0+



 

Опубликовано: 31.10.2018 г.

Автор: Юсупова Дина Барлыковна 

Педагог дополнительного образования 

МБУ ДО «ДЮЦ» г.Ясный. Оренбургская область

«Использование цифровых образовательных ресурсов для развития познавательной активности дошкольников в организациях дополнительного образования»
В статье раскрываются основные тенденции использования цифровых образовательных ресурсов. Обосновывается эффективность использования информационно-коммуникативных технологий для познавательного развития детей. Даются рекомендации по целенаправленному использованию ИКТ в соответствии с ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на поиск инновационных подходов к образованию детей. Группы кратковременного пребывания дошкольников в образовательном учреждении должны обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу.
Нужно учитывать тот факт, что режим ГКП значительно отличается от «детсадовского». Педагогам необходимо пересмотреть методики и принципы образовательного процесса в дошкольных объединениях, организованных в условиях дополнительного образования. Все разработанные планы и программы должны быть компактными и универсальными, то есть интегрированными, обеспечивающими успешную адаптацию выпускников ГКП в школе.
Что мы понимаем под успешной адаптацией? Прежде всего подразумевается психологическая готовность (наличие мотивации, сформированность эмоционально-волевой сферы), а затем уже педагогическая готовность (знания, умения, навыки) и познавательная активность. Не нужно сбрасывать со счетов и физическую готовность (состояние здоровья, соответствие физиологических параметров), а также семейную среду. Все звенья взаимосвязаны, то есть, если у ребёнка не сформирована познавательная активность, это повлечет за собой не только трудности с обучением, но и психологические проблемы. Для результативности очень важно, чтобы работа психолога и руководителя группы была взаимосвязана и взаимодополняема.
Отличительная особенность организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в условиях дополнительного образования состоит и в том, что педагогу, работающему в ГКП, предоставляется хорошая возможность реализовать все свои замыслы и планы в полной мере, и ответственность за своих воспитанников в большей степени ложится на его плечи. Поэтому личность педагога, как руководителя детским объединением, его компьютерная грамотность - один из важнейших факторов в становлении и развитии маленького человека.
При нашем Детско-юношеском центре действует Школа раннего развития «Росток». Это два объединения: «Колобок» и «Малышок», в которых дети занимаются в две смены. Как развивается познавательную активность наших воспитанников? Мы, как многие наши коллеги, применяем и традиционные методики, которым нас когда-то научили, то есть базовые, и современные (инновационные), которым каждый учится в разных условиях, с разным успехом.
К современным технологиям можно отнести использование в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов (слайд№2).
Эти ресурсы мы можем создавать самостоятельно, используя специальные программы, например Movie Maker, Power Point и другие. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют создавать презентации в различных форматах, разрабатывать интерактивные задания, следовательно, успешность использования цифровых технологий напрямую зависит от педагогической компьютерной компетентности. Педагог должен обладать определёнными умениями и навыками для поиска, оценки, обработки и продуцирования цифрового материала; таким образом, взаимствуя опыт коллег, нужно учитывать условия и особенности своей образовательной среды.
Если мы не располагаем временем, у нас есть возможность воспользоваться услугами интернет порталов (слайд№3). Детские сайты предоставляют пользователям разнообразную текстовую, речевую, музыкальную, мультимедийную, видео, фото – и другую информацию. Большую помощь нам оказывают такие детские сайты как «Теремок», «Солнышко», «Самоучка», «Почемучка» и другие. Здесь мы можем найти множество мультимедийных обучающих и развивающих игр для организации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками.
При подготовке к непосредственно образовательной деятельности, перед педагогом стоит задача отобрать материал, который бы соответствовал возрастным особенностям детей, то есть не был бы слишком лёгким или сложным для большинства детей. В первую очередь продукт должен соответствовать программному материалу, уровню подготовленности детей. Принцип целесообразности является одним из важнейших принципов при отборе цифрового материала, также берётся во внимание актуальность, системность и эффективность (слайд№4).
Составляя программу по познавательному развитию, мы запланировали такие виды детской деятельности, как ознакомление с окружающим миром, знакомство с математикой, занятия логикой и конструированием, опытно-исследовательскую деятельность, проектную деятельность.
