Опубликовано: 26.05.2018 г.
Автор: Чеснокова Алла Дмитриевна, старший воспитатель
МАДОУ д/с № 393 «Росток» город Новосибирск
Цель: Определить эффективность деятельности по экологическому воспитанию детей и воспитанию бережного отношения к природе в ДОО.
Задачи:
- активизировать творческие способности педагогов,
- систематизировать педагогические компетенции в вопросах экологического воспитания.
Материалы для проведения педагогического совета:
- видеоролики: «Человек и природа. Хозяева и паразиты», «Берегите землю» (интернет-источник),
- презентация,
- тест - викторина по произведениям авторов природоведов, подготовленные на листах формата А 3,
- правила ведения дискуссии и обсуждения,
- фишки любого цвета за обоснованные высказывания.
Выполнение домашнего задания: представить макет планеты Земля (как творческая совместная работа педагогов и детей), и подготовить презентацию. (Все возрастные группы).
План педсовета:
- Вступительное слово старшего воспитателя.
- Просмотр видеоролика «Человек и природа» обсуждение: за и против.
Старший воспитатель, педагоги.
- Аналитическая справка по итогам тематической проверки.
Старший воспитатель.
- Тест-викторина по произведениям авторов – природоведов.
- Просмотр видеоролика «Берегите землю».
- Выполнение домашнего задания - Презентация макетов «Наша планета – цветущий сад».
Педагоги ДОО.
- Проект решения педагогического совета.
Ход педсовета:
1. Дошкольное детство - важный период в жизни ребенка, когда закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. Основы экологической культуры могут быть заложены лишь в процессе общения с природой и педагогически грамотно организованной деятельности. Экологическое сознание ребенка постепенно поднимается на более высокий уровень, если создается интерес, установка на восприятие природы, занятия и чтение природоведческой литературы затрагивают чувства ребенка, вызывают сопереживания. Ребенок стремится к активной деятельности; важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет экологическое развитие ребенка. Природа окружает нас постоянно но, к сожалению, дети, как правило, почти не обращают внимание на нее. Не замечают опасности в природе. Как сделать так, чтобы жизнь каждого человека не прошла мимо самой большой человеческой ценности - Природы? Как сделать так, чтобы все могли видеть и слышать красоту природы, нежность Весны, торжественность Зимы, хрупкость травинки...
2. Просмотр видеоролика «Человек и природа. Хозяева и паразиты» После просмотра ролика предлагается обсудить с педагогами необходимость решения этой проблемы. Взвесить все за и против (педагоги делятся на подгруппы: первая подгруппа высказывает все «за» и дает обоснование, вторая подгруппа высказывает все «нет» и также дает обоснование, третья подгруппа «эксперты», которые дополняют высказывания, аргументируют их и оценивают выступления каждой подгруппы).
Презентация макетов Земля, выполнение домашнего задания.
Тематический контроль
«Состояние воспитательно-образовательной работы по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста и воспитанию бережного отношения к природе»
План контроля
Направление работы |
Методика
|
1. Оценка профессиональных умений воспитателя: знание воспитателями программы по экологическому воспитанию; разнообразие методов и приемов, используемых в работе с детьми педагогами |
• Анализ проведения воспитателем занятий • Собеседование с воспитателями по программе • Наблюдение за организацией деятельности детей в природе (экспериментирование, труд, наблюдения) • Анализ предметно-развивающей среды в группе (компетентность воспитателя при ее создании) |
2. Создание условий |
• Посещение групп • Анализ предметно-развивающей среды с точки зрения ее содержания (наличие иллюстрированных материалов, наличие игр экологического содержания, содержание уголка природы) Карта протокола обследования предметно-развивающей среды прилагается |
3. Планирование работы. |
Проверка планирования занятий, индивидуальной работы с детьми, работы в групповых уголках и зонах, игровой деятельности, работа с календарем природы Карта проверки плана прилагается |
4. Работа с родителями по данному направлению |
Анализ планов Анализ наглядной информации для родителей
|
Знание программных задач по экологическому воспитанию
Воспитатель__________________________________________________
Группа______________________дата________________________________
Задачи |
|
|
Неживая природа |
|
|
(солнце, небо, облака, радуга, дождь, гром, гроза, снег, снежинки, ветер, лед). |
