Опубликовано: 27.11.2018 г.
Автор: Лазарева Ирина Николаевна, воспитатель
Цивилева Оксана Юрьевна, учитель - логопед
МБДОУ детский сад № 14 «Сказка», г. Верхний Уфалей
В дошкольной среде большое внимание уделяется проектированию – педагогическому и детскому. Проектный метод обучения является для дошкольных заведений инновационным. Он направлен на развитие личности ребенка, его познавательных, творческих способностей. Проектная деятельность, как ни какая другая поддерживает детскую познавательную инициативу в условиях ДОУ и семьи. Тема эта весьма актуальна по ряду причин.
Проектная деятельность помогает ребенку получить ранний социальный позитивный опыт реализации собственных замыслов. Если то, что наиболее значимо для ребенка еще и представляет интерес для других людей, он оказывается в ситуации социального принятия, которая стимулирует его личностный рост и самореализацию.
Именно проектная деятельность позволяет не только поддерживать детскую инициативу, но и оформить ее в виде культурно – значимого продукта. Проектирование актуально еще по ряду причин:
- Федеральные государственные требования (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования говорят о том, что программа ДОУ должна строиться с учетом принципа интеграции образовательной области в соответствии с возрастными возможностями и спецификой образовательных областей.
- Ребенок должен, как можно раньше получить позитивный социальный опыт реализации собственных замыслов.
- Все возрастающая динамичность экономических и социальных отношений требует поиска новых, нестандартных действий в самых разных обстоятельствах. Нестандартность действий основывается на оригинальности мышления.
Проектная деятельность, как педагогов, так и дошкольников существенно изменяет межличностные отношения между сверстниками и между взрослым и ребенком. Все участники проектной деятельности приобретают опыт продуктивного взаимодействия, умение слышать другого и выражать свое отношение к различным сторонам реальности. Новый виток интереса к проекту как способу организации жизнедеятельности детей объясняется его потенциальной интегративностью, соответствием технологии развивающего обучения, обеспечением активности детей в образовательном процессе. Таким образом, используя в своей работе педагогическое проектирование, а в работе с дошкольниками методику работы с детьми по организации проектной деятельности (технологию проектного обучения), я реализую личностно – ориентированный и развивающий подход к обучению и воспитанию.
Проектный метод обучения, способствует развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в себе и в собственных возможностях. В основе, каждого проекта лежит какая – ни будь проблема. Ведь темы проектов рождаются именно из интересов детей.
В данном проекте предлагается материал для работы с детьми старшего возраста, который помогает расширить знания детей о профессиях через различные образовательные области.
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели и родители.
Тип проекта:познавательный, игровой.
Сроки проведения проекта: долгосрочный.
Цель проекта:
Познакомить детей с различными профессиями взрослых.
Формировать у старших дошкольников трудовые навыки.
Задачи проекта:
Расширить представление у детей о разных видах труда взрослых;
Познакомить детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, о результатах труда взрослых, об оборудовании, инструментах, необходимых для работы людям разных профессий;
Развивать речевую активность, активизировать, уточнять и расширять словарь по данной теме;
Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых;
Способствовать формированию положительного отношения и уважения к труду взрослых.
Методы проекта: наблюдения, чтение художественной литературы, игры - сюжетно-ролевые, подвижные, дидактические, обучающие, познавательно-игровая образовательная деятельность, конструирование.
Актуальность: Д. Б. Эльконин говорил: в дошкольные годы происходит замыкание связи между предметным миром и миром человеческих отношений. Поэтому ознакомление дошкольников с профессиями играет важную роль в установлении их контактов с взрослым миром. Формирование системных знаний детей о труде взрослых предполагает знакомство дошкольников с конкретными трудовыми процессами. Знакомство детей с трудом взрослых это не только средство формирования системных знаний, но и значимое социально – эмоциональное средство приобщения к миру взрослых, приобретение детьми опыта общения с людьми.
Описание этапов работы над проектом:
1-й этап: подготовительный
Предварительная работа педагога
Изготовление:
– альбомов по темам: «Профессии в детском саду», «Профессии Верхнего Уфалея»
– пополнение картотек стихов, пословиц, скороговорок по теме: «Профессии», «Труд».
– подбор и изготовление дидактических и настольных игр.
- подбор художественной литературы.
Работа с родителями:
- Оформление фото альбома «Профессии моих родителей»
- Социальное партнерство с семьями воспитанников: беседы родителей с детьми в ДОУ: Моя профессия - «Учитель», «Машинист», «Парикмахер», «Плавильщик».
