Опубликовано: 04.11.2018 г.
Автор: Поршнева Виктория Сергеевна, учитель-логопед
МАДОУ ЦРР – детский сад №5, Московская область. г. Щёлково
Цель: преодоление речевого, моторного, двигательного, фонематического нарушения путем развития, воспитания и коррекции двигательной сферы в сочетании со словом и музыкой.
Задачи:
I. Коррекционно - образовательные:
-закрепить и уточнить знания детей о Дне матери;
-активизировать и расширять словарь по теме;
II. Коррекционно - развивающие:
- развивать артикуляционный аппарат;
-развивать слуховое и зрительное восприятие, общую и мелкую моторику;
- закреплять умение ориентироваться в пространстве
-совершенствовать мыслительные процессы;
-совершенствовать навык точности выполнения движений в соответствии с текстом и чувством ритма;
III. Коррекционно - воспитательные:
-воспитывать любовь к матери;
-воспитывать умение слушать внимательно, развивать познавательный процесс;
-воспитывать коммуникативные навыки.
Оборудование: мультимедиа, коврики, демонстрационный материал.
Ход занятия:
1. Вводная ходьба. Приветствие. Влетает Фея - Волшебница
2. Введение в тему. (Чтение стихотворения)
Фея - Волшебница:
На свете добрых слов живет немало,
Но всех добрее и важней одно:
Из двух слогов, простое слово «мама»
И нет на свете слов дороже, чем оно.
3. Вводная беседа
Фея - Волшебница: в конце ноября наша страна отмечает замечательный праздник «День Матери» Мама - самый близкий и родной человек на земле. Она дарит жизнь малышу и открывает перед ним весь мир, мама защищает своего ребенка от бед и невзгод, дарит ему тепло своего сердца, любит его, учит добру.
Дети, я предлагаю вам сегодня поиграть в интересные игры! А какие, вы сейчас узнаете!
1. Динамические упражнения «Ходьба на носках и пятках» О. Боромыковой
Маме надо отдыхать, Маме хочется поспать.
(Держась за руки, покачиваются из стороны в сторону)
Я на цыпочках хожу. Маму я не разбужу
(Идут на носочках)
Тук-тук-тук-тук, тук-тук-тук, раздается пяток стук.
(Идут, громко топая пятками.)
Мои пяточки идут. Прямо к мамочке ведут.
(Идут на пяточках) (садятся на стульчики)
2. Игра «Слова наоборот»
Чему учится ребенок: подбирать слова с противоположным значением; правильно согласовывать имена существительные с прилагательными в роде.
Оснащение: парные картинки (см. рис.1).
Ход игры: предложите ребенку рассмотреть картинки-фотографии, на которых изображена мама. Попросите подобрать картинку-фотографию с противоположным значением. Или поиграть в игру «наоборот» — подобрать антонимы. Например, чистая — грязная.
Лексический материал
Сухой — … мокрый (зонт у мамы).
Широкий — узкий (пояс на мамином платье).
Веселая — … грустная (портрет-фотография).
Вверху — … внизу (мама подбрасывает воздушный шарик).
Бросает — … ловит (мяч).
3. Игра «Стираем вместе с мамой»
Чему учится ребенок: образовывать новые слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; использовать их в активной речи. Оснащение: не требуется. Ход игры: предложите ребенку послушать стихотворение:
Знают мамы,
Знают дети,
Знает взрослый и малыш:
На безногом табурете
Ни за что не усидишь,
Без колес не сдвинуть воза,
Хоть впрягай в него коня,
Не спасешься от мороза,
Если в печке нет огня.
От иголки мало толка,
Если без ушка иголка.
Так и руки — без труда
Не годятся никуда.
Немецкая песенка
Предложите ребенку помочь маме — выстирать свои маленькие предметы одежды. Попросите закончить начатое вами предложение. Например, «Мама будет стирать майку, а я … маечку. Майка чистая, а маечка … чистенькая».
Лексический материал
Мама будет стирать юбку, а я… юбочку. Юбка чистая, а юбочка … чистенькая.
Мама будет стирать платье, а я … платьишко. Платье чистое, а платьице… чистенькое.
Мама будет стирать шапку, а я … шапочку. Шапка чистая, а шапочка… чистенькая.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
4. Игра «Добрая волшебница»
Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: расскажите ребенку о том, что в любом доме живет добрая волшебница. «Она может творить чудеса. Хочешь, волшебница и тебя научит небольшим чудесам?»
Если немножко постараться, то настроение грустного человека быстро изменится к лучшему. Для этого нужно взять волшебный платок и послушать внимательно сказанную взрослым фразу. Затем — взмахнуть волшебным платком и повторить фразу так, чтобы каждое слово в ней звучало ласково.
Например, Мама любимая — мамочка … любименькая.
Лексический материал
Мама добрая — мамочка… добренькая.
Мама красивая — мамочка … красивенькая.
Мама ласковая — мамочка… ласковенькая.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
5. Игра «Делаю — сделал»
Чему учится ребенок: изменять глаголы по временам.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку закончить начатую вами фразу по образцу:
Мама стирает белье.— Мама уже … выстирала белье.
Лексический материал
Мама вешает белье.— Мама уже … повесила белье.
Мама готовит обед.— Мама уже … приготовила обед.
Мама пьет чай.— Мама уже … выпила чай.
Мама ест конфету.— Мама уже … съела конфету.
