Опубликовано: 10.04.2018 г.
Автор: Волошина Ирина Николаевна
Воспитатель первой кв. категории
МБДОУ «Детский сад «Тополек»» г. Фокино
"Рука - это инструмент всех инструментов", - сказал еще Аристотель.
"Рука - это своего рода внешний мозг!" - писал Кант.
Одним из показателей полноценного развития ребенка является уровень развития мелкой моторики. Учеными доказано, что развитие руки (мелкая моторика и координация движений пальцев рук) находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Движения пальцев и кистей рук имеют особое развивающее воздействие.
Мелкая моторика — это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног.
Таким образом, проблема формирования мелкой моторики рук в подготовке детей к школе является социальной потребностью общества, и углубленная работа в этом направлении считаю, своевременна и актуальна.
Поэтому я решила заняться этой проблемой вплотную, ведь умение выполнять мелкие движения с предметами развивается именно в дошкольном возрасте.
К области мелкой моторики относится большое количество разнообразных движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Весь процесс моей работы (развитие мелкой моторики) представляет собой единую систему, которая постепенно усложняется, и при этом раскрываются многообразные связи предметной практической деятельности детей, его культуры, а также мир природы, окружающей среды. На занятиях у детей появляется возможность сосредоточить внимание, совершенствовать практические навыки.
В своей работе я использую такие игры и приемы, как выкладывание из счетных палочек, спичек, игры с крупой, пальчиковые игры, графические диктанты, штриховки, игры с бумагой, различные виды мозаик и конструкторов, игры с прищепками, массажными мячами, песочные игры.
Каждый ребёнок любит рисовать, лепить или заниматься аппликацией. Такие упражнения являются обязательными: они помогают развитию мелкой моторики и творческих способностей.
Также занимаемся с детьми изготовлением поделок из природного материала, пуговиц, цветных лоскутов ткани и прочего.
Детей привлекает возможность делать поделки из бумаги, которые можно использовать в играх, инсценировках - это оригами.
Изготовление поделок из бумаги, вырезание ножницами, сминание, разрывание и надрывание, скручивание и другие виды бумажной пластики способствуют формированию координации движений кистей рук и пальчиков.
По результатам таких работ можно оценить, насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков дошкольника.
Работа с пластилином – занятие не только интересное, но и чрезвычайно полезное для детей дошкольного возраста на подготовительном этапе к обучению в школе.
Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д.
В процессе рисования у детей развиваются: представления, творчество, углубляется эмоциональное отношение к действительности, формируются элементарные графические умения, столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма.
Рисуя, дети учатся правильно обращаться с графическим материалом и осваивают различную изобразительную технику, у них развивается мелкая мускулатура руки.
В старшей и подготовительной группе, кроме пальчиковой гимнастики, я использовала графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Выбор конкретных методов развития у ребенка мелкой моторики рук зависит от возраста ребенка и его склонности к тому или иному виду деятельности.
В группе была создана необходимая предметно-развивающая среда, способствующая развитию мелкой моторики. Приобретены игры и пособия для развития мелкой моторики, большинство из которых были сделаны самостоятельно и с помощью родителей.
Весь наглядный материал и дидактические игры, сделанный мною, имеют привлекательный внешний вид: приятная фактура, четкая форма и яркий насыщенный цвет дидактических игр и пособий доставляют детям радость, вызывают желание играть ими, способствуют накоплению сенсорных отношений. (Дидактическое пособие «Домик-ширма», Дидактическое пособие «Книжка-подушка»; Дидактические пособия «В гости к сказке», «Дидактический столик», «Речевой серпантин» и др.)
Для развития мелкой моторики и интеллектуальных способностей в развивающей среде имеется универсальный дидактический материал кубики Никитина, игры Воскобовича: «Геоконт», «Двойной квадрат», «Счетовозик» и др.)
Разные виды игр и упражнений, используемые мною в работе, способствуют развитию мелкой моторики, координации движений пальцев рук, мыслительных процессов и овладению навыками учебной деятельности.
Я считаю, что работу в этом направлении следует продолжать, развивать не только мелкую моторику рук и речь, но и все познавательные процессы, чтобы при выпуске детей из детского сада можно было с уверенностью сказать, что мы выпустили полноценных обществу людей.