Опубликовано: 16.04.2018 г.
Автор: Офицерова Лидия Андреевна,
Воспитатель высший категории,
МБДОУ «Детский сад № 194» г.о. Самара
Цель: Развивать познавательную активность через расширение представлений о космическом пространстве.
Задачи:
• закреплять знания детей о дне Космонавтики и первопроходцами, покорившими воздушное пространство;
• закрепить у детей понятие «космос»;
• расширить знания детей о строении солнечной системы;
• формировать коммуникативные качества через работу в группах;
• способствовать развитию двигательных возможностей детей;
• содействовать активизации речевой и познавательной деятельности;
• воспитывать у детей уважение к труду людей, работа которых связана с освоением космоса, чувства патриотизма, гордости за свою страну;
• доставить детям радость, поднять настроение.
Предварительная работа:
1. рассматривание иллюстраций о космосе;
2. беседы: «Наша солнечная система», «Как человек космос покорил»
знакомство с картой Солнечной системы;
3. конструирование космических кораблей из различных конструкторов по представлению, чертежу, образцу;
4. наблюдение за солнцем на прогулке;
5. разучивание физминутка «Планеты солнечной системы»;
6. игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются».
Оборудование и материалы: карточки с вопросами и загадками, воздушные шары на каждого участника, 2 ракетки для бадминтона, мусор – бумага в виде комочков разной формы, 2 корзинки, 2 совка, 2 ведёрка, 8 гимнастических палок, ; обруча, 6 стоек , 2 кольцеброса, 2 набора кристаллов, 5 солнышек, эмблемы красного, зелёного, желтого, синего цвета по 6 штук, макеты планет.
Ход мероприятия
Под песню «На пыльных тропинках далеких планет» (сл. В. Войнович, муз. О. Фельцман) в зал входят дети и встают полукругом.
Воспитатель: Ребята, вы наверно знаете, что каждый год 12 апреля наша страна и весь мир отмечает День Космонавтики.
12 апреля 1961 года планету потрясла неожиданная весть: «Человек в космосе! Русский! ». Солнечным утром мощная ракета вывела на орбиту космический корабль «Восток» с первым человеком на борту. Это был Юрий Алексеевич Гагарин. Больше часа 108 минут (1 час 48 минут) длился первый полёт. За это время корабль облетел весь Земной шар и опустился на землю. Гагарин вернулся на землю живым и здоровым.
В безоблачный ясный вечер все небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими сверкающими точками, потому что находятся очень далеко от земли. На самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары. Самая близкая к Земле звезда - Солнце. Солнце считают центром Солнечной системы, частью которой является и Земля.
Солнце состоит из раскаленных газов. Его температура 15 млн. градусов. А от Земли до Солнца 150 млн. километров.
- Но Солнце освещает Землю днем, а ночью что появляется? (Луна)
Вокруг Солнца движутся девять больших планет, каждая планета движется по своему пути - орбите.
И сегодня я приглашаю вас совершить небольшое путешествие по планетам Солнечной системы. Вы согласны? На чём же мы отправимся в путешествие?
Дети: На корабле.
Воспитатель: Космонавт должен быть умным, сильным, выносливым, здоровым. Ракетой управлять трудно, там много разных приборов, дорогу в космосе надо находить по звездам. Для этого надо тренироваться, заниматься спортом. Я предлагаю вам потренироваться перед полетом.
Музыкальная игра «Все вокруг стараются, спортом занимаются»
(Дети выполняют движения под песню «Все вокруг стараются, спортом занимаются» ( слова В.Викторова, муз.Е.Туманян)
Воспитатель: Для полёта в космос нам не подойдет обычная одежда, нам нужен – скафандр.
Дети одевают скафандры, которые подготовили дома с родителями.
Дети:
Мы пойдём на космодром, (Шагают.)
Дружно в ногу мы идём,
Ждёт нас быстрая ракета (Руки над головой, продолжают шагать.)
Для полёта на планету.
Отправляемся на Марс (Руки в сторону.)
Звёзды неба, ждите нас.
Чтобы сильным стать и ловким
Начинаем тренировку: (остановиться и выполнять движения по тексту)
Руки вверх, руки вниз,
Вправо- влево наклонись,
Головою покрути
И лопатки разведи.
Вправо шаг и влево шаг,
А теперь прыжком вот так.
Вот и космодром ребята.
И ракета тут стоит.
В небо с нами полетит.
Быстро все в неё садимся
Отправляемся в полёт
Воспитатель: У нас есть ракета, скафандры, вы потренировались, теперь можем отправиться в полёт.
Собрались в ракете мы.
Я — твой друг, и ты — мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся! (Дети улыбаются.)
В космос вместе полетим.
Воспитатель: Все готовы к полету? Тогда – в путь! А бортовой компьютер поможет нам в нашем путешествии.
