Опубликовано: 21.10.2018 г.
Автор: Кандратьева Наталья Николаевна, воспитатель
МБДОУ №96 «Снежинка» г. Калуга
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Цель: приобщение детей к прошлому и настоящему своей народной культуры.
Задачи:
обучающие: дать детям представление о народном празднике «Кузьма и Демьян»;
развивающие: закрепить знания пословиц и поговорок о труде, развивать мышление, умение отгадывать загадки, развивать традиции в совместной творческой деятельности;
воспитательные: воспитывать у детей любовь к традициям своего народа, его истории, формировать чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.
МАТЕРИАЛ И ОБОРОУДОВАНИЕ:
Предметы народно-прикладного искусства; иллюстрации, изображающие орудия труда; образцы росписи ложек; ложки деревянные; сундучок, мешочек для пословиц; чучело Кузьмы; аудиозапись «Русские народные мелодии».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА
Экскурсия в детско-юношеский клуб «Исток» с целью ознакомления детей с устройством и работой ткацкого станка; посещение музеев народно-прикладного искусства; разучивание хороводов, пальчиковой игры.
Ход нод: занятие проходит в русской народной избе.
Воспитатель. Ребята сегодня мы снова заглянули в русскую избу. Вы не заметили, что в нашей избе кто-то похозяйничал? Кто это? (Кукла из соломы). Хотите я вас познакомлю?
Это Кузьма. Он неспроста пришел к нам. Знает Кузьма, что мы с вами любим отмечать русские народные праздники. Вспомните какие праздники мы с вами отмечали? («Праздник прилета птиц», «Колядки», «Масленица»). А сегодня мы с Кузьмой познакомим вас с новым праздником – «Кузьмы и Демьяна» или «Проводы осени». А еще говорили: «Кузьминки – по осени слезинки». Присаживайтесь рядком, поговорим ладком.
Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин-рукодельниц. Святые сами были кузнецами, они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли.
На Кузьминки девушки собирались у кого-нибудь в избе, приглашали парней, устраивали посиделки. К вечеру изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Кузьму прославляли, угощали, хороводы для него водили, песни пели.
Давайте и мы гостя порадуем, хоровод для него заведем.
Хоровод «На Кузьму-Демьяна». (Дети водят хоровод)
Мы Кузьме песни спели, хоровод поводили. А за это он позволит нам заглянуть в его сундучок. Смотрите, какой интересный мешочек. А вы знаете ребята, что Кузьма и Демьян не только веселили народ, но и были покровителями всех ремесленников. А русский народ всегда любил трудиться.
Праздник этот ремесла.
Домашнего очага.
Праздник – не безделья,
Праздник рукоделья.
Кузьма ходил по Руси, смотрел, как люди трудятся и пословицы в мешочек собирал. Сегодня его мешочек пуст. Давайте наполним наш мешочек пословицами. ( Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться. Терпенье и труд всё перетрут. Человек славен трудом.) Зазвенел мешочек. Он наполнился пословицами о труде. А в сундучке есть еще вот такая интересная книжечка. Называется она «Русские ремесла». Давайте ее рассмотрим. Назовите кто изображен на этой картинке и что он делает. (Гончар делает горшки, кувшины. Ткачиха ткёт ткань. Кузнец куёт мечи, щиты. Пахарь пашет землю.)
А сейчас мы с вами поиграем в игру «Оживи картинку». Как можно ее оживить? (Спеть песню, показать движение, рассказать чистоговорку).
Иллюстрации: кузнец – показ действия + песня «Во кузнице»;
гончар – показ действия + чистоговорка «Гончару всегда
дружки чашки, плошки и горшки»;
ткачиха – действие + скороговорка «Ткет ткачиха ткани на
сарафанчик Тане»;
пахарь – действие + стихотворение:
Та-та-та, та-та-та,
У нас нынче пахота,
Будем землю пахать,
Будем хлеб засевать,
Будем рожь молотить,
Малых детушек кормить.
Понравилось Кузьме как вы оживили картинки, справились с заданиями. Дарит Кузьма за это листочек осенний. Но листочек не простой, а с загадкой: «Сами не едят, а людей кормят». (Это ложки). Правильно.
А эти ложки сделаны руками русских мастеров (показ расписных ложек). И у нас с вами есть своя мастерская. Давайте пройдем, руки разомнем, чтобы работа ладилась. Вспомним пальчиковую игру.
«Посмотрите как у нас-то в мастерской,
Там работнички трудятся день-деньской.
Как начнут они топориком рубить,
Молоточком по гвоздочкам колотить,
Ну, а пилами пилят, пилят, пилят,
Во все стороны опилочки летят.
Время плотникам работочку кончать,
И пойдут они в присядочку плясать».
Вы знаете, перед началом любой работы всегда просили помощи у Кузьмы и Демьяна. И мы с вами попросим: «Помоги Кузьма, помоги Демьян». Ну а теперь пора приступить нам к работе. Пока звучит мелодия мы должны с вами закончить роспись ложек. (Звучит спокойная мелодия)
Хороводом Кузьму встретили, хороводом и проводим. (Дети водят хоровод под русскую народную мелодию).
Спасибо тебе Кузьма за то, что познакомил нас с новым русским народным праздником.
- Ребята, а как назывался праздник? («Кузьма и Демьян», «Кузьминки»)
- Кому помогали Кузьма и Демьян? (Помогали кузнецам и рукодельницам.)
- Какие ремесла были на Руси? (Ремёсла кузнеца, гончара, ткачихи, пахаря.)
Ну что же, ребята, пора нам с Кузьмой попрощаться. Теперь он может пойти в другой детский сад к детям и рассказать им об этом замечательном русском народном празднике. А ложки пусть наши подсохнут и мы покажем их ребятам в других группах.
Библиография
Л. С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб: «Детство-Пресс», 2001
Шангина И.И. «Русские традиционные праздники» СПб.,1997
Бухтин В. «От былины до считалки» Л.,1998
Демонстрационный материал «Славянская семья: родство занятия» из серии « Игра «Забавы в картинках»