|
|
(моросящий дождь, ливень, туман; снегопад, поземка, метель; ветерок, сильный ветер, ураган, шторм). |
|
|
Небесные тела и светила, их названия. Основные характеристики |
|
|
Существование разных сред обитания: наземной (почва, земля), воздушной, водной |
|
|
Особенности жизни живых существ в определенной среде обитания |
|
|
Обитатели степей и пустынь, Крайнего Севера и тундры, морей и океанов. |
|
|
Сезонные изменения в неживой природе. |
|
|
Сезонные изменения в живой и неживой природе. Цикличность изменений. |
|
|
Живая природа |
|
|
Растения - имеют корень, стебель, листья, плоды, цветы; - у растения есть потребности во влаге, свете, тепле; |
|
|
Признаки и свойства растений, животных, человека как живых организмов (питание, рост, дыхание) |
|
|
Изменения в жизни растений по сезонам. |
|
|
Дикие и домашние животные (особенности внешнего вида) |
|
|
Изменения в жизни животных по сезонам) |
|
|
Назначение основных органов и частей растений, животных и человека. |
|
|
Особенности внешнего вида и поведения животных, способ защиты от врагов, способ добывания пищи |
|
|
Основные потребности живых существ (Тепло, свет, влага) |
|
|
Рост животных и растений |
|
|
Рост животных и растений (животные и детеныши) |
|
|
Рост, развитие и размножение животных и растений |
|
|
Природные сообщества |
|
|
Места произрастания и обитания растений и животных – |
|
|
Комнатные растения (окраска, размер, форма листьев) |
|
|
Лес, луг, водоем, аквариум |
|
|
Взаимосвязь обитателей леса. |
|
|
Луг, озеро, болото и.т.д. Существование экосистем рядом |
|
|
Человек: |
|
|
Особенности внешнего вида, движения, эмоции |
|
|
Органы чувств и их назначение |
|
|
Использование факторов природной среды для укрепления здоровья. Природоохранительная деятельность человека Красная книга |
|
|
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности
2-я младшая группа
Воспитатель______________________________________________________
Дата_______________________________________________________________
№ |
вопросы на контроле |
|
|
|
Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке. |
|
|
1 |
Содержание растений в группе |
||
|
Наличие достаточного количества растений в группе |
|
|
Ухоженный внешний вид растений |
|
|
|
Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива |
|
|
|
Наличие паспорта каждого растения в группе |
|
|
|
Безопасность растений для детей |
|
|
|
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) |
|
|
|
2 |
Моделирование Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: |
|
|
|
условные символы |
|
|
|
календари наблюдений в природе |
|
|
|
протоколы опытов |
|
|
|
алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов |
|
|
|
изобразительные средства. |
|
|
3. |
Наличие познавательной литературы |
|
|
4. |
Наличие обучающих игр по экологии |
|
|
5. |
Наличие наглядного материала |
|
|
|
Наборы картинок для группировки (реалистические изображения), до 4-6 в каждой группе: домашние животные, дикие животные, животные с детенышами, птицы, рыбы, деревья, цветы,овощи, фрукты |
|
|
|
картины, альбомы, загадки, энциклопедии |
|
|
|
Серии из 4 картинок: части суток |
|
|
|
Серии из 4-х картинок: времена года (природа и сезонная деятельность людей) |
|
|
6. |
Наличие календаря природы, соответствие возрасту |
|
|
7. |
Наличие гербария, природного материала (эстетика оформления) |
|
|
8. |
Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) |
|
|
9. |
Наличие инструментов для экспериментальной деятельности |
|
|
|
-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного объема (4-5) и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки -Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации и размера, емкости, предметы-орудия — совочки, лопатки |
|
|
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности
Средняя группа
Воспитатель______________________________________________________
Дата_______________________________________________________________
№ |
Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями оборудования для труда в уголке. |
|
|
1 |
Содержание растений в группе |
||
|
Наличие достаточного количества растений в группе |
|
|
Ухоженный внешний вид растений |
|
|
|
Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива |
|
|
|
Наличие паспорта каждого растения в группе |
|
|
|
Безопасность растений для детей |
|
|
|
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) |
|
|
|
2. |
Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью: |
|
|
|
условные символы, |
|
