Опубликовано: 14.06.2018 г.
Автор: Лебедева Ирина Сергеевна, воспитатель
МБДОУ «ДСОВ № 16 «Бригантина»
Челябинская обл., г. Трёхгорный
Образовательные области:
1.Познавательное развитие
2.Социально-коммуникативное развитие
3.Художественно-эстетическое развитие
Цель:
*формирование представлений детей о многообразии мира грибов;
*развитие познавательного интереса, навыков художественного творчества.
Задачи:
1.Образовательные:
закреплять знания детей о съедобных и ядовитых грибах, особенностях их внешнего вида;
2.Воспитательные:
*прививать любовь и бережное отношение к природе родного края;
*закреплять правила поведения в лесу;
*воспитывать умение играть и работать в коллективе;
*формировать эмоциональное восприятие окружающего мира, положительный отклик совместной деятельности.
3.Развивающие:
*совершенствовать умение работать кистью, закреплять технику рисования пальчиком;
* активизировать словарь детей (названия грибов);
*развивать чувство композиции, творческое воображение.
Материал к занятию:
Гуашь (белая, зеленая, желтая, алая), тонированные листы бумаги, персонаж - кукла Радужка, иллюстрации грибов, корзиночка с муляжами грибов, силуэты деревьев, птиц, зверей, образ леса, мухомор - игрушка (муляж), зонтик.
Способ получения изображения:
*гриб-прорисовка кистью предметов овальной формы (ножка), шляпка-прямая линия и дуга,
*травка - короткие линии или сплошные длинные линии,
*точки на мухоморе - пальчиком белой гуашью.
Музыкальный ряд:
*серия «Музыка для малышей», «Волшебство природы», «Звуки леса», Г.Лобачев «Дождик».
Литературный ряд:
*загадки о грибах, слова хороводной игры «Кузовок».
Словарная работа:
Ядовитые грибы, съедобные грибы, кузовок, грибники, лисичка, подберезовик, опята, мухомор и т.д.
Связь с другими видами деятельности:
Рассматривание иллюстраций, фотографий с разными грибами, д/и «Съедобные - ядовитые», лепка «Внучата старичка Боровичка», чтение В.Сутеев «Под грибом», стихотворения – шутки «У опушки» Е.Благининой, аппликация «Грибной кузовок», д/и «Правила поведения в лесу», беседа по ОБЖ «Опасные грибы».
Ход занятия:
(Кукла Радужка постоянный персонаж на занятиях по изо.)
Радужка: Здравствуйте ребята! Отгадайте, куда мы с вами сегодня отправимся:
Дом со всех сторон открыт.
Он резною крышей крыт.
Заходи в зеленый дом,
Чудеса увидишь в нем... (Лес)
Звучит музыка «Волшебство природы - лес». Дети гуляют по поляне, рассматривают деревья, зверей, птиц, ведут непринужденную беседу.
Включается музыка Г. Лобачева «Дождик». Дети прячутся под зонтик, который держит воспитатель.
Воспитатель: А как вы догадались, что это дождик? (Беседа о характере музыки)
Радужка: А вы знаете, ребята, что после теплого дождичка начинает расти под елочками, березками, около пенечка? Послушайте загадку:
В лесу на одной ножке
Выросла лепешка… (Гриб.)
Воспитатель: Радужка, а почему твое лукошко пустое? В нашем лесу грибов видимо невидимо. Ребята, давайте поможем Радужке собрать грибы, только будьте внимательны, в лесу попадаются ядовитые грибы. И еще, не забудьте о лесных правилах. (Вспомнить правила поведения в лесу.)
Дети собирают грибы, складывают в лукошко Радужки.
Воспитатель: Ну что, грибники, все грибы в лесу собрали?
Вот мы сейчас с Радужкой проверим, хорошо ли вы знаете грибы. Слушайте мою загадку:
Под березой старичок,
На нем бурый колпачок
И пиджак с пестринкой,
Сапожок – с глинкой ...(Подберезовик.)
Дети называют и показывают картинку подберезовика.
Воспитатель: А почему он так называется – подберезовик?
Правильно, эти грибы растут под березами, поэтому их так назвали.
