Опубликовано: 06.06.2018 г.
Автор: Михеева Снежана Викторовна, учитель-логопед
МАДОУ д/с № 393 «Росток» город Новосибирск
Детские рифмовочки – это богатый материал для развития у детей слухового внимания, памяти, фонематического слуха, языкового чутья, активного словаря, связной речи и формирования правильного звукопроизношения. Играя с рифмами и составляя из них небольшие стишки – складушки, дети учатся правильно согласовывать слова в предложениях по родам, числам и падежам. Такие весёлые рифмовки не сложны для восприятия, но в то же время достаточно информативны и лексически нагружены.
Отметим некоторые особенности и этапы формирования умения у детей создавать стишки-складушки с помощью рифмовочек.
1. Характеризуя детей, имеющих сложности с запоминанием стихотворений, мы можем сказать о сниженной вербальной памяти, поэтому работа над рифмовочками предполагает активное использование зрительного анализатора, то есть использование картинного материала, что является вспомогательным средством для усвоения речевого материала в целом на первом этапе.
При подборе лексического материала для каждого из детей следует учитывать качество звукопроизношение у ребёнка на данном этапе, какие фонемы он использует и понимает ли значения тех или иных слов.
В своей повседневной коррекционной работе мы часто используем такую игру, как «Четвертый лишний», которая на первом этапе обучения составления стишков-складушек может стать отличным приемом в формировании чувства ритма, например надо подобрать схожее по звучанию слово из предложенных слов-картинок: ножка – ложка, картошка, лукошко, мышка.
Далее, на первом этапе, при увеличении активного словаря в работе с детьми в играх увеличивается количество слов в ряду, предъявляемых картинок для нахождения рифм, что усложняет процесс выбора: ложка – пушка, гармошка, ромашка.
2. В дальнейшем (2 этап) возможно исключение картинок из рифмуемых рядов, опора идет на слуховой анализатор. Конечно же, это все индивидуально. В рамках комплекса работы с детьми проводится игра «Прятки», в которой слово-рифма является частью исходного слова и как бы спрятано в нём: барсук – сук, кусок – сок.
3. Далее (3 этап) идут игры со слогами, где слог является одной из рифмуемых единиц: салат – лат, комар – мар. Это выводит работу на новый уровень сложности, так как исключается смысловой аспект.
4. Следующая ступень требует от ребёнка более развитого аналитического мышления. Дети начинают разгадывать загадки, ответы на которые являются рифмой:
«Злая, как волчица,
Жжётся, как горчица,
Но на вид красива.
Что это?» (крапива)
Подбираются рифмы к словам по их толкованию: гном /слово-рифму можно услышать во время грозы /гром
В завершении следует уделить внимание на разгадывание загадок-обманок:
«Лай раздался у окошка.
Ну, конечно, это – ... собака» (не кошка)
5. Пятый этап - это активный этап взаимодействия учителялогопеда, детей, как непосредственных участников обучающего процесса, их родителей и педагогов дошкольного учреждения. Дети со взрослыми придумывают стишки-складушки и -нескладушки на предложенные лексические темы, как говориться стишки «на злобу дня», «Мой выходной» и т. д.
Такая деятельность требует не только активизации логического мышления, но и повышения уровня концентрации речевого внимания. Взаимодействие все участников процесса тоже имеет не маловажную роль.
Таким образом, можно сделать вывод, что в работе по усвоению ребенком рифмованной речи необходимо опираться на сохранные функции, постепенно, исключая элементы опоры: наглядность, правильное звучание звуков в слове и особенный акцент, который ставиться на смысловую окрашенность полученного стишка, взаимодействие родителей-детей-педагогов.
Не следует забывать, что работа по усвоению рифм не является самоцелью, а представляет собой неотъемлемую часть развития связной речи у детей с ОНР. Кроме того, она должна носить системный характер и вестись параллельно с другими направлениями обучающего процесса:
- тренировкой вербальной памяти;
- становлением речевого дыхания;
- воспитанием чувства ритма на безречевой основе с последующей вербализацией;
- развитием фонематического слуха и восприятия;
- обучением звуко-слоговому анализу;
- овладением слоговым и логическим ударением;
- приведением голосовых характеристик по параметрам силы и высоты к среднему регистру звучания;
- формированием темпа речи;
- созданием мелодико-интонационной окрашенности стихов.
Введение в практическую деятельность алгоритма усвоения системы по формированию умения подбора рифм и составлению в итоге стишков-складушек детьми с ОНР не замедлит сказаться на результатах: воспитанники порадуют своими успехами не только родителей и логопедов, но, в дальнейшем, и педагогов школы.