Давайте произведем обратный отсчет: 10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Полетели!
Звучит музыка «Пуск ракеты»
Воспитатель:
В небе звезды ярко светят
И ракету нашу ждут.
В космос мы сейчас проложим
Наш космический маршрут.
Ребята, а знаете какая планета самая горячая и почему?
Дети: Меркурий, т.к. это ближайшая планета к Солнцу.
Воспитатель: Если бы вы жили на Меркурии, вам было бы уже не 6 земных лет, а 24меркурианских года! Мы пролетаем планету Меркурий. На эту планету мы выходить не будем, а то сгорим. Как вы думаете почему?
Дети: Она самая горячая.
Воспитатель: Планета Меркурий приготовила вопросы. Вопросы не логические, но вполне космические. Готовы?
Дети: Готовы.
Воспитатель:
1. Какой формы наша планета? (Земля круглая в форме шара) .
2. Назовите летательные аппараты, которые придумали люди. (Воздушный шар, дирижабль, самолет, вертолет, ракета, спутник, космическая станция) .
3. Назовите клички собак, летавших в космос (Лайка, Белка, Стрелка) .
4. Назовите первого космонавта. (Ю. А. Гагарин)
5. Назовите, первую женщину космонавта, полетевшую в космос. (В. Терешкова) .
6. Самая большая и горячая звезда во Вселенной? — Солнце.
Бортовой компьютер сообщил, что на нашем пути появилась планета, поверхность которой постоянно скрыта от нас облаками. Что это за планета?
Венера - самая красивая и яркая планета на утреннем и ночном небе. Она окутана облаками, потому что с её поверхности постоянно испаряется вода, ведь температура воздуха в 8 раз выше самой высокой температуры на Земле и достигает 400 градусов. Выходить на эту планету не будем она тоже очень горячая. Но планета приготовила космические загадки.
«Космические загадки»:
1. Есть специальная труба,
В ней Вселенная видна,
Видят звезд калейдоскоп
Астрономы в … (телескоп)
2. Сверкая огромным хвостом в темноте
Несется среди ярких звезд в пустоте,
Она не звезда, не планета,
Загадка Вселенной — … (комета)
3. Освещает ночью путь,
Звездам не дает заснуть,
Пусть все спят, ей не до сна,
В небе не заснет … (Луна)
4. Специальный космический есть аппарат,
Сигналы на Землю он шлет всем подряд
И как одинокий путник
Летит по орбите … (спутник)
Воспитатель: Внимание! Внимание! За бортом Земля, а рядом с ней Луна.
Луна – это спутник Земли, он меньше Солнца и Земли. Люди всегда любили наблюдать за Луной. Ее поверхность можно наблюдать в бинокль. Там есть протяженные пятна, которые назвали морями, есть горы и лунные хребты. Видны кратеры и впадины, которые получили имена великих ученых Земли. Но на Луне нет ни воды, ни воздуха. Днем там очень жарко, а ночью холодно. А светиться Луна потому, что освещается Солнцем. Луна бывает круглой и изогнутым месяцем.
- Почему так?
- Потому, что мы видим лишь ту часть Луны, на которую попадают солнечные лучи.
Луну исследовали всегда. Но самые верные сведения получили о ней, когда на Луну отправили аппарат «Луноход» «Луноходы» фотографировали поверхность, брали образцы грунта, изучали его состав.
А потом на Луну высадились Американские астронавты, которые прилетели на космическом корабле «Апполон» Всего на Луне побывало 12 человек – астронавтов. Приготовились к высадке. Выходим в открытый космос на Луне.
То худеет, то полнеет,
Светит с неба, но не греет,
И на Землю лишь одной
Вечно смотрит стороной.
Эстафета «Невесомость»
Дети делятся на две команды. Перед эстафетой игроки каждой команды получают воздушный шарик. Его нужно провести от старта до финиша, придавая шарику, ускорение одной рукой и стараясь, чтобы он не коснулся пола. Выигрывает та команда, игроки которой закончили эстафету первыми. (Дети возвращаются на корабль)
Воспитатель: Внимание! Внимание! На горизонте появилась красная звезда.
Что же это может быть?
Дети: Это Марс! Красный цвет – это цвет марсианских пустынь.
Воспитатель: Ребята, давайте совершим посадку на Марс? Год на Марсе вдвое длиннее земного. Значит, на Марсе вам было бы всего три года!
Как здесь холодно!
Над планетой красной кружат
Каменюки Страх и Ужас.
Нет горы нигде на свете
Выше, чем на той планете.
Не мешало бы прибраться –
Тут осколки от планеты,
А вот веника-то нету.
Эстафета «Уборка планеты Марс»
2 команды
В руках у участников каждой команды ракетки, мусор разбросан на полу. По команде дети должны ракеткой собрать мусор на полу, провести его и положить в корзину, вернуться назад, передать ракетку другому игроку.