2-й этап: основной
Работа с детьми по образовательным областям:
Социально – коммуникативное развитие. |
Беседы: - Кто нас воспитывает? - Кто построил новый дом? - Кто нас обувает и одевает? - Мебельная фабрика - Службы «01», «02», «03» всегда на страже. - Кем ты будешь, когда станешь взрослым? - Цикл бесед Профессии. Какие они? (артист, библиотекарь, бухгалтер, водитель, военнослужащий, врач, парикмахер, повар, продавец, учитель, фермер). С\р игры:«Школа», «Детский сад», «Строители», «Шоферы», «Библиотека», «Магазин», «Больница», «Ателье», «Почта», «Пожарные», «Парикмахерская». Д\и «Четвертый лишний», «Кому что нужно», «Я знаю…» Экскурсии: В библиотеку (профессия библиотекарь) Пожарная часть, Почта, Хлебокомбинат. «Пищеблок ДОУ», прачечная. |
Речевое развитие (чтение художественной литературы) |
- Составление описательного рассказа о профессиях с использования схемы. - Загадки о профессиях. -Чистоговорки - Чтение С. Михалков «Дядя Степа - милиционер» В. Маяковский «Кем быть» Д. Родари «Чем пахнут ремесла» О. Емельянова «Врач», «Повар» С. Я. Маршак «Кузнец», «Почта», Б. Захадер «Строители» - Заучивание стихотворений по данной теме. - П\ гимнастика: «Профессии на транспорте», «Профессии», «Цирк», «Строители». |
Художественно – эстетическое развитие (Музыка) |
Беседы о творческих профессиях связанных с музыкой (дирижер, композитор, пианист, певец). |
Художественно – эстетическое развитие |
Рисование: - Чайный сервиз - Ковер - Строительство в нашем городе - Летящие самолеты - Грузовая машина - Ракета в космосе - Пароход - Ателье мод Аппликация: - Платье для Кати - Вертолет - Добрый доктор Айболит Лепка: - Клоун - Стол и стул - Деревянная Москва - В детском саду.
|
Взаимосвязь с учителем - логопедом |
Лексическая тема «ПРОФЕССИИ. ТРУДОВЫЕ ДЕЙСТВИЯ» 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Лото «ПРОФЕССИИ». Деление на слоги слов — названий профессий. Совершенствование навыка слогового анализа слов. Скороговорки. Развитие общих речевых навыков — четкости дикции, правильного звукопроизношения (см. приложение). 2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. «ИГРА В СТАДО». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для старшей группы). Упражнение «КАК МЫ ПОИЛИ ТЕЛЯТ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для старшей группы). 3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Сюжетные картинки по теме. А. Жабский «Контрольная дойка». Белорусская народная сказка «Легкий хлеб». Русская народная сказка «Василиса Прекрасная». «ПРОФЕССИИ. ИНСТРУМЕНТЫ» 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Слоговое лото «ИНСТРУМЕНТЫ». Совершенствование навыка слогового анализа слов. Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: пила, игла. 2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Подвижная игра «СТАРЫЙ КЛЕН». Координация речи с движением (см. приложение). Пальчиковая гимнастика «НАПЕРСТОК» (повторение, см. приложение для старшей группы). 3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Предметные картинки по теме. С. Маршак «Как рубанок сделал рубанок». 1. ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ПЯТИМИНУТКИ. Упражнение «ПОМОГИ НЕЗНАЙКЕ». Звуковой анализ слов: кок, врач. Совершенствование навыка звукового анализа слов. Составление и анализ предложений о профессиях (с опорой на картинки). Развитие связной речи. Совершенствование навыка анализа предложений. 2. ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ. Пальчиковая гимнастика «ПОВАР» (см. приложение). Упражнение «МАЛЯРЫ». Координация речи с движением (повторение, см. приложение для старшей группы). 3. ИЛЛЮСТРАТИВНЫЙ МАТЕРИАЛ И ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА. Предметные картинки по теме. Е.Успенский «Детский врач» (из альбома «Детям о профессиях»). Русская народная сказка «Семь Симеонов — семь работников». В.Драгунский «Сверху вниз, наискосок». |
3-й этап: итоговый.
Провести анализ и обобщить результаты работы.
Ожидаемый результат.
Расширение знаний детей о профессиях, их значении в жизни человека.
Список используемой литературы.
1. Боровлева А.В. Проектный метод - как средство повышения качества образования / А.В. Боровлева // Управление ДОУ. - 2006. - №7.
2. Н. М. Быкова Игры и упражнения для развития речи. «Детство –пресс», 2010.
3. В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Познавательное развитие в старшей группе. Воронеж 2008.
4. Д.Н. Колдина Рисование с детьми 5 – 6 лет М.: Мозаика – Синтез 2012.
5. Н.В. Нищева Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи. (с 4 до 7 лет). – СПб.: Детство Пресс, - 2017 г.
6. Т.А. Шорыгина Профессии, Какие они? М.: Издательство ГНОМ 2013.