеской атмосферы. Выполняется в начале занятия коллективно с участием педагога.
- «Угадай настроение» - В самом начале учебного года данное упражнение выполняется педагогом, как ведущим, дети угадывают. Затем сами становятся и ведущими и угадывающими. Упражнение желательно проводить ближе к концу занятия. Выполняется индивидуально, либо небольшими группами.
- «Эмоциональное тело» - Упражнение на умение выражать заданную эмоцию при помощи тела (жесты). Проводятся в середине занятия. Выполняется индивидуально.
- «Эмоциональное лицо» - Упражнение на умение выражать заданную эмоцию при помощи лица (мимика). Проводятся в середине занятия. Выполняется индивидуально
- «Эмоциональный голос» - Упражнение на умение выражать заданную эмоцию при помощи голоса (интонация). Проводятся в середине занятия. Выполняется индивидуально.
- «Обморок» - упражнение на чувство партнерства. Упражнение проводится в начале занятия, после приветствия и артикуляционного разогрева. Выполняется в парах.
- «Эмоциональные карточки» - Наглядное изучение видов эмоционального состояния при помощи печатных материалов. Выполняется коллективно. В начале занятия после разминки и приветствия. Вместо печатных материалов может выступать сам педагог.
- «Нарисуй лицо» - Графическое задание с заготовкой из формы пустого лица, на котором нужно изобразить заданную эмоцию. Данное задание задается в качестве домашнего задания. Выполняется индивидуально.
- «Одна такая разная сказка» - упражнение на умение применять одну конкретно выбранную эмоцию на протяжении одного этюда. Задание выполняется ближе к концу занятия. Выполняется небольшими группами.
Регуляция эмоций.
- «Эмоциональная лестница» - упражнение на развитие управления интенсивностью эмоций. Выполняется коллективно. В начале занятия. Данное упражнение можно комбинировать с упражнениями № 2, 3 4 из раздела «Оценка и выражение эмоций».
- «Звуковая лестница» - упражнение на развитие умения модулирования громкости голоса. Выполняется коллективно. В начале занятия. Входит в комплекс упражнений голосовой разминки.
Использование эмоций.
- Постановка этюдов с заданной темой. Упражнение может выполняться как коллективно, так и индивидуально. Проводится в конце занятия. Может задаваться в качестве домашнего задания.
- Постановка этюдов со свободной темой. Упражнение может выполняться как коллективно, так и индивидуально. Проводится в конце занятия. Может задаваться в качестве домашнего задания.
- Постановка спектакля. Выполняется коллективно. В конце учебного года.
Сравнительный анализ результатов практической работы
При помощи регулярного и правильного применения приведенных выше педагогических средств в оптимальных условиях, в течении учебного года, на занятиях театральной студии «Браво» в МБУ ДО ЦДТ «Спектр» п/к «Пламя» , основные составляющие эмоционального интеллекта ребят, такие как: оценка и выражение эмоций, регуляция эмоций, умение применять эмоции – должны получить значительное развитие по сравнению с первоначальными показателями по данным составляющим.
Заключение.
В результате внедрения данного комплекса педагогических средств развития эмоционального интеллекта на занятиях театральной студии в организации дополнительного образования, будет достигнута поставленная задача.
Если наши обучающиеся научатся понимать и применять на практике, приобретенные при помощи вышеперечисленных упражнений знания, они получат в свое распоряжение мощный инструмент, нужный для успешного взаимодействия в социуме развитый "эмоциональный интеллект".
Прогнозируя последействия внедрения данной модели, предполагается, что обучающиеся станут более общительными, эмоционально грамотными, коммуникабельными и успешными, за счет тренировки и развития различных составляющих эмоционального интеллекта, что позволит им быть более успешными и разносторонне развитыми.