Опубликовано: 26.05.2018 г.
Автор: Великжанина Ксения Геннадьевна, учитель-логопед
МКДОУ д/с № 459 город Новосибирск
Цель: закрепить произношение звуков [Р, Рь] в слогах, словах, предложениях, связной речи.
Задачи:
Коррекционные:
- закрепить артикуляционный уклад звуков [р, рь];
- совершенствовать навык подбора существительных к прилагательным;
- закрепить навык подбора синонимов;
- обогащать и активизировать словарь.
Развивающие:
- развивать умение находить нестандартные подходы к решению проблемной ситуации;
- развивать умение задавать вопросы;
- тренировать аналитическое мышление, внимание;
- развивать речевое творчество.
Воспитательные:
- воспитывать сострадание к попавшим в беду и готовность им помочь.
Оборудование: игрушка собака ТРИЗор, игрушка Попугай, матрешка, игрушка Тигренок, морковь, картинки с автоматизируемыми звуками, карточки с символами анализаторов: глаз, ухо, нос, рот, рука; сундучок, раскраски, карандаши.
Ход занятия:
1. Учитель-логопед - Ребята, мне сегодня на телефон пришло сообщение от нашего друга, пса ТРИЗора о том, что он проснулся утром и очутился на таинственном острове и просит нас помочь ему вернуться домой. Как вы думаете, как он мог там очутиться?
- Ответы-версии детей.
- Учитель-логопед - Я предлагаю отправиться на этот таинственный остров и спасти ТРИЗора. Вы согласны?
- Дети - Да!
2. Учитель-логопед - Тогда нам нужно подготовиться к путешествию и размяться.
Артикуляционные упражнения для звука «Р»:
- Раз – мы ротик открываем,
Будто кошечки зеваем.
- Два - подуем в дудочки ,
Губки, словно трубочки.
- Три - на губки посмотри,
Улыбаемся на три.
На четыре – ротик шире.
Барабаним на четыре.
- Пять – откроем рот опять.
Будем нёбо щекотать.
- Шесть, орешки покатаем,
Ох, как мы уже устали.
- Семь - мы звонко будем цокать.
Так стучит копытцем лошадь.
- Восемь - к нам приходит осень.
Вырос гриб на счете «восемь».
- Девять – сделай-ка гармошку,
Поиграй на ней немножко.
- Десять нужно отплывать,
Как моторы порычать ТРРРРРРР.
Учитель-логопед - Поплыли!
3. Учитель-логопед - Вот мы и незаметно доплыли до острова. А нас уже здесь ждут. Кто же нас встречает на берегу? Вам нужно отгадать. Вы можете задавать мне любые вопросы, а я буду отвечать на них только словами Да-Нет
(ТРИЗ игра Метод контрольных вопросов)
Дети - Это животное?
Учитель-логопед – Нет.
Дети - Это птица?
Учитель-логопед – Да.
Дети - Она прилетает в наши края?
Учитель-логопед – Нет.
Дети - Она яркая?
Учитель-логопед – Да.
Дети - Она говорящая?
Учитель-логопед – Да.
Дети - Это попугай.
4. Учитель-логопед - Молодцы, ну раз попугай говорящий, нужно за ним четко повторить все слава, чтобы он показал нам дорогу к ТРИЗору.
Игра "Эхо" (автоматизация в слогах)
Горох-рох-рох
Гитара-тара-тара
Сахар-хар-хар
Шторы-оры-оры
Топор-пор-пор
Фары-ары-ары
Гиря-иря-иря
Моряк-ряк-ряк
Якорь-орь-орь
Шорты-рты-рты
Учитель-логопед - Попугай доволен вами и мы идем за ним дальше.
5. Учитель-логопед - Ребята, смотрите здесь сундук, в котором нам оставили предметы пять волшебников. Давайте заглянем в него. Там лежат: матрешка, морковь, карандаш, картинка с изображением тигренка.
ТРИЗ Игра «Пять волшебников» (автоматизация звуков [р, рь] в словосочетаниях)
Волшебники - это глаз, нос, рот, рука и ухо. (На доске появляются символы каждого анализатора)
Учитель-логопед достает из сундука по очереди предметы и предлагает детям рассмотреть, например, морковь и задаёт детям вопрос: «Что о ней скажет каждый волшебник?» Например, волшебник глаз скажет, что она яркая, оранжевая, волшебник нос скажет, что она вкусно пахнет, волшебник рот скажет, какая она на вкус, волшебник рука скажет, что она твёрдая, а бывает и мягкая, если ее потереть на терке, волшебник ухо скажет, что она хрустит, когда ее кусаешь. Важно, чтобы дети, давая определения, каждый раз произносили слово морковь, а затем ее свойства: морковь оранжевая, морковь яркая и т.д.