|
|
модели различного вида по темам и разным направлениям (календари наблюдений в природе, |
|
|
|
протоколы опытов, |
|
|
|
модели сезонных изменений в природе |
|
|
|
описания птиц, животных |
|
|
|
ухода за комнатными растениями |
|
|
|
алгоритмы познавательной деятельности, опытов и экспериментов и пр. |
|
|
3. |
Наличие познавательной литературы |
|
|
4. |
Наличие обучающих игр по экологии |
|
|
5. |
Наличие наглядного материала |
|
|
|
Наборы картинок для группировки и обобщения (до 8-10 в каждой группе): животные, птицы, рыбы, насекомые, растения, |
|
|
|
картины, альбомы, загадки, энциклопедии |
|
|
|
Серии картинок части суток |
|
|
. |
Серии картинок "Времена года" (сезонные явления и деятельность людей) |
|
|
6. |
Наличие календаря природы, соответствие возрасту |
|
|
7. |
Наличие гербария, природного материала (эстетика оформления) |
|
|
8. |
Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) |
|
|
9 |
Наличие инструментов для экспериментальной деятельности |
|
|
|
-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости одинакового и разного размеров (5-6) различной формы, мерные стаканчики, предметы из разных материалов (тонет — не тонет), черпачки, сачки, воронки - Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, емкости разного размера и формы (4-5), предметы-орудия разных размеров, форм, конструкций |
|
|
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности
Старшая группа
Воспитатель______________________________________________________
Дата_______________________________________________________________
№ |
Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке. |
||
1 |
Содержание растений в группе |
||
|
Наличие достаточного количества растений в группе |
|
|
Ухоженный внешний вид растений |
|
|
|
Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива |
|
|
|
Наличие паспорта каждого растения в группе |
|
|
|
Безопасность растений для детей |
|
|
|
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) |
|
|
|
2 |
Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью |
||
|
календари наблюдений в природе, |
|
|
|
протоколы опытов, |
|
|
|
Экологические дневники |
|
|
|
создание книжек самоделок. |
|
|
|
Создание экологических цепочек, экосистем |
|
|
3. |
Наличие познавательной литературы |
|
|
4. |
Наличие обучающих игр по экологии |
|
|
5. |
Наличие наглядного материала |
|
|
|
Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; |
|
|
|
картины, альбомы, загадки, энциклопедии |
|
|
. |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) |
|
|
6. |
Наличие календаря природы, соответствие возрасту |
|
|
|
- Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность |
|
|
7. |
Наличие гербария, природного материала , коллекция семян и плодов |
|
|
8. |
Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) |
|
|
9. |
Наличие инструментов для экспериментальной деятельности |
|
|
|
-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов -Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов |
|
|
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности
Подготовительная группа
Воспитатель______________________________________________________
Дата_______________________________________________________________
№ |
Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке |
||
1 |
Содержание растений в группе |
||
|
Наличие достаточного количества растений в группе |
|
|
Ухоженный внешний вид растений |
|
|
|
Наличие инструментов для ухода за растениями: рыхления, мытья, полива |
|
|
|
Наличие паспорта каждого растения в группе |
|
|
|
Безопасность растений для детей |
|
|
|
Расположение растений с точки зрения удобства ухода за ними и безопасности (растения не стоят на высоких полках, в подвешенных кашпо, не заслоняют свет) |
|
|
|
2 |
Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью |
||
|
условные символы |
|
|
|
календари наблюдений в природе |
|
|
|
протоколы опытов, |
|
|
|
экологическими дневниками |
|
|
|
создание книжек самоделок |
|
|
|
Создание экологических цепочек, экосистем |
|
|
3. |
Наличие познавательной литературы |
|
|
4. |
Наличие обучающих игр по экологии |
|
|
5. |
Наличие наглядного материала |
|
|
|
Наборы картинок для иерархической классификации (установления родо-видовых отношений): виды животных; виды растений; виды ландшафтов; |
|
|
|
картины, альбомы, загадки, энциклопедии |
|
|
. |
Серии картинок: времена года (пейзажи, жизнь животных, характерные виды работ и отдыха людей) |
|
|
6. |
Наличие календаря природы, соответствие возрасту |
