Опубликовано: 05.12.2018 г.
Автор: Реймер Виктор Андреевич,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО «ЦДТ «Луч» г.о. Самара
Одной из актуальных социально-экономических и демографических проблем современного российского социума является включение обучающихся с ограниченными возможностями в общество. Актуальность этой проблемы объясняется многими обстоятельствами, сложившимися в современной России. Численность детей-инвалидов с физическими, интеллектуальными, психическими и сенсорными отклонениями среди населения страны неуклонно возрастает. Через внедрение программы обучения игре в шахматы в школе-интернате мы даём возможность детям активно контактировать и общаться со своими сверстниками, как внутри школы, так и на соревнованиях с участниками из всего города и района. В дальнейшей жизни после учебного заведения игра в шахматы дает возможность выпускникам легко найти общий интерес в иной социальной среде, с новыми людьми. Умея играть в шахматы, дети легко организуют свой досуг и свободное время, так как сейчас в любой компьютер и даже телефон можно установить программу игры в шахматы и таким образом продолжать играть.
Шахматы необычайно многогранны, они дарят своим приверженцам разнообразные эмоции и яркие образы, помогают приобщиться к многовековой человеческой культуре. Люди играют в шахматы уже почти полторы тысячи лет, а исчерпать все возможности древней игры, постичь все тайны шахматного королевства до сих пор не удаётся. Даже современные компьютер в миллионы раз превосходящие по быстродействию человеческий мозг, не может сосчитать, сколько вариантов возникает в ходе одной шахматной партии.
Доказано, что занятия шахматами укрепляют память, развивают аналитические способности и воображение, помогают вырабатывать такие черты характера, как организованность, целеустремленность, объективность. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. Актуальность данной программы обусловлена еще и тем, что в рамках школы-интернета необходимо непрерывно развивать у обучающихся память, логическое мышление, внимание, воображение и усидчивость.
К тому же шахматы - замечательный повод для общения детей, способствующий углублению взаимопонимания, укреплению дружеских отношений. Не случайно девизом Всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы - одна семья». Расширение круга общения, возможностей полноценного самовыражения, самореализации позволяет этим детям преодолеть замкнутость, мнимую ущербность.
Начиная работу с особыми детьми, следует определиться, какие цели мы перед собой ставим, поскольку процесс обучения игре в шахматы можно рассматривать с двух точек зрения: первое, как процесс развития интеллекта ребенка и, второе, как собственно процесс обучения игре. Поскольку в нашем случае речь идет о детях с ОВЗ, то мы рассматриваем обучение игре в шахматы как развивающий процесс.
При этом следует учитывать психофизиологические особенности обучаемых. В нашем случае у детей с ОВЗ, в большинстве своём, отсутствует сознательная мотивация к обучению, и поэтому принцип обучения игре в шахматы может быть только один – должно быть интересно. Начальный курс по обучению игре в шахматы максимально прост и доступен. В программе не ставится задача подготовки спортсменов.
Цели и задачи обучения шахматной игре.
Цель:
Развитие мышления обучающихся школы-интерната посредством игры в шахматы.
Задачи:
Познавательная:
Получить новые знания, активизировать мыслительную деятельность обучающихся, научить ориентироваться на шахматной доске, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.
Воспитательная:
Тренировать настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер. Ребёнок, обучающийся игре в шахматы, становится самокритичнее, привыкает самостоятельно думать, принимать решения, бороться до конца, не унывать при неудачах.
Общеразвивающая:
Развивать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, в чем-то преодолеть себя, достичь вершин умения играть в шахматы. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через регулярные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.
Результаты
При обучении обучающихся с ОВЗ за 2015-2016, 2017-2018 учебные года достигнуты определенные результаты.
Педагог, реализующий программу обучения игры в шахматы, должен, прежде всего, сам уметь играть в шахматы. Важно передать своё позитивное отношение к игре детям. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, как на занятиях, так и в период отдыха. Для развития мышления на занятиях педагог использует определенные методы и технологии: систематически даются шахматные задачи на мат в 1 или 2 хода, организуются воспитательные мероприятия в виде инсценировок про шахматные фигуры. Обучающиеся также разучивают или составляют стихи про игру в шахматы.
Результаты по качеству освоения шахматной программы отражены в диагностических таблицах, мониторинге процесса обучения.
За этот период (2016-2018 годы) было проведено 3 школьных турнира по шахматам и 3 районных, 2 городских шахматных турниров. Обучающиеся школы-интерната заняла из 16 команд общеобразовательных школ – 5 место.
У детей, с интересом играющих в шахматы, проявились лидерские качества, улучшились коммуникативные навыки, снизилась конфликтность. Приятной неожиданностью стало желание хорошо играющих детей обучать премудростям шахмат новеньких, младших детей.
В период за 2016-2018 г. программу обучения прошли 15 детей (с 1 по 3 год обучения). Были получены следующие результаты освоения шахмат:
Высокий уровень – 5 чел
Средний уровень – 8 чел
Низкий уровень – 2 чел
В результате обучения шахматной игре у обучающихся наблюдаются развитие мышления и определенных навыков:
• развитие логического мышления;
• развитие пространственной ориентации на плоскости;
• развитие коммуникативных навыков;
• повышение интереса детей к игре в шахматы.
Опираясь на полученные результаты, можно сделать вывод: программа обучения игре в шахматы позволяет повысить у обучающихся уровень логического мышления, внимания и памяти.
Используемая литература
1.Абрамов С.П., Барский В.Л. Шахматы: первый год обучения. Методика проведения занятий. - М.: ООО "Дайв", 2009.
