0+



 

Опубликовано: 05.12.2018 г.

Автор: Реймер Виктор Андреевич,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара

Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение обучающихся с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Через внедрение программы обучения игре в шахматы в школе-интернате мы даём возможность детям активно контактировать и общаться со своими сверстниками, как внутри школы, так и на соревнованиях с участниками из всего города и района. В дальнейшей жизни после учебного заведения игра в шахматы дает возможность выпускникам легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в шахматы, дети легко организуют свой досуг и свободное время, так как сейчас в любой компьютер и даже телефон можно установить программу игры в шахматы и таким образом продолжать играть.

Шахматы необычайно многогранны, они дарят своим приверженцам разнообразные эмоции и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор не удаётся. Даже современные компьютер в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не может сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Актуальность данной программы обусловлена еще и тем, что в рамках школы-интернета необходимо непрерывно развивать у обучающихся память, логическое мышление, внимание, воображение и усидчивость.
К тому же шахматы - замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы - одна семья». Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Начиная работу с особыми детьми, следует определиться, какие цели мы перед собой ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре. Поскольку в нашем случае речь идет о детях с ОВЗ, то мы рассматриваем обучение игре в шахматы как развивающий процесс.
При этом следует учитывать психофизиологические особенности обучаемых. В нашем случае у детей с ОВЗ, в большинстве своём, отсутствует сознательная мотивация к обучению, и поэтому принцип обучения игре в шахматы может быть только один – должно быть интересно. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. В программе не ставится задача подготовки спортсменов.

Цели и задачи обучения шахматной игре.

Цель:
Развитие мышления обучающихся школы-интерната посредством игры в шахматы.
Задачи:
Познавательная:
Получить новые знания, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, научить ориентироваться на шахматной доске, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Тренировать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. Ребёнок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Общеразвивающая:
Развивать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, в чем-то преодолеть себя, достичь вершин умения играть в шахматы. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через регулярные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.


Результаты

При обучении обучающихся с ОВЗ за 2015-2016, 2017-2018 учебные года достигнуты определенные результаты.
Педагог, реализующий программу обучения игры в шахматы, должен, прежде всего, сам уметь играть в шахматы. Важно передать своё позитивное отношение к игре детям. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, как на занятиях, так и в период отдыха. Для развития мышления на занятиях педагог использует определенные методы и технологии: систематически даются шахматные задачи на мат в 1 или 2 хода, организуются воспитательные мероприятия в виде инсценировок про шахматные фигуры. Обучающиеся также разучивают или составляют стихи про игру в шахматы.
Результаты по качеству освоения шахматной программы отражены в диагностических таблицах, мониторинге процесса обучения.
За этот период (2016-2018 годы) было проведено 3 школьных турнира по шахматам и 3 районных, 2 городских шахматных турниров. Обучающиеся школы-интерната заняла из 16 команд общеобразовательных школ – 5 место.
У детей, с интересом играющих в шахматы, проявились лидерские качества, улучшились коммуникативные навыки, снизилась конфликтность. Приятной неожиданностью стало желание хорошо играющих детей обучать премудростям шахмат новеньких, младших детей.
В период за 2016-2018 г. программу обучения прошли 15 детей (с 1 по 3 год обучения). Были получены следующие результаты освоения шахмат:

Высокий уровень – 5 чел

Средний уровень – 8 чел

Низкий уровень – 2 чел

В результате обучения шахматной игре у обучающихся наблюдаются развитие мышления и определенных навыков:
• развитие логического мышления;
• развитие пространственной ориентации на плоскости;
• развитие коммуникативных навыков;
• повышение интереса детей к игре в шахматы.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: программа обучения игре в шахматы позволяет повысить у обучающихся уровень логического мышления, внимания и памяти.

Используемая литература

1.Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009.
2.Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009.
3.Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002.
4.Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы. Москва, Просвещение, 1991;
5.Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
6.Карпов, А. Е. Весело учитесь шахматам / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
7.Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
8.Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи/ С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
9.Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
10.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
11.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
12.Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1:

1. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.

Специалист, реализующий программу обучения игры в шахматы, должен, прежде всего, сам уметь играть в шахматы. Важно передать своё позитивное отношение к игре детям. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, как на занятиях, так и в период отдыха.
Оборудование кабинета:
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (тренировочные диаграммы, иллюстрации);
настольные шахматы разных видов;
шахматные часы;
простые карандаши и листы бумаги;
компьютерная программа игры в шахматы;
Технические средства: ПК, интерактивная доска, принтер, доступ в Интернет.

2. Критерии оценки достижения планируемых результатов.

Методика обследования уровня развития умений и навыков детей при игре в шахматы.

Критерии уровней развития детей

Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Сказка.

