0+



 

Автор: Панченко Марина Игоревна, старший воспитатель

МБДОУ №54 «Белоснежка» г. Южно-Сахалинск

Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Это период, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности.

Именно в этот период у человека формируется самосознание, устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, закладываются первые представления о самом себе, окружающей его действительности.

Семья и детский сад - две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но, как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад - это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы - педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться,  и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.

В соответствии с законом «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», « ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является  «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».

Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся - семья.

В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности  в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности  многих детей.

Большая часть семей своих  детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая  воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.

Для решения возникшей проблемы передо мной встала   необходимость  поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.

В своей  работе я использую многие формы работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком,  выбрать наиболее удачные, помогают  исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.

Это тематические часы;

  • - пятнадцатиминутки;
  • - семинары- практикумы;
  • - круглые столы;
  • - вечера вопросов и ответов;
  • - дни открытых  дверей;
  • -  вечера отдыха;
  • - творческие конкурсы и выставки;
  • - семейные спортивные и интеллектуальные  состязания;
  • - утренники;

Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй,  является использование мини - тренингов.

Родительский тренинг предполагает непосредственное участие родителей:

Участие в устных и письменных упражнениях, а также в игровых упражнениях на выбранную тему. Родитель имеет непринужденную возможность ощутить себя ребенком, представить себя на месте своего ребенка, «прожить» определенную ситуацию и сделать для себя выводы.

Родители – участники тренинга, а педагог в роли ведущего (тренера).

Основная цель родительского тренинга – получение новых знаний о развитии ребёнка, знаний о взаимоотношении со своим ребенком, а также установление положительного контакта с другими родителями.

Цель и задачи тренинга могут меняться в зависимости от выбранной темы.

Как же проводится тренинг общения?

Родители получают приглашение и знакомятся с темой дня заранее. Приведу примерные темы: «Поиграть с родителями в игры, в которые играют в детском саду их дети», «Я и мой ребёнок», «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста», «5 ласковых слов».

Педагог готовится тренингу по следующему плану:

  • изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
  • выбирает наиболее интересные сведения, о которых доступным языком можно рассказать родителям;
  • выбирает упражнения, в которых можно обыграть данный вопрос;

Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. То есть обсуждение участниками эмоций и мыслей после упражнения и в конце тренинга.

Какое же участие принимают родители в тренинге? Остановимся на главных принципах.

Принцип активности

Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.

Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.

Принцип исследовательской творческой позиции

Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в педагогике и психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.

Исходя из этого принципа, задача педагога заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность родителям осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.

Принцип объективации (осознания) поведения.

В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь (обсуждение). Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача ведущего.

Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.

Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.

Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.

Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы родительского тренинга. Она отличает эту работу от других методов.

При итоговом анализе для педагога важно обратить внимание на:

  • уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;
  • состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация