П Опубликовано: 26.04.2018 г.
Автор: Ахсанова Гулнара Назировна,
преподаватель по кл. фортепиано, концертмейстер
МБУДО «ДШИ г.Нурлат»
Поступление ребёнка в музыкальную школу-это новый этап его жизни. Наиболее трудным для него является период адаптации в школе. Родителям надо быть готовым к тому, что период адаптации может затянуться на несколько месяцев. В это время ребёнку нужна помощь и в первую очередь он нуждается в поддержке родителей.
Главная забота в период адаптации - поддерживание и развитие стремления учиться, узнавать новое. Участие и интерес родителей положительно скажутся на развитии способностей ребёнка. И эти способности также можно будет ненавязчиво направлять и укреплять в дальнейшем. Не нужно сравнивать ребёнка с другими учениками в музыкальной школе. Уважайте индивидуальность своего ребёнка, любите и принимайте его таким, какой он есть. Лучше сравнивайте собственные успехи.
Нужно с понимание относиться к тому, что у ребёнка что-то не получается, даже если это кажется элементарным. Естественно ребенок не сможет сразу научиться играть как профессиональный музыкант. Высказывание типа: « Ну сколько раз тебе повторять? Когда же ты наконец научишься?» и т.п.- кроме раздражения ничего не принесут. Лучше подбадривать, поддерживать ребёнка. Показывайте, что вы верите в его силы, что у него всё получится.
Музыкальная школа – это не кружок, а именно школа. С первых дней необходимо настроить ребёнка на серьёзное отношение к музыкальной школе. От Вашего отношение к музыкальной школе, будет зависеть отношение к ней Вашего ребёнка. Больше интересуйтесь классической, живой музыкой, тогда и Ваш ребёнок будет увлечён ей. Слушайте такую музыку дому, посещайте концерты классической музыки.
Родителям в этот период нужно внушать малышу, что он сам ответственен за то, что происходит в школе. Это очень важно на этой самой главной ступеньке во взрослую жизнь. Не следует всё время делать уроки вместе с ребёнком. Иначе потом, он не сможет и не захочет делать. Не стоит регулярно проверять домашнее задание, если ребёнок сам не попросит об этом. Если Вы сами окончили музыкальную школу, то Ваша помощь может понадобиться ребёнку, но это не должно быть систематически, потому что ребёнок переложит ответственность за свои ошибки на Ваши плечи.
Не стоит интересоваться только отметками в музыкальной школе. Спросите, что было интересного в школе, что больше всего нравится в школе.
Первое время всё- таки необходимо контролировать выполнение домашних заданий по музыке, пока ребёнок не привыкнет к новому режиму. Если у ребёнка уже выработался свой режим, так как он уже не первоклассник в общеобразовательной школе, то с поступлением в музыкальную школу необходимо внести изменения в его режим.
Ни в коем случае нельзя превращать занятия музыкой в наказание. Это выработает только негативное отношение к музыке. Заниматься музыкой необходимо каждый день. В первом классе для этого достаточно 20- 30 минут. Дома можно, даже полезно устраивать семейные концерты, на которых дети смогут сыграть Вам выученные песенки или пусть даже упражнения.
Почему же нужно и полезно заниматься музыкой?
Музыкальные занятия воспитывают волю и дисциплину. Заниматься на инструменте надо постоянно. С тем же упорством, с таким чемпионы тренируются в спортзале и на катке.
Занимаясь музыкой, ребёнок развивает материальные способности. Он пространственно мыслит, попадая на нужные клавиши, манипулирует абстрактными звуковыми фигурами, запоминая нотный текст.
Музыка и язык - близнецы- братья. Фразы и предложения, запятые и точки, вопросы и восклицания есть и в музыке, и в речи. Играющие и поющие лучше говорят и пишут, легче запоминают иностранные слова ,быстрее усваивают грамматику.
Крупные музыкальные сочинение распадаются на менее крупные части, которые в свою очередь делятся на небольшие темы и фрагменты, состоящие из мелких фраз и мотивов – это развивает структурное мышление у учащихся.
Музыкальные занятия в детстве - это максимальная выдержка и артистизм на всю жизнь. Занятия развивают навыки общения.
Музыка приучает ребёнка к ежедневному труду, воспитывает в нём терпения, силу воли и усидчивость, совершенствует эмоции, даёт особое видение окружающего мира. Музыка даёт и образное мышление, и пространственное представление, и привычку к ежедневному кропотливому труду. Музыка учит ребёнка не только видеть, но и воспроизводить увиденное, не только слышать, но и представлять то, что слышишь. Следовательно, она развивает все виды восприятия: зрительное, слуховое, чувствительное. И все виды памяти: зрительную, слуховую, моторную, образную, ассоциативную.
Музыка облагораживает эмоционально, обогащает умственно. Музыка способствует росту основных способностей к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью. Существует огромное число успешных людей, которые не стали музыкантами, но любят музыку и музицируют.
Очень полезно родителям вместе с детьми посещать концерты в музыкальной школе. Это сблизит, и позволит в подростковом возрасте более легко достигнуть взаимопонимания с ребёнком.
Желательно, чтобы экзамены проходили в игровой форме, а также в виде академических концертов-сказок, ведь самое главное на первоначальном этапе показать ребёнку, что сдавать экзамены совсем не страшно.
Таким образом, дети потихоньку начинают преодолевать страх перед сценой, публикой большим количеством людей. Дети легко входят в жёсткий ритм сдачи академических концертов и технических зачётов, чувствуют поддержку родителей, гостей. Создаётся атмосфера не «взрослого» академического концерта - обязательного экзамена, а атмосфера праздника. Пусть дети одевают праздничные наряды, приглашают родственников, друзей, одноклассников. Участвую в концерте- сказке дети примеряют на себя роли кого-либо из персонажей сказки, совсем забывая, что этот концерт оценивается преподавателями. Важна и обстановка концерта- сказки. Вместо официальной обстановки - воздушные шары, картинки, нарисованные детьми, праздничное оформление. Всё это положительно влияет на психику детей.
Очень хотелось бы, и это очень важно, чтобы ребёнок после обязательной общеобразовательной школы, приходил в музыкальную школу отвести душу, а не за новым стрессом. Хотелось бы хоть немного облегчить «трудовые» будни детей.