0+



 

Опубликовано: 21.10.2018 г.

Автор: Кандратьева Наталья Николаевна, воспитатель

МБДОУ №96 «Снежинка» г. Калуга

 

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ

Цель: приобщение детей к прошлому и настоящему своей народной культуры.

Задачи:

обучающие: дать детям представление о народном празднике «Кузьма и Демьян»;

развивающие: закрепить знания пословиц и поговорок о труде, развивать мышление, умение отгадывать загадки, развивать традиции в совместной творческой деятельности;

воспитательные: воспитывать у детей любовь к традициям своего народа, его истории, формировать чувства сопричастности к культурному наследию своего народа.

                                        

МАТЕРИАЛ И ОБОРОУДОВАНИЕ:

Предметы народно-прикладного искусства; иллюстрации, изображающие орудия труда; образцы росписи ложек; ложки деревянные; сундучок, мешочек для пословиц; чучело Кузьмы; аудиозапись «Русские народные мелодии».

                        

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Экскурсия в детско-юношеский клуб «Исток» с целью ознакомления детей с устройством и работой ткацкого станка; посещение музеев народно-прикладного искусства; разучивание хороводов, пальчиковой игры.

   Ход нод: занятие проходит в русской народной избе.

Воспитатель. Ребята сегодня мы снова заглянули в русскую избу. Вы не заметили, что в нашей избе кто-то похозяйничал? Кто это? (Кукла из соломы). Хотите я вас познакомлю?

Это Кузьма. Он неспроста пришел к нам. Знает Кузьма, что мы с вами любим отмечать русские народные праздники. Вспомните какие праздники мы с вами отмечали? («Праздник прилета птиц», «Колядки», «Масленица»). А сегодня мы с Кузьмой познакомим вас с новым праздником – «Кузьмы и Демьяна» или «Проводы осени». А еще говорили: «Кузьминки – по осени слезинки». Присаживайтесь рядком, поговорим ладком.

Русский народ считал святых братьев Кузьму и Демьяна покровителями кузнецов и женщин-рукодельниц. Святые сами были кузнецами, они ковали плуги и раздавали их людям для возделывания земли.

На Кузьминки девушки собирались у кого-нибудь в избе, приглашали парней, устраивали посиделки. К вечеру изготавливали чучело Кузьмы: набивали соломой штаны и рубаху, приделывали к ним голову, опоясывали чучело кушаком, обували в старые лапти и усаживали посреди избы. Кузьму прославляли, угощали, хороводы для него водили, песни пели.

Давайте и мы гостя порадуем, хоровод для него заведем.

Хоровод «На Кузьму-Демьяна». (Дети водят хоровод)

Мы Кузьме песни спели, хоровод поводили. А за это он позволит нам заглянуть в его сундучок. Смотрите, какой интересный мешочек. А вы знаете ребята, что Кузьма и Демьян не только веселили народ, но и были покровителями всех ремесленников. А русский народ всегда любил трудиться.

Праздник этот ремесла.

Домашнего очага.

Праздник – не безделья,

Праздник рукоделья.

Кузьма ходил по Руси, смотрел, как люди трудятся и пословицы в мешочек собирал. Сегодня его мешочек пуст. Давайте наполним наш мешочек пословицами. ( Без труда не вынешь и рыбку из пруда. Труд человека кормит, а лень портит. Кто хорошо трудится, тому есть чем хвалиться. Терпенье и труд всё перетрут. Человек славен трудом.) Зазвенел мешочек. Он наполнился пословицами о труде. А в сундучке есть еще вот такая интересная книжечка. Называется она «Русские ремесла». Давайте ее рассмотрим. Назовите кто изображен на этой картинке и что он делает. (Гончар делает горшки, кувшины. Ткачиха ткёт ткань. Кузнец куёт мечи, щиты. Пахарь пашет землю.)

А сейчас мы с вами поиграем в игру «Оживи картинку». Как можно ее оживить? (Спеть песню, показать движение, рассказать чистоговорку).

Иллюстрации: кузнец – показ действия + песня «Во кузнице»;

                         гончар – показ действия + чистоговорка «Гончару всегда

                         дружки чашки, плошки и горшки»;

                         ткачиха – действие + скороговорка «Ткет ткачиха ткани на

                         сарафанчик Тане»;

                         пахарь – действие + стихотворение:

                                  Та-та-та, та-та-та,

                                   У нас нынче пахота,

                                   Будем землю пахать,

                                   Будем хлеб засевать,

                                   Будем рожь молотить,

                                   Малых детушек кормить.

Понравилось Кузьме как вы оживили картинки, справились с заданиями. Дарит Кузьма за это листочек осенний. Но листочек не простой, а с загадкой: «Сами не едят, а людей кормят». (Это ложки). Правильно.

А эти ложки сделаны руками русских мастеров (показ расписных ложек). И у нас с вами есть своя мастерская. Давайте пройдем, руки разомнем, чтобы работа ладилась. Вспомним пальчиковую игру.

«Посмотрите как у нас-то в мастерской,

Там работнички трудятся день-деньской.

Как начнут они топориком рубить,

Молоточком по гвоздочкам колотить,

Ну, а пилами пилят, пилят, пилят,

Во все стороны опилочки летят.

Время плотникам работочку кончать,

И пойдут они в присядочку плясать».

Вы знаете, перед началом любой работы всегда просили помощи у Кузьмы и Демьяна. И мы с вами попросим: «Помоги Кузьма, помоги Демьян». Ну а теперь пора приступить нам к работе. Пока звучит мелодия мы должны с вами закончить роспись ложек. (Звучит спокойная мелодия)

Хороводом Кузьму встретили, хороводом и проводим. (Дети водят хоровод под русскую народную мелодию).

Спасибо тебе Кузьма за то, что познакомил нас с новым русским народным праздником.

- Ребята, а как назывался праздник? («Кузьма и Демьян», «Кузьминки»)

- Кому помогали Кузьма и Демьян? (Помогали кузнецам и рукодельницам.)

- Какие ремесла были на Руси? (Ремёсла кузнеца, гончара, ткачихи, пахаря.)

Ну что же, ребята, пора нам с Кузьмой попрощаться. Теперь он может пойти в другой детский сад к детям и рассказать им об этом замечательном русском народном празднике. А ложки пусть наши подсохнут и мы покажем их ребятам в других группах.

Библиография

Л. С. Куприна, Т.А. Бударина «Знакомство детей с русским народным творчеством» СПб: «Детство-Пресс», 2001

Шангина И.И. «Русские традиционные праздники» СПб.,1997

Бухтин В. «От былины до считалки» Л.,1998

Демонстрационный материал «Славянская семья: родство занятия» из серии « Игра «Забавы в картинках»                                                                       

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация