Опубликовано: 13.10.2018 г.
Автор: Кутакова Людмила Игоревна, учитель-логопед
г. Москва
Звук [т], буква т
Цели: научить четко произносить звук [т]; определять место звука [т] в словах; проводить анализ обратного слога ат; познакомить с буквой т; научить образовывать глаголы с помощью приставок.
- Организационный момент
- Игра с мячом «Назови одним словом».
Логопед произносит три слова и бросает мяч ребенку, а тот должен назвать обобщающее слово (яблоко, груша, банан — фрукты ).
- Знакомство со звуком
Логопед объясняет:
— Звук [т] — согласный, глухой. При произношении звука [т] язычок стучит за верхними зубами.
Логопед называет согласные звуки, а дети должны показать, как стучит молоточек, если услышали звук [т]: к-п-м-т-б-т-м-т.
- « Чистоговорки ».
Дети повторяют:
та-та-та — хвост пушистый у ... кота
то-то-то — в шкафу висит ... пальто
ты-ты-ты — в море плавают ... киты
ат-ат-ат — ели мы ... салат
от-от-от — на дорожке сидит ... кот
- «Третий лишний».
Из трех картинок ребенок должен найти ту, в названии которой нет звука [т]:
тыква, самолет, груша
петух, танк, лиса
щука, туфли, кот
зонт, жук, туча
- «Веселый поезд».
Дети берут картинки, определяют место звука [т] в слове и помещают картинки в соответствующие вагончики.
- «Что делает птица?».
Дети придумывают слова-действия со звуком [т]: поет, летит, клюет, вьет, выводит, пьет.
- Физкультминутка
«Этот пальчик ...»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел.
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик все съел, —
Оттого и потолстел!
- Знакомство с буквой т
Дети рассматривают иллюстрацию и учат стихотворение про букву т:
Т в антенну превратилась И на крыше очутилась.
А. Шибаев
Дети обводят трафарет буквы т, раскрашивают синим цветом и печатают в тетради строчку буквы т по образцу.
Они находят в кассе букву т, выкладывают в кассе слоги: am; ут; ит. Проводят анализ слога am.
- «Наоборот».
В тетрадях дети печатают обратные слоги, а потом меняют буквы местами и печатают прямые слоги: та; ту; ти.
- Игра «Птичка в клетке»
Логопед выставляет на доску плоскостное изображение клетки и перемещает птичку. Дети озвучивают:
— Птичка из клетки ... вылетела.
— Над клеткой ... пролетела.
— Вокруг клетки ... облетела.
— К клетке ... подлетела.
— В клетку ... залетела.
Звуки [т], [т’]; буква т
Цели: научить различать звуки [т], [т’], четко произносить их в слогах, словах, фразах; повторить букву т; научить использовать в речи предлоги: в, над, из, на.
- Организационный момент
- Игра с мячом «Назови птицу».
Логопед бросает мяч и произносит первый слог, ребенок ловит мяч и называет слово полностью: ла — ласточка, си — синица, ле — лебедь, во — ворона ... и т.д.
- Знакомство со звуками
Логопед проводит сравнительную характеристику звуков:
— Звук [т] — согласный, глухой, твердый; звук [т’] — согласный, глухой, мягкий.
- «Синий — зеленый».
Дети поднимают вверх синий или зеленый кружок, услышав в слогах звуки [т], [т’]: та-тё-то-ти-те-ты-ту...
- «Что для Тани, а что для Тёмы?».
На доске картинки с изображением Тани и Тёмы. Ребенок называет картинку, выделяет звук [т] или [т’] и определяет, кому нужно это отдать — Тане или Тёме? (Туфли, телевизор, утюг, пальто, тарелка, телефон.)
- «Добавь словечко».
Дети заканчивают предложение словами, начинающимися со звуков [т], [т’].
— На огороде выросла большая ... тыква.
— У коровы маленький ... теленок.
— Мою подругу зовут ... Таня.
— Солнце спряталось за ... тучу.
— Я ручкой пишу в ... тетради.
Проводится работа с картинкой. Дети рассматривают сюжетную картинку, называют все предметы, в названии которых есть звуки [т], [т’].
- Физкультминутка
«Тик-так»
Тик-так, тик-так — вот так часики стучат, Тики-так, тики-так — так стучит молоток, Тики-тук, тики-тук — так стучит каблук.
- Повторение буквы т
Дети вспоминают стихотворение про букву т.
- «Живые буквы».
Дети у доски из букв составляют слог am, а затем меняются местами, получается слог та.
Дети проводят звуковой анализ слога та. Аналогично проводится работа со слогом та.
Логопед предлагает рассмотреть на доске картинки, начинающиеся со слогов: та, ту, ти. Ребенок читает слог и находит картинку, которая начинается на этот слог: ту — туфли, та — /панк, mu — тигр.
Дети записывают в тетрадь слоги та, ту, mu.
- «Составь предложение»
Дети составляют предложения с использованием предлогов в, над, из, на.
Рассматривают схемы предлогов, с помощью пары картинок составляют предложения:
книги — шкаф Книги стоят в шкафу.
ложка — стол Ложка лежит на столе.
птица — гнездо Птица вылетела из гнезда.
бабочка — цветок Бабочка порхает над цветком