Под музыку дети собирают мусор.
(Дети возвращаются на корабль)
Воспитатель: Продолжаем наш полет! Посмотрите в иллюминатор, мы пролетаем самую большую планету.
Юпитер - пятая от солнца и самая большая планета в Солнечной системе. Его масса в 2 раза больше, чем масса других планет, вместе взятых. Сутки на планете длятся не 24 часа, а всего 10 часов. На планете нет твёрдой поверхности, она состоит из ядовитых газов. На ней нет твердой поверхности, вместо нее – огромный океан, но в нем плещется не вода, а жидкое вещество, напоминающее горячий кисель, поэтому на Юпитер никогда не сможет ступить нога человека. На Юпитере часто бушуют грозы с многочисленными молниями.
Великан-тяжеловес
Мечет молнии с небес,
Полосат он, словно кошка,
Жаль худеет понемножку.
Ребята, раз мы уже прилетели на эту планету давайте возьмём пробы грунта. Только будьте осторожны. Поверхность очень горячая и жидкая.
Эстафета «Пробы грунта».
Из одного обруча в другой по узкой дорожке, выложенной гимнастическими палками, нужно перенести надутые шарики с помощью совка и детского ведёрка.
Воспитатель: Ребята, наш бортовой компьютер какие-то загадки загадывает: «Что за планета крутит вокруг себя обруч?»
Воспитатель: Сатурн – шестая планета от Солнца. Это еще и самая удивительная планета из-за красивых колец, которыми она окружена. У каждой планеты есть что-то свое
Что ярче всего отличает ее
Сатурн непременно узнаешь в «лицо»
Его окружает большое кольцо.
Эстафета «Кольца Сатурна»
2команды
По команде дети запрыгивают в обруч, переворачивают его, запрыгивают снова до стойки, бегом возвращаются обратно, передают эстафету.
(Дети возвращаются на корабль)
Воспитатель: Планета Уран - это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Эстафета «Собери кольца планеты Уран»
2 команды.
Дети подлезают под дуги до ориентира , берут кольцо и бросают на стойку кольцеброс, возвращаются обратно, передают эстафету.
Воспитатель: Нептун – восьмая планета от солнца, на ней всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
Эстафета "Ледяной кристалл"
Дети делятся на 2 команды
На полу раскладывают синие, желтые, зелёные, белые и красные кристаллы. Детям завязывают один глаз. Нужно собрать по одному кристаллу только своего цвета. Команды имеют право кричать "Бери!", "Не бери!".
(Дети возвращаются на корабль)
Воспитатель: Плутон - это самая удалённая от Солнца планета, планета-карлик, меньше Луны. Почти всё время планета находится в замёрзшем состоянии. Потому, что Плутон состоит из камней и льда.
Нужно пять часов, чтоб свету
Долететь до той планеты,
И поэтому она
В телескопы не видна.
Эстафета «Лучики для планеты Плутон»
Дети встают около обруча лучиками правым боком к обручу по своим цветам. У крайнего игрока в руках солнышко, по сигналу игроки с солнышком в руках бегут по кругу в одном направлении к своему лучику. Передают солнышко следующему игроку и встают на своё место. Последний игрок кладёт солнышко в обруч, согрели планету Плутон.
(Дети возвращаются на корабль)
Воспитатель:
Ребята наше путешествие подходит к концу, мы побывали на всех планетах солнечной системы.
Все ребята — молодцы, постарались от души!
Любой космонавт должен знать, что такое космос. Слово «космос» пришло к нам от древних греков. У них это слово обозначало «мир». Космос – то же самое, что и Вселенная. Это пространство, которое мы видим вокруг нашей Земли, со всеми находящимися в нем небесными телами, разными частицами и излучением. Стройная система планет, которая вращается вокруг Солнца, хвостатые кометы, метеориты — все это космос. В космосе встречаются разные неопознанные летающие объекты.
Ребята, нам пора возвращаться на землю. Заняли места, пристегнули ремни. Поехали.
Музыка «Гимн Земле»
Вот и наша Земля!
Вот и наши поля!
Здравствуйте, моря соленые!
Здравствуйте, луга зеленые!
Мы с полета возвратились
И на Землю приземлились!
Идет веселый наш отряд!
И каждый встрече с нами рад!
(Звучит песня «Трава у дома», исп. группа «Земляне»)
Воспитатель: Как хорошо вернуться на родную планету. Посмотрите ребята здесь какая-то посылка и письмо.
Воспитатель открывает письмо и читает.
Спасибо вам ребята, что вы побывали в космосе на наших планетах и выполнили все задания, за это вам посылаем космическое угощение.
Воспитатель открывает посылку и достаёт космическое угощение.
«Космические червячки»