Опубликовано: 16.11.2018 г.
Автор: Прокопенко Елена Александровна, учитель-логопед
Муниципальное казенное образовательное учреждение
города Новосибирска «Детский сад № 459 комбинированного вида»
В соответствии с ФГОС коррекционная работа логопеда с детьми с ограниченными возможностями здоровья должна учитывать особенности развития и специфические образовательные потребности данной категории детей, используя специальные образовательные программы и методы, специальные методические пособия и дидактические материалы. Целевые ориентиры для детей дошкольного возраста, имеющие различные речевые патологии, и детей с нормой психического и физического развития не отличаются и предполагают достаточно хорошее владение устной речью, умение выражать свои мысли, чувства и желания, наличие представлений о фонематической стороне речи, формирование предпосылок к обучению грамоте.
Поэтому логопеды, работающие в детских садах, должны помочь детям с ОВЗ не только компенсировать нарушения речи, но и продолжить полноценное развитие речевой деятельности. При этом нарушение процессов речевой деятельности у детей тесно взаимосвязано с нарушениями памяти, внимания, восприятия, моторики, словесно-логического мышления. Таким детям трудно сохранять усидчивость, работоспособность и произвольное внимание на протяжении занятия.
В современной логопедии есть уникальная, всегда эффективная технология коррекционно-развивающего обучения – это наглядное моделирование. Использование наглядных моделей в коррекционном процессе не является инновацией, однако на протяжении длительного времени не теряет своей актуальности и продолжает оставаться современным подходом в дошкольном образовании.
Наглядное моделирование схоже с основными видами деятельности дошкольного детства, такими как сюжетно-ролевая игра и продуктивная деятельность. Их объединяет одна общая особенность – моделирующий характер. Наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста.
Наглядное моделирование — это воспроизведение существенных свойств изучаемого объекта, создание его заместителя и работа с ним. Логопед работает с такими понятиями, которые не являются объектами, которые можно увидеть или потрогать руками. Ребенок, овладевая действиями замещения и наглядного моделирования, получает возможность не только познавать, но и становиться активным пользователем. В логопедической практике метод наглядного моделирования используется во всех направлениях коррекционно-развивающей деятельности, помогает ребенку зрительно представить такие абстрактные понятия, как звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для детей с речевой патологией, поскольку наглядный материал усваивается ими лучше вербального.
Практика показывает, что использование многочисленного картинного материала и устных речевых упражнений снижают интерес детей к занятию, дети утомляются и отвлекаются, не понимают словесную инструкцию, и как следствие не происходит усвоение речевого материала. А сопровождение логопедических заданий наглядно-графическими схемами, моделями, таблицами, условными обозначениями, цветовыми и графическими символы позволяет делать коррекционный процесс более динамичным и продуктивным.
Мы воспринимаем окружающий мир с помощью органов чувств, используя совместную работу сразу нескольких из них. Тем не менее, у каждого из нас есть определенный излюбленный способ восприятия мира или ведущая модальность. Таких способов или каналов восприятия три: визуальный, аудиальный, кинестетический. И каждый ребенок по-своему воспринимает окружающую действительность и обрабатывает полученную из нее информацию. Использование наглядного моделирования позволяет на занятиях дать возможность ребенку «увидеть, услышать и потрогать» непонятные для него понятия, дает возможность передавать информацию, используя все канал мировосприятия.
Технология наглядного моделирования осуществляется строго в соответствии с положением о постепенном, поэтапном переходе от наглядно-действенного и наглядно-образного к вербально-логическому мышлению, определяется системным, последовательным и постепенным подходами в подаче речевого материала (от простого и доступного с усложнением и расширением). Учитывая, что ведущим видом деятельности является игра, все предлагаемые наглядные модели представлены в форме игр и игровых упражнений. Главное, чтобы на каждом этапе коррекционно-развивающего процесса, ребенок был активным участником, тогда мы сможем воздействовать на речевые недостатки, на всю познавательную деятельность и личность воспитанника в целом.
Технология наглядного моделирования доступна каждому педагогу, обладает вариативностью, гибкостью, многофункциональностью, и как подтверждает практика, именно наглядные модели позволяют создать специальные образовательные условия для детей с ОВЗ в коррекционно-развивающей деятельности логопеда.