Опубликовано: 26.05.2018 г.
Автор: Макеева Валерия Александровна, учитель-логопед
МКДОУ д/с № 459 город Новосибирск
Задачи:
1. Закрепить знания детей об изученных ранее буквах и их звуках.
2. Развивать навык выделения слов с заданным звуком из текста.
3. Упражнять в умении подбирать слова с заданным звуком.
4. Развивать умение дополнять слова заданными слогами.
5. Упражнять в преобразовании слогов.
6. Развивать умение составлять слова из заданных букв.
7. Закреплять навык фонематического анализа и синтеза.
8. Закреплять графический образ букв, координацию на плоскости, мелкую моторику рук.
Оборудование и материалы:
1. Наборное полотно.
2. Разрезная азбука.
3. Модели слов (демонстрационный и раздаточный материал).
4. Модели звуков (демонстрационный и раздаточный материал).
5. Карточки - слоги.
6. Буквы формата А 4.
7. Доска для лепки, пластилин, цветной картон.
8. Нитки, ковровое покрытие формат А 4.
9. Разрезанные карточки с изображением букв В, Ф.
10. Зашумленные рисунки и буквы с заданным направлением штриховки.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Детям предлагается назвать буквы В и Ф. Ответить на вопросы:
- Сколько звуков у каждой из этих букв, назвать звуки.
- Дать характеристику этим звукам (гласные-согласные, твердые-мягкие, глухие-звонкие).
2. Выделение слов.
Игра с мячом «Запомни словечко».
Цель: Развивать навык выделения слов со звуками [ф, ф′] из текста.
Дети стоят в кругу. Учитель-логопед читает текст. После прочтения текста учитель-логопед бросает мяч, поймавший его ребенок, называет слова, которые он запомнил.
Текст: Жил-был мальчик Федя. У него было много друзей. Они часто ходили гулять в парк к фонтану, играли в футбол. Однажды Федя пошел гулять без шарфа и теплой кофты. После такой прогулки он заболел. Ему было очень грустно дома без друзей. Он рассматривал их фотографии. И друзья не забыли его, они пришли к нему в гости и принесли фрукты и конфеты.
3. Подбор слов.
- Игра «Лестница».
Цель: упражнять в подборе слов к предложенной схеме.
В – – – (вата, ваза …)
В – – – – (вечер, весна, ветка …)
В – – – – – (волосы, ворона …)
4. Дополнение слов слогами, закрепление навыка образования множественного числа существительных.
Детям предлагаются напечатанные слоги. Учитель-логопед произносит начало слова, дети договаривают слово заданными слогами. Потом слово произносится целиком.
Слоги: ФЫ, ВЫ.
шка … гра … кана …
сли … жира … голь …
тык … бук … шар …
штра … тра … заба …
5. Преобразование слогов.
Динамическая пауза.
Игра «Живые буквы».
Цель: развивать внимание, навыки слияния букв в слоги.
Материал: буквы А, О, У, И, Ы, В, Ф. Формат букв А 4.
Дети выбирают себе по одной из предложенных букв и встают в ряд. Учитель-логопед называет слог из двух звуков, дети должны встать рядом и взяться за руки, образуя заданный слог. Остальные дети читают этот слог. Далее учитель-логопед предлагает изменить этот слог, заменив одну букву или поменяв место буквы в слоге.
По окончании игры детям предлагается пройти за столы.
6. Составление слов из заданных букв, закрепление навыка звукового анализа и синтеза.
Упражнение «Слово рассыпалось».
О, А, В, Д – ВОДА
Т, К, В, Ы, А – ТЫКВА
О, А, К, Ф, Т – КОФТА
Звуково-слоговой анализ этих слов. Использование разрезной азбуки, моделей слова и звуков.
7. Закрепление графического образа букв.
Детям предлагается самостоятельно выбрать, каким из предложенных способов каждый из них «изготовит» буквы В и Ф. Даются следующие варианты заданий:
- вылепливание букв из пластилина;
- выкладывание нитками (ниткография);
- нахождение и раскрашивание буквы на зашумленном рисунке;
- выкладывание букв из разрезанных элементов буквы;
- штриховка букв по предложенному образцу.
8. Подведение итогов занятия.