В некотором царстве. В некотором государстве, давным-давно жил-был король. Было у него два сына: Белый Королевич и Черный Королевич. Так их звали за то, что один любил наряжаться в белую одежду, а другой в черную.
После смерти старенького короля сыновья заспорили о наследстве и объявили друг другу войну. Много воинов полегло с той и с другой стороны, а войне конца не видать. Но вот в королевстве объявился старый мудрец, пришел он к Белому Королевичу, упал в ноги и говорит:
«Государь мой, позволь мне помирить тебя с братом. Знаю я одно такое средство надёжное».
«Если обманешь, - молвил грозно Королевич, - не сносить тебе головы!»
Достал мудрец из котомки клетчатую доску и расставил на ней какие-то фигурки. Обступили мудреца придворные, не видели они раньше такой диковинной штуки, глаза и рты пораскрывали от удивления.
«Игра эта «Шахматы» называется, - говорит мудрец,- Она так интересна, что забудете про всё на свете». И стал мудрец обучать Белого Королевича.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Научился Белый Королевич играть, да так увлёкся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Позабыв про ссору, посылает он к брату Черному Королевичу быстрых гонцов и предлагает ему помириться, обещая показать невиданную игру-забаву.

И наступило долгожданное перемирие. Королевичи сражались теперь только за шахматной доской. Все были довольны, что войны больше нет.
«Чем же тебя одарить, наградить, мудрый старец? – обратились Королевичи к мудрецу, - Проси всё, что хочешь, всё исполним!»
«Ваши Королевские величества, - молвил старик, - в воинах, которые вы вели между собой, у меня погибли сын и внук, прикажите же своим войскам больше не проливать кровь людскую. Пусть все битвы ваши идут здесь. За шахматной доской. А чтобы вам не скучать без войска, назовите фигуры, как на войне:
пехота - пешки, крепость - ладья,
королева - ферзь, конница - конь,
телохранитель - слон, царь - король.
Так впервые появились шахматы! Потом в игру мудрецов стали играть всюду, во всех царствах и государствах, богатые и бедные!

После прочтения сказки необходимо детям показать шахматные доски и фигуры. Рассмотреть, какие они разные по форме. 

Как опубликовать статью?

Уважаемые педагоги, для того, чтобы разместить на страницах интернет-издания собственные работы необходимо сделать несколько простых шагов:

  1. Ознакомьтесь с требованиями к размещаемым материалам.
  2. Заполните заявку на публикацию (скачать Заявку).
  3. Оплатите за размещение материала (скачать квитанцию для оплаты) или пополните кошелек Яндекс Деньги 410015930905285.  Стоимость организационного взноса за изготовление диплома и свидетельства о публикации всего 150 рублей.
  4. На электронный адрес редакции 5.izmerenie@mail.ru отправьте письмо с темой «Публикация статьи».

    К письму должны быть прикреплены три файла:
    - статья для публикации,
    - заявка на публикацию (скачать Заявку).
    - копия оплаты оргвзноса (скан или фото).

  Как оплатить счет на сайте:

1. В личном кабинете выберите мероприятие (Педагогический электронный журнал «Пятое измерение» (Размещение публикаций) и нажмите "Оплатить".

2. Выберите способ оплаты: 

  • Оплата PayAnyWay (Монета) Возможные варианты оплаты:

- Банковские карты (VISA, MasterCard, СБП, Yandex Pay) 

- Электронные деньги (MONETA.RU, ЮМoney)

- Переводы (Почтовый перевод, Банковский перевод)

- Платежные терминалы (Московский кредитный Банк, Элекснет)

  • Оплата квитанцией через банк

 3. Укажите количество участников и нажмите "Оформить заказ".

 4. После оплаты организационного взноса,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отправьте на электронный адрес 5.izmerenie@mail.ru

 

Как оплатить по квитанции на оплату через банк:

1. Скачайте квитанцию на сайте.

2. Оплатите организационный взнос: изготовление диплома и свидетельства о публикации составляет всего 150 рублей (скачать квитанцию для оплаты) При перечислении можно воспользоваться услугами любого банка. Обязательно укажите фамилию, имя,  отчество плательщика оргвзноса!

4. После оплаты,  подготовленные материалы на публикацию, заявку на публикацию (скачать Заявку), отсканированную или сфотографированную квитанцию необходимо отправить на электронную почту 5.izmerenie@mail.ru

 

На страницах нашего электронного журнала Вы сможете найти полезный для себя материал, обрести единомышленников, поделиться с более молодыми коллегами из других городов и регионов России своими наработками и опытом, а также опубликовать оригинальные статьи и материалы по педагогической тематике.

 Редакция сетевого издания Центра интеллектуального развития «Пятое измерение» всегда открыта к диалогу и рада сотрудничеству!

Желаем Вам успехов!

Войти

Регистрация