При подготовке к НОД, мы внедряем основной принцип ФГОС- системно-деятельностный подход. На первом плане - активная познавательная деятельность ребёнка. Подача материала должна быть разноплановой и личностно-ориентированной. Уважаемые коллеги, не забывайте: чем легче работать педагогу, тем труднее учиться детям. Если педагог много говорит, дети утомляются, информация быстро забывается.
Ни одно занятие не должно обходиться без наглядно-предметного, наглядно иллюстративного и наглядно - образного материала (слайд№5). Когда дети знакомятся с окружающим миром, они учатся наблюдать за живыми и неживыми объектами, за явлениями в природе; познают социум. Пытаются сравнивать, оценивать и описывать происходящее. Педагог даёт детям образец описательного рассказа, задаёт им вопросы. Тем самым он стимулирует мыслительную активность детей (слайд№6).
Следуем принципу наглядности: покажи мне, и я запомню. В интернете мы всегда можем подобрать подходящие картинки или фотографии на тему для создания презентации. Чем младше дети, тем реальнее должны быть изображения, которые вы им демонстрируете. Чем меньше ознакомлены дети с окружающим миром, тем больше видео материалов нужно использовать в работе. Задача педагога грамотно подобрать материал, если необходимо, редактировать его, то есть отбирать самые существенные моменты, ярко характеризующие тот или иной объект, то или иное действие. Результатом такой работы является формирование у детей абстрактно-образного мышления (слайд№7).
Виртуальные экскурсии позволяют познакомить детей с Малой Родиной, воспитывать бережное отношение к памятникам природы, к флоре и фауне родного края (слайд№8).
Поисковые системы интернета являются неиссякаемым источником интересных идей, стимулируют педагогов к творческому подходу для организации познавательной активности дошкольников(слайд№9)
Конструирование является неотъемлемой часть математического развития детей. Некоторые дидактические пособия можно изготовить из подручного материала, опираясь на существующий практический опыт. Формируя элементарные математические представления и логическое мышление у обучающихся, развивая их самостоятельность, мы используем дидактический раздаточный материал, традиционные карточки (слайды№10,11).
Эти задания должны быть подобраны по теме НОД и соответствовать уровню подготовки детей. Материал при необходимости редактируется, то есть педагог может дополнить его сам, либо удалить или заменить задания, затем распечатывается. Также, активно используются карточки и задания онлайн для индивидуальной и групповой работы (слайд№12).
И самый природосообразный вид деятельности для детей- игра, в данном случае - компьютерная анимационная. Обучающие онлайн игры решают многие образовательные и развивающие задачи. Это развитие базовых психических функций: внимания, памяти, мышления. Развитие речи и коммуникативных способностей. Благодаря дидактическим онлайн играм, у детей активнее формируются элементарные математические способности, основы грамоты. В отличии от онлайн заданий, в онлайн играх должен присутствовать персонаж или сюжет(слайд№13).
Детям очень нравится играть в онлайн игры. Они с интересом выполняют игровые задания, эта деятельность захватывает детей сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Непроизвольное внимание детей привлекает подвижность, новизна, красочность, необычность игровых упражнений. Здесь очень важно не перегружать детей второстепенной информацией и соблюдать временные рамки. Цифровые технологии необходимо сочетать со здоровьесберегающими технологиями (зрительная гимнастика, физминутки). (слайд№14).
Наши обучающиеся ежегодно участвуют в муниципальных конкурсах по проектной работе и показывают хорошие результаты, хотя им приходится конкурировать с младшими школьниками (слайд№15). На базе Детско-юношеского центра планируется создать площадку для организации конкурсной проектной деятельности дошкольников муниципалитета.
При организации опытно- исследовательской деятельности, необходимо учесть существующие тенденции в данном направлении, взаимствовать актуальность и новизну предлагаемых методик(слайд№16)
Включая ту или иную цифровую технологию в образовательный процесс, важно соблюдать принцип целесообразности и умеренности. Познавательная игра должна решать запланированные задачи НОД и способствовать гармоничному развитию личности ребёнка.

Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. http://www.teremoc.ru/game/game634.htm
3. http://golopuz.org/vnimanie-i-pamjat/naydi-10-otlichiy-detskaya-komnata.html
4. http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html#.WuaqK6BWr58

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация