Опубликовано: 09.10.2018 г.
Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель - логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад №5 ЩМР МО Моск. обл. г. Щёлково
Цель: создание предпосылок формирования связной речи.
Задачи:
1. коррекционно-образовательные:
-активизировать словарь детей по теме «птицы»;
- расширять и закреплять знания детей о внешнем виде птиц, их строении, питании, повадках;
-закреплять навык словообразования притяжательных прилагательных;
-закрепление навыка словоизменения существительных в творительном и родительном падежах в единственном и множественном числе;
-упражнять в согласовании существительных с числительными;
-закреплять навык составления предложений с предлогами, умение анализировать состав предложения.
2. коррекционно-развивающие:
-развивать мышление, внимание, артикуляционную моторику.
3. воспитательные:
-воспитывать интерес и любовь к птицам, желание заботиться о них.
Оборудование:
Картинки с изображением птиц, картинки с изображением корми для птиц, полоски для составления схемы предложения.
План занятия:
1. Оргмомент. «Влетает» Карлсон.
К. -Утро настало, солнышко встало!
Птицы запели
И к нам прилетели.
Много с собою нам дел принесли.
К. - Ой, здравствуйте, ребята!!! А вы знаете кто я такой????
Дети – Да!
К. - Позвольте представиться. Я – Карлсон, который живёт на крыше!!!!
А как вы думаете, раз я тоже умею летать, может я тоже ПТИЦА?!?!?!
Дети – НЕТ!!!
К. – А почему же это «нет», я же тоже летаю над домами и деревьями? Правда я больше предпочитаю варенье и пироги!)))
Дети - ………..
К. – Хорошо, тогда давайте будем разбираться…..
2. Постановка цели занятия.
К. – «Кто отгадает мои загадки, тот и узнает, о ком мы будем сегодня говорить.»
Отгадывание детьми загадок. На каждую отгадку открывается картинка.
1.Он в своей лесной палате
Носит пёстренький халатик,
Он деревья лечит:
Постучит - и легче. (дятел)
2. Спинкою зеленовата,
Животиком желтовата.
Чёрненькая шапочка
И полоска шарфика. (синица)
3. Окраской сероватая.
Повадкой вороватая,
Крикунья хрипловатая-
Известная персона.
Кто она? (ворона)
4. Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины. (ласточка)
5. Я весь день ловлю жуков,
Ем букашек, червяков.
Зимовать не улетаю,
Под карнизом обитаю. (воробей)
К. -Кто догадался, о ком мы будем говорить? (о птицах)
3. Артикуляционная гимнастика- развитие артикуляционной моторики.
К. - Чтобы общаться наш язычок должен хорошо работать, давайте его разомнём.
Выполняем артикуляционные упражнения.
«Птенчики ждут пищу». Сделать из языка «чашечку» и удерживать её под счёт до шести.
«Дятел». Поднять язык за верхние зубы и постучать. Произнося: тдд-тдд .
«Аист». Вытянуть «острый» язык, как можно дальше изо рта и удерживать под счёт до шести-восьми.
4. Игра «Четвёртый лишний» - классификация перелётных и зимующих птиц.
К. - Какая птица на картинках лишняя? (ласточка)
-Почему? (Это перелётная птица, а остальные птицы зимующие)
-Почему их так называют?
-Каких ещё зимующих птиц вы знаете?
-Каких перелётных птиц вы знаете?
Выставляются картинки птиц.
5. Строение птицы.
К. - Расскажите, что общего есть у всех птиц? (У птиц есть туловище, голова, крылья, хвост, клюв, шея, две лапки, оперение.)
6. Игра «Угадай» - словообразование притяжательных прилагательных.
К. - На одной части доски картинки с изображением птиц, на другой недостающих частей тела.
-Это хвост сороки. Он чей? – сорочий хвост.
Это крыло воробья – воробьиное крыло.
Это голова вороны – воронья голова. И т. д.
7.Игра «Путаница» - упражнение в употреблении родительного падежа множественного числа существительного со словом НЕТ (в ответах на вопросы логопеда - Карлсона).
У вороны есть рога? - У вороны нет рогов.
У сороки есть когти?
У синицы есть копыта?
У дятла есть грива?и.т.д.
8. Игровое упражнение «Один - много» - родительный падеж множественного числа существительных.
К. - В наших лесах и парках много (кого) …
Синица - (много синиц)
Ворона - (много ворон)
Дятел - (много дятлов)
Снегирь - (много снегирей)
Голубь - (много голубей)
Воробей - (много воробьёв)
Журавль - (много журавлей)
Грач - (много грачей)
Динамическая пауза «Улетает-зимует»
К. - называет птиц. Если ребёнок слышит название перелётной птицы - «летает» по комнате, если слышит название зимующей птицы, то садится на палас и замирает.
9. Игра «Каждой птице свой корм»
К. - Ребята, мы должны помогать птицам? Как?
На столе или наборном полотне картинки (жучки, гусеницы, шишки, семена, сало, хлебные крошки, лягушки, червяки и т. д.)
-Кто чем питается?
Дети: Воробей питается крошками. Синичка питается салом. Журавль питается салом. И т. д.
К. - Зимой птицам бывает трудно, поэтому мы должны заботиться о них - устраивать кормушки. А весной для скворцов мастерить скворечники. Потому что птицы наши друзья. Они поедают вредных насекомых, сохраняя людям леса, поля, сады.
10. Игровое упражнение «Раз, два, три, четыре, пять - нужно всех нам сосчитать» -согласование существительных с числительными.
К. - Посчитайте, сколько птиц прилетело к кормушке?
(К кормушке прилетело два снегиря. К кормушке прилетело пять синиц. К кормушке прилетело четыре голубя. И т. д.)
11. Составление предложений с предлогами по сюжетной картинке. Анализ. Составление схемы.
Синица летит к кормушке.
Воробей сидит в кормушке.
Дятел сидит на ветке.
Сорока ходит под деревом.
11. Итог
К. -Как называются птицы, которые зимуют?
Дети – Зимующие!
К. - А как называются птицы, улетающие в тёплые края?
Дети - перелётные
К. - Почему птиц называют друзьями человека?
Дети - Птицы приносят пользу. Птицы нас радуют своим щебетаньем, людям веселее, радостнее жить.)
К. - Как нужно заботиться о птицах?
Дети - …..
К. - спасибо, вам ребята, что объяснили мне, почему я не птица, хотя и летаю. Молодцы, что знаете какие бывают птицы. Мы меня еще в гости позовете?
Дети - Да!!!!!!
К. – До новых встреч («Улетает»)