2.Барский В.Л. Карвин в шахматном лесу. Учебник шахмат для младших школьников в 2 кн. Кн.1. - М.: ООО "Дайв", 2009.
3.Губницкий С.Б., Хануков М.Г., Шедей С.А. Полный курс шахмат для новичков и не очень опытных игроков. - М.: ООО "Издательство АСТ"; Харьков: "Фолио", 2002.
4.Гришин, В. Г. Малыши играют в шахматы. Москва, Просвещение, 1991;
5.Я играю в шахматы / В. Г. Зак, Я. Н. Длуголенский. — Л.: Детская литература, 1985;
6.Карпов, А. Е. Весело учитесь шахматам / А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
7.Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей / В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
8.Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи/ С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
9.Сухин, И. Г. Приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — М.: Педагогика, 1991;
10.Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране / И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
11.Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких / И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
12.Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих / Виктор Хенкин. — М.: Астрель: АСТ, 2008.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
1. Ресурсы, необходимые для эффективной реализации программы.
Специалист, реализующий программу обучения игры в шахматы, должен, прежде всего, сам уметь играть в шахматы. Важно передать своё позитивное отношение к игре детям. Главным условием результативной работы являются дружеские отношения между детьми в группе. Педагогу необходимо поддерживать положительную эмоциональную атмосферу, как на занятиях, так и в период отдыха.
Оборудование кабинета:
дидактические игры для обучения игре в шахматы;
наглядные пособия (тренировочные диаграммы, иллюстрации);
настольные шахматы разных видов;
шахматные часы;
простые карандаши и листы бумаги;
компьютерная программа игры в шахматы;
Технические средства: ПК, интерактивная доска, принтер, доступ в Интернет.
2. Критерии оценки достижения планируемых результатов.
Методика обследования уровня развития умений и навыков детей при игре в шахматы.
Критерии уровней развития детей
Высокий: ребенок имеет представление о «шахматном королевстве». Умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывая и называя их вслух. Знает, различает и называет шахматные фигуры. Знает ходы шахматных фигур и их отличия. Понимает важность первых ходов. Имеет понятие о приёмах взятия фигур. Умеет самостоятельно выполнять задания, кратко и точно выражать мысли, выполнять задания в более быстром темпе. У ребёнка развита познавательная активность, логическое мышление, воображение. Обладает навыками счёта предметов, умение соотносить количество и число. Развито зрительное восприятие, внимание, мелкая моторика рук. Умеет планировать свои действия, обдумывать их, рассуждать, искать правильный ответ. Развита ловкость и смекалка, ориентировка в пространстве, способность думать, мыслить, анализировать. Имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Умеет записывать шахматные партии. Узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях. У ребенка развито логическое мышление.
Средний: ребенок затрудняется в умении быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Путает название шахматных фигур, ходы шахматных фигур и их отличия. Путает понятия «равно», «неравно», «больше», «меньше». Путается в названии геометрических фигур, в сравнении величин на основе измерения. Не всегда узнаёт и различает геометрические фигуры в различных положениях.
Низкий: ребенок не умеет быстро и правильно находить поля, вертикали и диагонали, показывать и называть их вслух. Не знает, не различает и не называет шахматные фигуры. Не знает ходов шахматных фигур и их отличия. Не имеет понятие «рокировка», «шах» и «мат». Не умеет записывать шахматные партии.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2.
Сказка.
В некотором царстве. В некотором государстве, давным-давно жил-был король. Было у него два сына: Белый Королевич и Черный Королевич. Так их звали за то, что один любил наряжаться в белую одежду, а другой в черную.
После смерти старенького короля сыновья заспорили о наследстве и объявили друг другу войну. Много воинов полегло с той и с другой стороны, а войне конца не видать. Но вот в королевстве объявился старый мудрец, пришел он к Белому Королевичу, упал в ноги и говорит:
«Государь мой, позволь мне помирить тебя с братом. Знаю я одно такое средство надёжное».
«Если обманешь, - молвил грозно Королевич, - не сносить тебе головы!»
Достал мудрец из котомки клетчатую доску и расставил на ней какие-то фигурки. Обступили мудреца придворные, не видели они раньше такой диковинной штуки, глаза и рты пораскрывали от удивления.
«Игра эта «Шахматы» называется, - говорит мудрец,- Она так интересна, что забудете про всё на свете». И стал мудрец обучать Белого Королевича.
Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается.
Научился Белый Королевич играть, да так увлёкся, что просиживал за шахматами дни и ночи. Позабыв про ссору, посылает он к брату Черному Королевичу быстрых гонцов и предлагает ему помириться, обещая показать невиданную игру-забаву.
И наступило долгожданное перемирие. Королевичи сражались теперь только за шахматной доской. Все были довольны, что войны больше нет.
«Чем же тебя одарить, наградить, мудрый старец? – обратились Королевичи к мудрецу, - Проси всё, что хочешь, всё исполним!»
«Ваши Королевские величества, - молвил старик, - в воинах, которые вы вели между собой, у меня погибли сын и внук, прикажите же своим войскам больше не проливать кровь людскую. Пусть все битвы ваши идут здесь. За шахматной доской. А чтобы вам не скучать без войска, назовите фигуры, как на войне:
пехота - пешки, крепость - ладья,
королева - ферзь, конница - конь,
телохранитель - слон, царь - король.
Так впервые появились шахматы! Потом в игру мудрецов стали играть всюду, во всех царствах и государствах, богатые и бедные!
После прочтения сказки необходимо детям показать шахматные доски и фигуры. Рассмотреть, какие они разные по форме.