|
|
|
- Набор карточек с символами погодных явлений (ветер, осадки, освещенность - облачность |
|
|
7. |
Наличие гербария, природного материала , коллекция семян и плодов |
|
|
8. |
Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) |
|
|
9. |
Наличие инструментов для экспериментальной деятельности |
|
|
|
-Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости и мерные сосуды разной конфигурации и объемов, кратные друг другу, действующие модели водяных мельниц, шлюзов, насосов -Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, орудия для пересыпания и транспортировки разных размеров, форм и конструкций с использованием простейших механизмов |
|
|
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности
Сводная таблица
|
Вопросы на контроле: Уголок природы: растения в соответствии с возрастными рекомендациями, оборудования для труда в уголке |
|
|
|
|
|
1 |
Содержание растений в группе |
|
|
|
|
|
2 |
Моделирование. Наличие в группе материалов способствующих овладению детьми моделирующей способностью |
|
|
|
|
|
3 |
Наличие познавательной литературы |
|
|
|
|
|
4. |
Наличие обучающих игр по экологии |
|
|
|
|
|
5. |
Наличие наглядного материала |
|
|
|
|
|
6. |
Наличие календаря природы, соответствие возрасту |
|
|
|
|
|
7. |
Наличие гербария, природного материала , коллекция семян и плодов |
|
|
|
|
|
8. |
Наличие картотек (наблюдения, прогулки, опыты, эксперименты) |
|
|
|
|
|
9. |
Наличие инструментов для экспериментальной деятельности |
|
|
|
|
|
Карта анализа занятия
дата проведения занятия _____________ возрастная группа ______________
Ф.И.О. воспитателя ________________________________________________
№ |
Критерии оценки |
уровень |
работа воспитателя |
||
1 |
Умение составить конспект занятия в соответствии с поставленными целями, определить его содержание и структуру, подобрать дидактические игры |
|
2 |
Умение творчески использовать готовые конспекты занятий (вносить необходимые изменения в ход занятия, корректировать цели в соответствии с индивидуальными особенностями детей) |
|
3 |
Подготовка к занятию |
|
|
ü подбор демонстрационного и раздаточного материала |
|
ü рациональное размещение материала |
|
|
ü предварительная работа с детьми (беседы, организация наблюдений, дидактические игры, чтение художественной литературы) |
|
|
4 |
Санитарно-гигиенические требования |
|
|
ü удовлетворение двигательной активности (организация динамических пауз, физкультминуток) |
|
ü соблюдение санитарно-гигиенических требований на занятии |
|
|
ü смена деятельности детей в течении занятия |
|
|
ü соответствие длительности занятия санитарно-гигиеническим нормам |
|
|
5 |
Использование разнообразных форм организации детей на занятии (работа малыми подгруппами, в паре, индивидуальная и коллективная работа детей) |
|
6 |
Использование разнообразных приемов работы с детьми |
|
|
ü игровых |
|
ü привлечения и сосредоточения внимания детей |
|
|
ü обеспечения эмоциональности, интереса детей |
|
|
ü активизация самостоятельного мышления детей |
|
|
ü подача нового с опорой на имеющиеся у детей знания |
|
|
7 |
Оправданность и рациональность выбора приемов работы с детьми (имеются или нет) |
|
8 |
Умение регулировать поведение детей в процессе занятия, сохранять интерес детей в течении всего занятия |
|
9 |
Индивидуальная работа с детьми |
|
10 |
Оценка работы на занятии (детьми, воспитателем), качество оценки |
|
Деятельность детей |
||
1 |
Поведение детей в процессе занятия |
|
|
Проявление инициативы |
|
|
Сохранение интереса на протяжении занятия |
|
|
Активность слухового внимания, сосредоточенность при выполнении заданий |
|
2 |
Проявление творчества детей во время занятия |
|
3 |
Усвоение детьми программного содержания |
|
Карта профессионального мастерства воспитателя
№ |
критерии оценки |
Ф.И.О. воспитателя |
|
|||
ФИО |
ФИО |
ФИО |
ФИО |
ФИО |
||
2 |
Знание содержания программы по экологическому воспитанию детей своей возрастной группы |
|
|
|
|
|
3 |
Знание методов и приемов экологического воспитания детей дошкольного возраста |
|
|
|
|
|
6 |
грамотная организация предметно-развивающей среды по экологии |
|
|
|
|
|
7 |
Качество подготовки к занятиям по экологии |
|
|
|
|
|
8 |
Умение правильно планировать и грамотно проводить занятия по экологии |
|
|
|
|
|
9 |
Создание условий для познавательно-исследовательской деятельности |
|
|
|
|
|
10 |
Знание методики обучения детей правилам безопасного поведения на природе |
|
|
|
|
|
11 |
Умение грамотно организовать наблюдения в природе |
|
|
|
|
|