Опубликовано: 26.05.2018 г.
Автор: Грищенко Татьяна Павловна, учитель-логопед
МАДОУ д/с № 393 «Росток», город Новосибирск
Речь имеет определённую ритмическую структуру и уже с первого года жизни ребенок встречается с многочисленными формами ритмических действий и сам принимает участие в них (шагает, прыгает, танцует, связывает игровые движения с декламацией стихов и пением). В игре ребенок бессознательно использует основные ритмические величины (четверти, восьмые). Письмо как вид деятельности можно представить в виде последовательности операций, образующих целостную самоорганизующуюся функциональную систему.
Для детей с общим недоразвитием речи характерны трудности воспроизведения ритмической структуры слов, стихотворных текстов, а в дальнейшем, ошибки при письме и чтении. Решение этой задачи существенно облегчается за счет подключения сопровождающих ритмичных движений. Специальные упражнения, ритмические распевки, пропевание отдельных слогов и фраз благотворно влияют и на состояние речевой моторики.
Основными признаками ОНР в дошкольном возрасте являются позднее начало речи, замедленный темп, своеобразный ход ее развития, ограниченный запас слов, достаточно стойкие трудности в формировании грамматического строя речи, дефекты произношения и звукового анализа. Связь между речевыми нарушениями и другими сторонами психического развития обусловливает ряд специфических особенностей. У детей с ОНР наблюдается нарушение сукцессивных функций, задерживается формирование сенсорных и двигательных функций, оптико-пространственных и пространственно-временных представлений, для них характерен низкий уровень развития основных свойств внимания: отмечается недостаточная его устойчивость, переключаемость, объем; страдают все виды памяти: слуховая, зрительная, моторная. При относительно сохранной смысловой и логической заметно снижены вербальная память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. В ряде случаев низкая активность припоминания сочетается с ограниченными возможностями развития познавательной деятельности. Обладая, в общем, полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления, без специального обучения с трудом овладевают анализом, синтезом, сравнением, отмечается ригидность мышления.
Сенсомоторная база, или комплекс функциональных предпосылок письма, представляет собой многоуровневую систему, включающую большое количество когнитивных и речевых функций. Достигая минимально необходимого уровня зрелости, они создают оптимальные возможности для осуществления операций звуко-буквенной символизации, графического моделирования звуковой структуры слов и реализации графо-моторной программы. В первом случае ключевым процессом является фонематический анализ, акустико-артикуляторная дифференциация фонем и установление звуко-буквенных соответствий по правилам графики. Основная нагрузка при этом падает на операции фонематического анализа и актуализацию звуко-буквенных ассоциаций. Во втором — более важным становится морфологический и лексико-грамматический анализ слов и предложений. Именно эти процессы страдают у детей с общим недоразвитием речи.
Особая роль в комплексе коррекционных мероприятий отводится развитию двигательных функций, так как по данным ряда авторов [Жукова, Мастюкова, Филичева, 1990] ранняя стимуляция моторного развития и коррекция двигательных нарушений могут способствовать предупреждению общего недоразвития речи у детей с ранним органическим поражением центральной нервной системы. Поэтому важным разделом логопедической работы является логопедическая ритмика. Включение занятий по логопедической ритмике в комплекс мероприятий по преодолению общего недоразвития речи различного генеза у дошкольников открывает дополнительные возможности для успешного их развития и обучения. Многообразие средств логопедической ритмики способствует решению следующих задач:
- развитию праксиса и коррекции основных видов движений, серии движений, музыкально-ритмических движений;
- развитию тактильного гнозиса;
- развитию слуховых функций;
- развитию и коррекции психических функций и компонентов деятельности, совершенствованию психомоторики;
- развитию способности ориентироваться в пространстве;
- развитию эмоционально-волевой сферы и личностных качеств;
- развитию речевой функциональной системы;
- развитиюпознавательных, творческих способностей.
Рекомендуется включать элементы логоритмики во все режимные моменты для ребенка и его близкого окружения.
Можно использовать:
- упражнения на развитие мелкой и крупной моторики;
- упражнения на развитие дыхания;
- упражнения на развитие эмоционально-волевой сферы;
- упражнения на развитие способности ориентироваться в пространстве;
- на координацию речи с движением;
- игровой массаж;
- фонопедические упражнения;
- чистоговорки;
- коммуникативные игры.