Где-то во лесочке,
Прямо под листочком,
Рыжий, озорной грибок,
Первым я увидеть мог…(Лисичка.)
Дети называют и показывают картинку лисички.
Воспитатель: Так называют лесного зверька, почему же гриб так назвали?
Дети: Лисичка рыженькая и грибок такого же цвета, как лисичка.
Нет грибов дружней, чем эти,
Знают взрослые и дети,-
На пеньке растут в лесу,
Как веснушки на носу…(Опята)
Дети называют и показывают картинку с опятами.
Воспитатель: Ребята, почему опята сравнивают с веснушками?
(Ответы детей.) Вы правы, у детей веснушек много на носу и грибов на пенечке растет много, целая грибная семейка, все вместе, как веснушки на ваших носах.
Шляпка, как полита маслом...
Гриб нисколько не опасен.
Не один в траве, ребята!
Это спрятались ...(Маслята)
Воспитатель: Ну а эта загадка сама все рассказала. Давайте вспомним какие грибы мы для Радужки собрали. (Дети перечисляют.) А почему вы эти грибы сорвали, а вот эти красуются на полянке? (Дети: Мы собирали съедобные грибы, а в лесу остались ядовитые).
Я предлагаю немного отдохнуть и поиграть: «Грибы»
Играющие образуют круг. За круг выходят «грибы»: сначала девочки, второй раз мальчики. Взявшись за руки, дети идут по кругу и поют:
Давайте, ребята, пойдём за грибами.
Корзинку грибную мы сделаем сами.
За веточкой ветка - корзина плетётся,
и кто-то, и кто-то в неё попадётся!
С окончанием песенки все останавливаются и поднимают сцепленные руки вверх, образуя «воротики». Дети - «грибы» под быструю музыку пробегают через «воротики»: в круг, из круга, в круг, из круга, и т. д. С окончанием музыки играющие опускают руки. Оставшиеся внутри круга дети - «грибы» становятся в общий круг. Игра продолжается до тех пор, пока все «грибы» не будут пойманы.
Воспитатель:
А вот кто-то важный на беленькой ножке.
Он с красной шляпкой, на шляпке – горошки…(мухомор)
Радужка: Что ж его вы не сорвали? (Дети отвечают.)
Пусть грибок он ядовитый, но нельзя его топтать,
Лось приходит полечиться и грибочек пожевать.
Воспитатель: Ребята, а я предлагаю нарисовать этот нарядный грибок.
Но прежде чем мы будем рисовать, расскажите, что у грибочка есть? (Ножка желтоватая, красная шляпка и белые крапинки на шляпке)
Уточняем технику рисования.
Воспитатель приглашает ребят на рабочие места. Фоном музыка - звуки леса. Дети рисуют мухоморчики, дополняют свои рисунки по смыслу сюжета. (Травка, солнышко и т.д.) Детские работы раскладываются на дополнительные столы. Пока дети заканчивают свои рисунки, проводится игра «По ровненькой дорожке». Приглашаю всех детей к Радужке. Подводим итог занятия.
Радужка: Молодцы ребята, вы сегодня были настоящим грибниками. В нашем лесу появилась целая полянка ярких мухоморов. К нам непременно придут лесные обитатели полюбоваться и подлечиться.
Воспитатель; Пора возвращаться в детский сад.
Список литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования – М.: Центр педагогического образования, 2014. – 32 с.
2.Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах / Под общ. ред. М.Е.Верховкиной, А.Н.Атаровой. – СПб: КАРО, 20158. – 112с.
3.Дубровская Н.В. Рисунки, спрятанные в пальчиках. -М.; Детство-Пресс, 2004.
4.В.Арчер Грибная энциклопедия / под ред. Янцевой Л.И. – изд.: Центрполиграф, 2011. – 415 с.
5.В.Сутеева Книга сказок – изд.: Астрель, Харвест, Малыш, АСТ, 2012 – 288 с.
6.В.Катаев Сказки и рассказы – М.: Издательство Дет. лит., 2008 – 132 с.
7.Г.Н.Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» - изд.: Скрипторий 2003, 2007. - 166 с.