Опубликовано: 31.10.2018 г.
Автор: Юсупова Дина Барлыковна
Педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ДЮЦ» г.Ясный. Оренбургская область
«Использование цифровых образовательных ресурсов для развития познавательной активности дошкольников в организациях дополнительного образования»
В статье раскрываются основные тенденции использования цифровых образовательных ресурсов. Обосновывается эффективность использования информационно-коммуникативных технологий для познавательного развития детей. Даются рекомендации по целенаправленному использованию ИКТ в соответствии с ФГОС.
Федеральный государственный образовательный стандарт нацеливает педагогов на поиск инновационных подходов к образованию детей. Группы кратковременного пребывания дошкольников в образовательном учреждении должны обеспечить равные стартовые возможности при поступлении детей в школу.
Нужно учитывать тот факт, что режим ГКП значительно отличается от «детсадовского». Педагогам необходимо пересмотреть методики и принципы образовательного процесса в дошкольных объединениях, организованных в условиях дополнительного образования. Все разработанные планы и программы должны быть компактными и универсальными, то есть интегрированными, обеспечивающими успешную адаптацию выпускников ГКП в школе.
Что мы понимаем под успешной адаптацией? Прежде всего подразумевается психологическая готовность (наличие мотивации, сформированность эмоционально-волевой сферы), а затем уже педагогическая готовность (знания, умения, навыки) и познавательная активность. Не нужно сбрасывать со счетов и физическую готовность (состояние здоровья, соответствие физиологических параметров), а также семейную среду. Все звенья взаимосвязаны, то есть, если у ребёнка не сформирована познавательная активность, это повлечет за собой не только трудности с обучением, но и психологические проблемы. Для результативности очень важно, чтобы работа психолога и руководителя группы была взаимосвязана и взаимодополняема.
Отличительная особенность организации образовательного процесса в группах кратковременного пребывания в условиях дополнительного образования состоит и в том, что педагогу, работающему в ГКП, предоставляется хорошая возможность реализовать все свои замыслы и планы в полной мере, и ответственность за своих воспитанников в большей степени ложится на его плечи. Поэтому личность педагога, как руководителя детским объединением, его компьютерная грамотность - один из важнейших факторов в становлении и развитии маленького человека.
При нашем Детско-юношеском центре действует Школа раннего развития «Росток». Это два объединения: «Колобок» и «Малышок», в которых дети занимаются в две смены. Как развивается познавательную активность наших воспитанников? Мы, как многие наши коллеги, применяем и традиционные методики, которым нас когда-то научили, то есть базовые, и современные (инновационные), которым каждый учится в разных условиях, с разным успехом.
К современным технологиям можно отнести использование в образовательном процессе цифровых образовательных ресурсов (слайд№2).
Эти ресурсы мы можем создавать самостоятельно, используя специальные программы, например Movie Maker, Power Point и другие. Современные информационно-коммуникативные технологии позволяют создавать презентации в различных форматах, разрабатывать интерактивные задания, следовательно, успешность использования цифровых технологий напрямую зависит от педагогической компьютерной компетентности. Педагог должен обладать определёнными умениями и навыками для поиска, оценки, обработки и продуцирования цифрового материала; таким образом, взаимствуя опыт коллег, нужно учитывать условия и особенности своей образовательной среды.
Если мы не располагаем временем, у нас есть возможность воспользоваться услугами интернет порталов (слайд№3). Детские сайты предоставляют пользователям разнообразную текстовую, речевую, музыкальную, мультимедийную, видео, фото – и другую информацию. Большую помощь нам оказывают такие детские сайты как «Теремок», «Солнышко», «Самоучка», «Почемучка» и другие. Здесь мы можем найти множество мультимедийных обучающих и развивающих игр для организации непосредственно образовательной деятельности с дошкольниками.
При подготовке к непосредственно образовательной деятельности, перед педагогом стоит задача отобрать материал, который бы соответствовал возрастным особенностям детей, то есть не был бы слишком лёгким или сложным для большинства детей. В первую очередь продукт должен соответствовать программному материалу, уровню подготовленности детей. Принцип целесообразности является одним из важнейших принципов при отборе цифрового материала, также берётся во внимание актуальность, системность и эффективность (слайд№4).
Составляя программу по познавательному развитию, мы запланировали такие виды детской деятельности, как ознакомление с окружающим миром, знакомство с математикой, занятия логикой и конструированием, опытно-исследовательскую деятельность, проектную деятельность.
