Опубликовано: 11.04.2018 г.
Автор: Озорнина Ирина Анатольевна, воспитатель
г.Красноуфимск Свердловская обл. МАДОУ детский сад 15
Аннотация: в тезисах представлен опыт работы с детьми в условиях реализации ФГОС ДО, образовательная область речевое развитие детей.
Для всех дошкольных образовательных учреждений стал актуален федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). Стандарт дошкольного образования ориентирует нас на формирование личности ребёнка через познавательную активность, творчество детей, системно-деятельностный подход. Сегодня совместная деятельность ребёнка и педагога - это не готовый конспект, а поиск совместного взаимодействия и творчества, при котором дети учатся самостоятельно находить, планировать, анализировать, делать выводы, приобретать новые знания.
Поэтому так важны поиск и введение воспитателем в практику новых форм работы с дошкольниками. В связи с этим, я решила использовать технологии ЛЭПБУК для развития связной речи детей дошкольного возраста, а именно при изучении лексических тем.
"Лэпбук" (lapbook) - в дословном переводе с английского значит "наколенная книга" (lap - колени, book - книга).
Или по-другому, книжка-раскладушка, с кармашками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую чаще всего, помещены материалы на одну тему.
Создавать лепбук совместно с детьми, это хороший способ закрепить определённую тему, провести исследовательскую работу, в процессе которой, ребёнок участвует в поиске, анализе и сбору и сортировке информации.
В ходе работы с лэпбуком, воспитанники получают новые знания по теме, расширяют и обогащают активный и пассивный словарный запас, расширяется запас знаний и представлений об окружающем мире. Содержание лэпбуков по развитию речи детей разнообразное:
- Игры и упражнения на развития грамматического строя речи;
- Картины и серии сюжетных картинок для пересказа, для составления рассказа по сюжетной картине, творческого рассказа;
- Загадки, пословицы, поговорки, потешки, артикуляционные упражнения, игры по теме для автоматизации правильного звукопроизношения.
Эффективно использовать лэпбук можно с целой группой, подгрупповой, так и индивидуально.
Лэпбук создаём в течение недели вместе с детьми по ходу реализации лексической темы. Лексические темы в нашем детском саду определены примерной общеобразовательной программой дошкольного образовательного учреждения, и основной образовательной программой «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.
Перед началом создания лэпбука я подвожу детей к теме, с которой хочу их познакомить, используя словесную игру, беседу или проблемный вопрос. После определения темы, совместно с детьми составляем примерный план. Чтобы заполнить лепбук, дети выполняют определённые задания, способствующие развитию речи: разгадываем и загадываем загадки, учим стихотворения, читаем сказки, слушаем рассказы. Просматриваем мультфильмы. Играем в дидактические, словесные, настольные игры. Подбираем картинки и раскраски. Рисуем рисунки самостоятельно. И всю неделю готовим и подбираем материалы по изучаемой теме, и заполняем кармашки лепбука. Продуманные и подобранные материалы должны отражать основные элементы темы, так как лэпбук это не просто игрушка, а готовый продукт, развивающее пособие.
В образовательной области «Речевое развитие», я использую лепбуки при развития связной речи детей старшего дошкольного возраста по лексическим темам - «Времена года: Весна. Зима. Лето. Осень», «Домашние животные», «Дикие животные», «Насекомые», «Птицы» и др.. Это помогает детям при составление описательных и творческих рассказов, пересказов. Игры и задания, представленные в лэпбуке, позволяют усвоить и систематизировать знания и представления дошкольников об изучаемой лексической теме, способствуют активизации словаря. Развивает познавательный интерес и творческое мышление.
Таким образом, лэпбук - это средство индивидуализации дошкольного образования, взаимосотрудничество детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах продуктивной деятельности.
Список литературы:
(г. Пермь, апрель 2015 г.).