6. Учитель-логопед - Ребята, волшебники довольны вами и мы можем идти дальше. Смотрите перед нами болото и перейти мы его сможем только по кочкам, но чтобы кочки появились на поверхности болота вам нужно «решить» примеры, в которых вместо цифр слова. «Решив» каждый пример, вы выигрываете одну кочку, а затем, расставив их, вы сможете перейти болото.
(ТРИЗ игра «Складушки-вычиталки»)
Огород + тепло= урожай
Булка+творог= ватрушка
Животное+ шея= жираф
Дом-стены=крыша
Ягода+полоски=крыжовник
Бусы+рука=браслет
Лошадь+полоски=зебра
Окно-стекло=рама
Море+бандит=пират
7. Учитель-логопед - Молодцы ребята, а вот и пират на горизонте появился, но на этом острове это не простой пират, а пират – наоборот:
Он не молодой, а...старый.
Не плохой, а... хороший.
Не злой, а...добрый.
Не сердитый, а...радостный.
Не растрепанный, а...аккуратный.
Не ленивый, а... трудолюбивый.
Не глупый, а...мудрый.
8. Физминутка:
Выполняй пиратские команды!
Право руля: повернитесь направо;
Лево руля: повернитесь налево;
Кругом!
Лезем на мачту: имитируем влезание по канату на мачту;
Началась качка: приседания;
Пять прыжков и два хлопка;
Головою три кивка.
Учитель-логопед: Справились вы с заданиями пирата.
9. Учитель-логопед: Ребята, а кто это там под пальмой сидит? Это же наш ТРИЗор машет хвостиком, он рад всех вас видеть. (Учитель-логопед подходит к пальме и берет в руки игрушку, беря на себя роль ТРИЗора).
ТРИЗор: Ребята я очень рад, что вы приплыли за мной на остров. Говорящий попугай рассказал мне о вашем путешествии, оно было интересное, яркое и трудное.
Учитель-логопед: Ты прав ТРИЗор, нам было очень интересно на острове.
Ребята, давайте расскажем ТРИЗору, что еще может быть интересным, ярким, трудным.
Игра «Похожие слова» (ТРИЗ: подбор существительных к прилагательным по ассоциации).
Учитель-логопед - Ребята, назовите «интересные слова».
Дети - интересная книга,
интересный фильм,
интересное дело и т.д.
Учитель-логопед - Ребята, назовите «яркие слова».
Дети - яркий свет,
яркий день,
яркая майка и т.д.
Учитель-логопед - Ребята, назовите «трудные слова».
Дети - трудный день,
трудная дорога,
трудная задача и т.д.
10. Учитель-логопед - Ну вот, мы и нашли ТРИЗора и он в благодарность дарит вам подарки, которые сложил в эту красивую коробку. Давайте пофантазируем, что там может лежать.
ТРИЗ Игра «Подарок» (Автоматизация звуков [р,рь] в речи).
Дети встают в круг и передают коробку по кругу, произнося: «ТРИЗор подарил мне...». В конце предложения ребенок должен добавить слово со звуком [р или рь]. Чтобы детям было легче, можно на доску вывесить картинки с заданным звуком. Например: Я думаю, что ТРИЗор подарил нам картину и т.д.
11. Учитель-логопед: Ну а теперь, мы откроем коробку и посмотрим, что же все-таки подарил вам ТРИЗор. (В коробке лежат раскраски и карандаши). Учитель-логопед раздает их детям.
ЛИТЕРАТУРА
Гин С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск, 2007,
Железнова С. В. Внедрение ТРИЗ–РТВ в практику работы дошкольного учреждения. (Из опыта работы),
Комарова Л. А. Альбом дошкольника «Автоматизация звука Р в игровых упражнениях, изд. ГНОМ и Д, 2011,
Корзун А. В. Веселая дидактика: элементы ТРИЗ и РТВ в работе с дошкольниками. Мн., 2000,
Крохина И. Н. Адаптированные методы ТРИЗ–РТВ как средство активизации речевой и мыслительной деятельности детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями,
Лебедева И. Л. Трудный звук, ты наш друг! Звуки Р, Рь: Практическое пособие для логопедов, воспитателей, родителей. – М.: Вентана-Граф, 2005.