При подготовке к НОД, мы внедряем основной принцип ФГОС- системно-деятельностный подход. На первом плане - активная познавательная деятельность ребёнка. Подача материала должна быть разноплановой и личностно-ориентированной. Уважаемые коллеги, не забывайте: чем легче работать педагогу, тем труднее учиться детям. Если педагог много говорит, дети утомляются, информация быстро забывается.
Ни одно занятие не должно обходиться без наглядно-предметного, наглядно иллюстративного и наглядно - образного материала (слайд№5). Когда дети знакомятся с окружающим миром, они учатся наблюдать за живыми и неживыми объектами, за явлениями в природе; познают социум. Пытаются сравнивать, оценивать и описывать происходящее. Педагог даёт детям образец описательного рассказа, задаёт им вопросы. Тем самым он стимулирует мыслительную активность детей (слайд№6).
Следуем принципу наглядности: покажи мне, и я запомню. В интернете мы всегда можем подобрать подходящие картинки или фотографии на тему для создания презентации. Чем младше дети, тем реальнее должны быть изображения, которые вы им демонстрируете. Чем меньше ознакомлены дети с окружающим миром, тем больше видео материалов нужно использовать в работе. Задача педагога грамотно подобрать материал, если необходимо, редактировать его, то есть отбирать самые существенные моменты, ярко характеризующие тот или иной объект, то или иное действие. Результатом такой работы является формирование у детей абстрактно-образного мышления (слайд№7).
Виртуальные экскурсии позволяют познакомить детей с Малой Родиной, воспитывать бережное отношение к памятникам природы, к флоре и фауне родного края (слайд№8).
Поисковые системы интернета являются неиссякаемым источником интересных идей, стимулируют педагогов к творческому подходу для организации познавательной активности дошкольников(слайд№9)
Конструирование является неотъемлемой часть математического развития детей. Некоторые дидактические пособия можно изготовить из подручного материала, опираясь на существующий практический опыт. Формируя элементарные математические представления и логическое мышление у обучающихся, развивая их самостоятельность, мы используем дидактический раздаточный материал, традиционные карточки (слайды№10,11).
Эти задания должны быть подобраны по теме НОД и соответствовать уровню подготовки детей. Материал при необходимости редактируется, то есть педагог может дополнить его сам, либо удалить или заменить задания, затем распечатывается. Также, активно используются карточки и задания онлайн для индивидуальной и групповой работы (слайд№12).
И самый природосообразный вид деятельности для детей- игра, в данном случае - компьютерная анимационная. Обучающие онлайн игры решают многие образовательные и развивающие задачи. Это развитие базовых психических функций: внимания, памяти, мышления. Развитие речи и коммуникативных способностей. Благодаря дидактическим онлайн играм, у детей активнее формируются элементарные математические способности, основы грамоты. В отличии от онлайн заданий, в онлайн играх должен присутствовать персонаж или сюжет(слайд№13).
Детям очень нравится играть в онлайн игры. Они с интересом выполняют игровые задания, эта деятельность захватывает детей сама по себе в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности. Непроизвольное внимание детей привлекает подвижность, новизна, красочность, необычность игровых упражнений. Здесь очень важно не перегружать детей второстепенной информацией и соблюдать временные рамки. Цифровые технологии необходимо сочетать со здоровьесберегающими технологиями (зрительная гимнастика, физминутки). (слайд№14).
Наши обучающиеся ежегодно участвуют в муниципальных конкурсах по проектной работе и показывают хорошие результаты, хотя им приходится конкурировать с младшими школьниками (слайд№15). На базе Детско-юношеского центра планируется создать площадку для организации конкурсной проектной деятельности дошкольников муниципалитета.
При организации опытно- исследовательской деятельности, необходимо учесть существующие тенденции в данном направлении, взаимствовать актуальность и новизну предлагаемых методик(слайд№16)
Включая ту или иную цифровую технологию в образовательный процесс, важно соблюдать принцип целесообразности и умеренности. Познавательная игра должна решать запланированные задачи НОД и способствовать гармоничному развитию личности ребёнка.
Список использованной литературы:
1.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
2. http://www.teremoc.ru/game/game634.htm
3. http://golopuz.org/vnimanie-i-pamjat/naydi-10-otlichiy-detskaya-komnata.html
4. http://www.razvitierebenka.com/p/blog-page.html#.WuaqK6BWr58