Опубликовано: 26.05.2018 г.
Автор: Прокудина Галина Васильевна, учитель-логопед
МКДОУ д/с № 459 город Новосибирск
Задачи:
- Систематизация и расширение знаний о разнообразии профессий, о трудовых действиях.
- Активизация предикативного словаря.
- Развитие планирующей функции речи.
- Совершенствование грамматического строя речи (упражнение в согласовании разных частей речи в роде, числе, падеже).
- Совершенствование синтаксической стороны речи (составление сложноподчиненного предложения со словами потому что..).
- Развитие диалогической и монологической формы речи (составление рассказа по плану), развитие навыков свободного общения со взрослыми и сверстниками.
- Автоматизация поставленных звуков в спонтанной речи.
- Воспитание уважительного отношения к людям разных профессий.
- Воспитание навыков сотрудничества и инициативности.
Оборудование и материалы:
Аудиозапись «Чем пахнут ремесла?», микрофон, коробка, орудия труда и инструменты по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Звучит аудиозапись «Чем пахнут ремесла?» Д. Родари (или читает учитель-логопед)
Дети определяют тематику предстоящей работы.
Учитель-логопед: - Какие названия профессий вы услышали в произведении? Знаете ли вы, в чём заключается работа этих людей?
Пример ответа ребенка:
- В булочной работает пекарь. Он выпекает хлеб и сдобу.
Учитель-логопед: - Видно, что вы много знаете о профессиях и легко справитесь с моими загадками-рифмовками.
1. Громко прозвенел звонок, в классе начался урок.
Знает школьник и родитель - проведет урок…(учитель)
2. Тонкой палочкой взмахнет – хор на сцене запоёт.
Не волшебник, не жонглер. Кто же это? (дирижер)
3. В прошлый раз был педагогом, послезавтра-машинист.
Должен знать он очень много, потому что он… (артист)
Учитель-логопед: - А знаете ли вы, чем занимается журналист?
- Я предлагаю выбрать своего журналиста и посмотреть на его работу. (Дети предлагают кандидатуру, учитель-логопед даёт выбранному журналисту микрофон).
- А у кого в нашем детском саду вы хотели бы взять интервью? (Дети предлагают, обсуждают, приходят к общему мнению).
- Журналист должен быть подготовлен к диалогу с собеседником. Давайте поможем нашему журналисту составить вопросы. Что мы хотим узнать от сотрудника детского сада? (Дети формулируют несколько вопросов).
1. Как называется Ваша профессия?
2. В чем заключается Ваша работа?
3. Где Вы работаете? (В прачечной, на кухне…)
4. Нужна ли Вам специальная одежда и инвентарь?
5. Какую пользу людям приносит Ваша работа?
(Это примерный перечень вопросов).
- Журналист готов? А мы будем внимательно слушать.
(Дети идут туда, где работает выбранный для интервью сотрудник. Здороваются, ребенок-журналист берет интервью, используя заготовленные вопросы. Дети благодарят сотрудника и возвращаются в группу. На столе разложены предметы: указка, молоток, половник, градусник и т.п.).
Физминутка:
В понедельник я купался, (изображаем плавание).
А во вторник — рисовал. (изображаем рисование).
В среду долго умывался, (умываемся).
А в четверг в футбол играл. (Бег на месте).
В пятницу я прыгал, бегал, (прыгаем).
Очень долго танцевал. (Кружимся на месте).
А в субботу, воскресенье (хлопки в ладоши).
Целый день я отдыхал. (Вдох-выдох).
Учитель-логопед: - Ребята, пока нас не было, в группе появились предметы, необходимые в работе людям разных профессий. Давайте возьмем по одному предмету и попробуем рассказать о профессии. А для плана рассказа возьмем вопросы, которые мы составляли для журналиста. (Вспоминают содержание вопросов).
Ребенок-журналист с микрофоном подходит к каждому ребенку и выслушивает рассказ. Если необходимо, задаёт дополнительные уточняющие вопросы. Если ребенок затрудняется в самостоятельном рассказывании, журналист может задавать вопросы как интервью.
Учитель-логопед: - А мне бы хотелось, чтобы вы ответили ещё на один вопрос: Кем ты хочешь стать и почему? Передавайте микрофон друг другу.
Пример ответа:
- Я хочу стать ветеринаром, потому что я люблю животных.
Учитель-логопед подводит итог, благодарит за работу журналиста и всех детей.