Мама целует дочку.— Мама уже … поцеловала дочку.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
6. Игра «Мама-воспитатель»
Чему учится ребенок: правильно согласовывать числительные «два», «пять» с именами существительными в косвенных падежах.
Оснащение: карточки с цифрами 1, 2, 5.
Ход игры: расскажите ребенку, что у мам бывают разные профессии. Предложите рассказать о том, какая профессия у его мамы. Прочтите рифмовку о маме-воспитателе:
Маму, мамочку свою
Очень сильно я люблю.
Мама деткам помогает,
Никого не потеряет.
Надо с детками играть,
На прогулке их считать.
Вспомните вместе с ребенком о том, что в детском саду в группе есть дети с одинаковыми именами. Предложите ребенку рассказать, сколько детей с названными именами в группе. Объясните правила игры: «Я буду называть имя и показывать карточку с цифрой, а ты — составлять фразу (по образцу)». Например, Саша (покажите карточку с цифрой 1). Ребенок составляет фразу «Один Саша».
Лексический материал
Катя. Цифра 5. — Пять Кать.
Петя. Цифра 2. — Два Пети.
Ванечка. Цифра 1. — Один Ванечка.
Усложнение возможно за счет увеличения количества имен.
7. Игра «Я — мы»
Чему учится ребенок: изменять глаголы настоящего времени по числам; согласовывать их с местоимениями «я», «мы».
Оснащение: не требуется.
Ход игры: попросите ребенка подойти к зеркалу и рассказать вам о том, кого он там видит. (Я вижу себя.)
Спросите, как еще можно назвать того, кого он видит в зеркале, не употребляя имени. (Я.)
Предложите ребенку встать перед зеркалом вместе с мамой. Спросите его о том, кого он видит в зеркале? (Себя и маму.)
Спросите, как можно назвать себя и маму одним словом. (Мы.)
Предложите ребенку закончить начатое вами предложение.
Лексический материал
Я на солнышке лежу.— Мы на солнышке… лежим.
В небо синее гляжу.— В небо синее… глядим.
Я клубнику собираю.— Мы клубнику… собираем.
В рот по штучке отправляю.— В рот по штучке… отправляем.
Я ромашки собираю.— Мы ромашки…собираем.
И букетик составляю.— И букеты… составляем.
Я букетом любуюсь.— Мы букетами… любуемся.
Усложнение возможно за счет увеличения количества рифмовок.
8. Игра «Отгадай загадку»
Чему учится ребенок: отгадывать загадки, называя отгадку в винительном падеже; развивать абстрактное мышление.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: прочтите загадку. Предложите ребенку сказать отгадку. Попросите его рассказать, почему они так решил.
Целует, обнимает,
К сердцу прижимает.
Одежду покупает,
Стирает, убирает…
Все она умеет,
Всех она жалеет.
Угадайте-ка, друзья,
Это… мамочка моя.
Добрая, седая,
Всем нам помогает,
Вяжет нам носочки
И сидит до ночки
С нами у постели,
Если мы болеем.
Кто это такая?
Бабушка родная.
Доктора не бойтесь, дети!
Он добрее всех на свете,
С ним давно знакома я —
Это … мамочка моя.
Усложнение возможно за счет увеличения количества загадок о маме, бабушке, женщинах.
9. Игра «Что любит мама!»
Чему учится ребенок: закреплять в речи формы имен существительных винительного падежа; активизировать словарь за счет имен существительных множественного числа, обозначающих названия цветов.
Оснащение: сюжетная картинка (Рис. 2).
Ход игры: заранее вырежьте нарисованные шары с цифрами 1, 2, 3 в нижней части листа. Приклейте их над цветами, находящимися в вазе, так, чтобы они закрывали цветы. Прочтите стихотворение:
Наступает мамин праздник,
Наступает Женский день.
Знаю, любит мама очень…
Розы (1), маки (2) и сирень(3).
Предложите ребенку приподнять шар с цифрой (1,2, 3). Попросите назвать находящийся под ним цветок или цветы. Предложите пересчитать их и сказать, сколько цветков спряталось под шаром.
10. Игра «Как я маме помогала»
Чему учится ребенок: образовывать глаголы с помощью приставок под-; за-; вы-.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку прослушать рифмовку (во время чтения выделяйте голосом приставки):
Я сегодня маме
Дома помогал.
Пол громадным веником
Быстро подметал.
Вымел все соринки
И замел в совок.
Вот как я сегодня
Мамочке помог!
Попросите ребенка объяснить, какой новый смысл придают слову приставки под-; вы-; за-.
11. Игра «Мама печет пироги»
Чему учится ребенок: образовывать имена прилагательные от существительных.
Оснащение: не требуется.
Ход игры: предложите ребенку прослушать рифмовку:
Пирогов мы напечем,
Всех мы в гости позовем,
Самовар поставим,
Песни петь мы станем!
Расскажите ребенку о том, что мама любит печь пироги с разной начинкой. Предложите ему помочь вам и назвать пироги, которые напекла мама к празднику. Например, Пирог с капустой.— Какой пирог?— Капустный пирог. Лексический материал
Пирог с грибами.— Какой пирог?— Грибной пирог.
Пирог с картошкой.— Какой пирог?— Картофельный пирог.
Пирог с клубникой.— Какой пирог?— Клубничный пирог.
Пирог с яблоками.— Какой пирог?— Яблочный пирог.
Усложнение возможно за счет увеличения лексического материала.
Рис. 1 к игре «Слова наоборот»
Рис. 2 К игре «Что любит мама?»