Автор: Панченко Марина Игоревна, старший воспитатель
МБДОУ №54 «Белоснежка» г. Южно-Сахалинск
Дошкольное детство - уникальный период в жизни человека. Это период, когда формируется здоровье, осуществляется всестороннее развитие личности.
Именно в этот период у человека формируется самосознание, устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы, закладываются первые представления о самом себе, окружающей его действительности.
Семья и детский сад - две составляющие, которые стоят у истоков нашего будущего, но, как показывает действительность, им не всегда хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка. Не секрет, что многие родители интересуются только тем, чтобы ребёнок был сыт, одет, считают, что детский сад - это место, где только присматривают за детьми, пока родители находятся на работе. И мы - педагоги, часто испытываем большие трудности в общении с такими родителями. Как сложно бывает достучаться до таких мам и пап! Как нелегко порой объяснить родителям, что ребёнка надо не только накормить и красиво одеть, с ним надо общаться, и развивать в нём умение общаться с окружающими, надо учить ребёнка думать, размышлять.
В соответствии с законом «Об образовании», «Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении», « ФГОС дошкольного образования» одной из основных задач, стоящих перед детским садом, является «взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного всестороннего развития ребёнка».
Меняются времена, нравы, семимильными шагами двигается вперёд научно- технический прогресс. Но во все времена главной, неизменной ценностью остаётся - семья.
В настоящее время уровень педагогической культуры основной массы родителей недостаточно высок, родителя часто испытывают трудности в воспитании детей и из-за этого допускают ошибки в воспитании, что, несомненно, отрицательно сказывается на результатах их воспитательной деятельности, проявляется в низком уровне воспитанности многих детей.
Большая часть семей своих детей воспитывают стихийно, неосознанно, безответственно, следуя моделям поведения своих родителей, перекладывая воспитание на детский сад, потом школу, часто не зная, что и как надо делать для воспитания детей в семье.
Для решения возникшей проблемы передо мной встала необходимость поиска новых форм работы с семьёй, так как традиционные методы не всегда эффективны.
В своей работе я использую многие формы работы с родителями. На мой взгляд, наиболее эффективными являются те формы и методы, которые на практике помогают родителям дать оценку различным способам взаимодействия с ребёнком, выбрать наиболее удачные, помогают исправить ошибки в воспитании детей, приобрести опыт общения с ними.
Это тематические часы;
- - пятнадцатиминутки;
- - семинары- практикумы;
- - круглые столы;
- - вечера вопросов и ответов;
- - дни открытых дверей;
- - вечера отдыха;
- - творческие конкурсы и выставки;
- - семейные спортивные и интеллектуальные состязания;
- - утренники;
Одной из особенностей технологии организации взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьёй, является использование мини - тренингов.
Родительский тренинг предполагает непосредственное участие родителей:
Участие в устных и письменных упражнениях, а также в игровых упражнениях на выбранную тему. Родитель имеет непринужденную возможность ощутить себя ребенком, представить себя на месте своего ребенка, «прожить» определенную ситуацию и сделать для себя выводы.
Родители – участники тренинга, а педагог в роли ведущего (тренера).
Основная цель родительского тренинга – получение новых знаний о развитии ребёнка, знаний о взаимоотношении со своим ребенком, а также установление положительного контакта с другими родителями.
Цель и задачи тренинга могут меняться в зависимости от выбранной темы.
Как же проводится тренинг общения?
Родители получают приглашение и знакомятся с темой дня заранее. Приведу примерные темы: «Поиграть с родителями в игры, в которые играют в детском саду их дети», «Я и мой ребёнок», «Особенности общения детей младшего дошкольного возраста», «5 ласковых слов».
Педагог готовится тренингу по следующему плану:
- изучает психолого-педагогическую литературу по данному вопросу;
- выбирает наиболее интересные сведения, о которых доступным языком можно рассказать родителям;
- выбирает упражнения, в которых можно обыграть данный вопрос;
Одним из условий успешной работы тренинговой группы является рефлексия ведущим той задачи, которая решается в ходе занятий. То есть обсуждение участниками эмоций и мыслей после упражнения и в конце тренинга.
Какое же участие принимают родители в тренинге? Остановимся на главных принципах.
Принцип активности
Активность участников тренинговой группы носит особый характер, отличный от активности человека, слушающего лекцию или читающего книгу. В тренинге люди вовлекаются в специально разработанные действия. Это может быть проигрывание той или иной ситуации, выполнение упражнений, наблюдение за поведением других по специальной схеме.
Принцип активности, в частности, опирается на известную из области экспериментальной психологии идею: человек усваивает десять процентов того, что он слышит, пятьдесят процентов того, что он видит, семьдесят процентов того, что проговаривает, и девяносто процентов того, что делает сам.
Принцип исследовательской творческой позиции
Суть этого принципа заключается в том, что в ходе тренинга участники группы осознают, обнаруживают, открывают идеи, закономерности, уже известные в педагогике и психологии, а также, что особенно важно, свои личные ресурсы, возможные особенности.
Исходя из этого принципа, задача педагога заключаете том, чтобы придумать, сконструировать и организовать те ситуации, которые давали бы возможность родителям осознать, апробировать и тренировать новые способы поведения, экспериментировать с ними.
Принцип объективации (осознания) поведения.
В процессе занятий поведение участников переводится с импульсивного на объективированный уровень, позволяющий производить изменения в тренинге. Универсальным средством объективации поведения является обратная связь (обсуждение). Создание условий для эффективной обратной связи в группе — важная задача ведущего.
Принцип партнерского (субъект-субъектного) общения.
Партнерским, или субъект-субъектным общением является такое, при котором учитываются интересы других участников взаимодействия, а также их чувства, эмоции, переживания.
Реализация этого принципа создает в группе атмосферу безопасности, доверия, открытости, которая позволяет участникам группы экспериментировать со своим поведением, не стесняясь ошибок. Этот принцип тесно связан с принципом творческой, исследовательской позиции участников группы.
Последовательная реализация названных принципов — одно из условий эффективной работы группы родительского тренинга. Она отличает эту работу от других методов.
При итоговом анализе для педагога важно обратить внимание на:
- уровень развития и сплоченности группы, характер отношений, складывающихся между ее участниками;
- состояние каждого участника группы, его отношение к себе, к другим, к тренингу.